№2-918/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2018 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Боюс Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белякова А. Б. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о перерасчете пенсии,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что Беляков А.Б. является пенсионером, получателем страховой пенсии по старости. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу в г.Воркута Республика Коми. После увольнения с военной службы истец был трудоустроен в г.Петрозаводске. При обращении к ответчику за соответствующим перерасчетом истцу было отказано, поскольку военная служба не является работой. С данным отказом истец не согласен, просит обязать ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву, произвести перерасчет начисленной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Пошарина Д.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав на отсутствие правовых оснований для соответствующего учета истцу спорного периода.
Представитель 3-го лица ОАО «РЖД» Блинова В.С., действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что сведений о направлении либо оплате обучения истца в училище не имеется. Есть сведения только по оплате истцу производственной практики.
Суд, выслушав стороны, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Беляков А.Б. является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. При назначении пенсии служба истца в армии по призыву учтена ответчиком только в страховой стаж. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи со службой в районах Крайнего Севера. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик отказал истцу в перерасчете, поскольку законодательством зачет периодов прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях не предусмотрен.
Досрочная страховая пенсия по старости истцу назначена по нормам Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона №400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.8 ст.18 Федерального закона №400-ФЗ в случае приобретения пенсионером необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно ст.12 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, кроме прочих, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.
Таким образом, действующее пенсионное законодательство не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (данная правовая позиция также отражена в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Спорный период военной службы учтен ответчиком только в страховой (общий трудовой) стаж истца.
В обоснование исковых требований истец ссылается на законодательство, действовавшее в период прохождения им службы в Советской Армии.
Действительно, период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периоду до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 №2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 №8-П и определение от 05.11.2002 №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз.7 п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Как следует из пояснений стороны истца и представленных документов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил военную службу в г.Воркута Республика Коми. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучался в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ трудоустроен в <данные изъяты>.
В соответствии с перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029), г.Воркута Республики Коми является районом Крайнего Севера, г.Петрозаводск являются местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.
Между тем, после увольнения с военной службы истец не был трудоустроен, а поступил для получения специальности в училище, трудоустроившись после окончания которого только в ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, поскольку истец не трудоустроился в течение трех месяцев после увольнения с военной службы в районах Крайнего Севера (РКС), в силу названых норм в данном случае отсутствуют условия, при которых время действительной срочной военной службы истца в районе Крайнего Севера может быть засчитано в специальный стаж работы. Соответственно, истец не имеет права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Довод стороны истца о том, что на обучение он был направлен будущим работодателем не нашел своего подтверждения, работодателем данное обстоятельство также не подтверждено. Таким образом, доказательства направления истца на обучение с будущим трудоустройством, как и оплаты обучения работодателем суду не представлены (при этом судом принимается во внимание, что документы по оплате производственной практики истца в период обучения у работодателя сохранились).
С учетом установленных обстоятельств оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л. Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 09.04.2018.