Дело № 2-4477/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** 2016 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Пулатовой З.И.
при секретаре Степанове М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова В.А. к ликвидационной комиссии УФСКН России по Псковской области о признании приказов незаконными в части, взыскании среднего заработка за период вынужденного прогула, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, компенсации за задержку выплат,
УСТАНОВИЛ:
Иванов В.А. обратился в суд с иском к ликвидационной комиссии УФСКН России по Псковской области о восстановлении на службе, взыскании среднего заработка за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда, в обоснование указав, что с 2008 года проходил службу в УФСКН, приказом от 31.05.2016 уволен в связи с переводом в другой государственный орган – УМВД России по Псковской области. Полагал увольнение незаконным, поскольку на момент издания приказа об увольнении отсутствовало письмо УМВД, не была утверждена штатная численность в УМВД в связи с упразднением ФСКН, с приказом об увольнении его ознакомили только 27.06.2016, с 01.06.2016 по 07.07.2016 образовался период вынужденного прогула, поскольку только 07.07.2016 был заключен контракт с УМВД России по Псковской области. На основании изложенного просил суд признать незаконным приказ от 31.05.2016 в части его увольнения из органов наркоконтроля и исключении с 31.05.2016 из списка сотрудников УФСКН, восстановив на службе, зачислив в распоряжение УФСКН России по Псковской области до окончания организационно-штатных мероприятий - до 06.07.2016. Взыскать средний заработок за период вынужденного прогула в размере 86875 рублей, денежную компенсацию за нарушение срока выплат, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В судебном заседании истец изменил исковые требования, просил признать незаконным приказ от 31.05.2016 в части даты увольнения и исключения из списков сотрудников УФСКН, признать незаконным приказ ликвидационной комиссии УФСКН России по Псковской области от 01.09.2016 № 20-лс в части изменения даты увольнения, изменить дату увольнения на 06.07.2016, взыскать средний заработок за период вынужденного прогула, компенсацию за неиспользованный отпуск за 2015 год в количестве двух дней, компенсацию морального вреда.
Дополнительно указал, что до установления штатной численности в МВД ответчик не мог увольнять сотрудников, подлежащих переводу в данный государственный орган, поскольку это влияло на денежное содержание. Расчет среднего заработка за период вынужденного прогула произведен в соответствии с трудовым законодательством. Кроме того, при увольнении ему не выплачена компенсация за неиспользованные дни отпуска за 2015 год, но с рапортом о выплате компенсации не обращался.
Представитель ответчика Чернышов Д.А. иск не признал, в возражение указав, что Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков упразднена, исключена из структуры федеральных органов исполнительной власти, функции и полномочия данной службы переданы МВД России. В соответствии с положениями Указа все сотрудники должны быть уволены в срок не позднее 31.05.2016 и приняты на службу в МВД. В связи с рапортом истца, выразившего согласие на перевод, увольнение произведено именно 31.05.2016, а отсутствие письма, на которое ссылается истец в силу положений Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН от 12.04.2005 № 115, правового значения в данном случае не имеет, так как гарантом перевода является Президент РФ. Штатная численность ФСКН России и ФМС России передана МВД России 05.04.2016. Отсутствие Указа Президента РФ, утверждающего штатную численность органов внутренних дел, с учетом присоединения данных служб, на 31.05.2016, то есть по истечении почти двух месяцев с момента вступления Указа от 05.04.2016, не может влиять на законность увольнения истца со службы в органах наркоконтроля, так как организационно-штатные мероприятия должны быть завершены до 01.06.2016. Кроме того, для сотрудников упраздненной службы, изъявивших желание на перевод в МВД, законодательно установлен трехмесячный срок принятия на службу со дня увольнения. С 01.06.2016 в УФСКН по Псковской области работает только ликвидационная комиссия, какие-либо функции в режиме деятельности службы не выполняются, что исключает в принципе оплату труда. Ранее изданный ликвидационной комиссией приказ от 21.07.2016 № 13-лс, изменивший дату увольнения истца на 06.07.2016, отменен 01.09.2016, какие-либо денежные средства истцу не выплачивались. Не оспаривая право истца на выплату компенсации за неиспользованный отпуск, представитель указал, что с учетом перевода Иванова В.А. в УМВД России по Псковской области за ним сохраняются все гарантии и компенсации, в том числе право на отпуск и на получение компенсации за неиспользованный отпуск. С рапортом о выплате компенсации истец не обращался, кроме того, имеется спор по сумме такой компенсации, так как ее размер зависит от даты увольнения. Доказательств отказа в предоставлении отпуска по новому месту службы истцом не представлено. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель соответчика – УМВД России по Псковской области Рябых У.Н. возражала относительно заявленных требований, поскольку УМВД не является надлежащим ответчиком. По существу иска пояснила, что 31.05.2016 издан приказ Управления, которым утверждено штатное расписание вновь созданного Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Псковской области, с вступлением в силу с момента вступления в силу Указа Президента РФ об уточнении предельной штатной численности ОВД, то есть с 07.07.2016, в связи с чем истец принят на службу с 07.07.2016. До указанной даты ликвидационная комиссия обязана выплатить истцу денежное довольствие, а также компенсацию за неиспользованный отпуск.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 в целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции упразднены Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральная миграционная служба (ФМС). Функции, полномочия и штатная численность ФСКН переданы МВД России, которое является правопреемником упраздняемых ФСКН и ФМС, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Пунктом 4 Указа Президента РФ в отношении сотрудников ФСКН и ФМС установлено следующее:
а) сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом;
сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается;
сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода:
- присваиваются специальные звания, соответствующие специальным званиям, присвоенным в органах наркоконтроля, но не выше специального звания полковника;
- сроки пребывания в специальных званиях в период прохождения службы в органах наркоконтроля засчитываются при присвоении очередных специальных званий;
- выслуга лет в органах наркоконтроля засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел для назначения пенсии, выплаты денежного содержания и предоставления иных мер социальной поддержки;
- сохраняются периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время службы в органах наркоконтроля…
Выполнение таких мероприятий должно быть завершено до 1 июня 2016 года (п. 5 Указа Президента РФ).
Судом установлено, что истец Иванов В.А. проходил службу в УФСКН России по Псковской области с 2008 года, уволен с 31.05.2016 в соответствии с приказом от 31.05.2016 на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 № 613, в связи переводом в другой государственный орган – УМВД России по Псковской области (л.д. 17, 18-22, 23-29, 30-33, 53).
Приказом начальника УМВД России по Псковской области от 31.05.2016 № 528 утверждено штатное расписание Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Псковской области, вступление в силу приказа связано с Указом Президента РФ об уточнении предельной штатной численности органов внутренних дел РФ, который опубликован 07.07.2016.
07.07.2016 с истцом заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел (л.д. 37-40, 70).
Разрешая заявленное требование о незаконности приказа об увольнении в части даты увольнения, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 № 613, сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган.
В силу п. 157 указанного Положения днем окончания службы в органах наркоконтроля считается день исключения сотрудника из списка сотрудников органа наркоконтроля в связи с увольнением со службы,
В соответствии с письмом Директора ФСКН России от 28.05.2016 сотрудники органов наркоконтроля исполняют свои обязанности до завершения организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией Указа Президента РФ от 05.04.2016, то есть до 01.06.2016. В целях выполнения решения Президента РФ сотрудников, изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел рапортом в письменном виде, уволить с 31.05.2016 с изданием приказов до 31.05.2016, за исключением сотрудников, планируемых к включению в состав ликвидационных комиссии (л.д. 57).
Письмом начальника Управления Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров от 20.05.2016 директору ФСКН России разъяснено, что исполнение обязанностей сотрудниками органов наркоконтроля осуществляется до 01.06.2016, освобождение от замещаемых должностей – с 01.06.2016 (л.д. 61-62).
В рассматриваемом случае порядок перевода, установленный Инструкцией об организации работы по увольнению сотрудников службы органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от 12.04.2005 № 115, предусматривающий перевод сотрудника в другой государственный орган на основании письма, подписанного руководителем соответствующего государственного органа, не применим, поскольку определен специальными нормативными актами - Указом Президента РФ от 05.04.2016, а также Федеральным законом от 03.07.2016 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».
В соответствии со ст. 33 указанного Федерального закона сотрудники органов наркоконтроля в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Дата увольнения истца, равно как и период приема на службу в органы внутренних дел обусловлены указанными нормативными актами, предельный трехмесячный срок принятия на службу в порядке перевода в органы внутренних дел в отношении истца соблюден, вопреки доводам истца, ни трудовым законодательством, ни законодательством, регламентирующим службу в органах наркоконтроля, не предусмотрено, что день увольнения из органов наркоконтроля должен предшествовать дню принятия на службу в органы внутренних дел.
Доводы истца о том, что он подлежал зачислению в распоряжение органа наркоконтроля с сохранением денежного содержания до даты приема на службу в органы внутренних дел, суд находит несостоятельными, поскольку приказ о зачислении в распоряжение не мог быть издан после 01.06.2016, иное означало бы самовольное продление императивно установленного Указом Президента РФ срока, а Порядок зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов наркоконтроля, утвержденный приказом ФСКН России от 26.12.2011 № 559, в данном случае не применяется, так как не распространяется на мероприятия, связанные с упразднением Федеральной службы в целом.
Принимая во внимание, что приказ об увольнении истца издан на основании его рапорта, в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016, перевод на службу в ОВД осуществлен не позднее трех месяцев со дня увольнения, правовые основания для признания незаконным приказа об увольнении в части даты увольнения – 31.05.2016 и изменения даты увольнения отсутствуют.
Издание ликвидационной комиссией последующих приказов в отношении истца, не являющегося сотрудником УФСКН, с изменением даты увольнения и отмены приказа, изменившего дату увольнения (л.д. 66, 111), правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, правовых последствий для истца не порождает.
Письмом председателя ликвидационной комиссии ФСКН России от 20.06.2016 разъяснено, что выплата денежного довольствия сотрудникам, уволенным в связи с переводом в органы внутренних дел, не производится (л.д. 60).
Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2016 № 1026-р, принятым во исполнение Указа Президента РФ от 05.04.2016, Министерству финансов РФ предписано предусмотреть финансирование мероприятий, в том числе по сохранению денежного довольствия и социальных гарантий сотрудникам упраздняемой ФСКН России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФСКН России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям (пункт 5 Распоряжения).
Таким образом, законодательно не предусмотрена оплата переходного периода для сотрудников, уволенных в порядке перевода в органы внутренних дел, за исключением лиц, входящих в состав ликвидационных комиссий.
Кроме того, поскольку судом не установлен факт незаконного увольнения истца, то правовых оснований для взыскания в пользу Иванова В.А. денежного довольствия за период с 01.06.2016 по 06.07.2016 и определения этого периода как вынужденного прогула не имеется.
Разрешая требование о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, суд считает необходимым отметить, что в части первой статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) закреплен особый порядок реализации права на отпуск при увольнении работника - выплата денежной компенсации за все неиспользованные отпуска. Выплата подобной компенсации при увольнении регламентирована нормами международного права (статьей 1 Конвенции МОТ № 95).
Стороной ответчика не оспаривалось то обстоятельство, что истцом не использовано два дня отпуска в 2015 году, однако произвести выплату не представилось возможным в связи со спором о дате увольнения, влияющей на размер такой компенсации.
Суд, принимая во внимание положения ст. 127 ТК РФ, с учетом даты увольнения – 31.05.2016, взыскивает с ответчика в пользу истца компенсацию за два дня неиспользованного в 2015 году отпуска в размере 4832 рублей 76 копеек, не соглашаясь с суммой, заявленной истцом, не подтвержденной надлежащим расчетом.
Определяя период задержки выплаты данной компенсации, суд исходит из положений ст. 236 ТК РФ, предусматривающей материальную ответственность работодателя задержку выплат, причитающихся работнику, в том числе при увольнении, а также из положений ст. 33 Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ, где в пункте 12 установлено, что за сотрудниками органов наркоконтроля, с которыми заключен контракт в ОВД, сохраняются расчетные периоды для исчисления пособий и компенсаций, исчисленные во время их службы в органах наркоконтроля, периоды и сроки предоставления основных и дополнительных отпусков, которые предоставляются с учетом времени службы в органах наркоконтроля.
При наличии установленных специальным законом гарантий у ответчика отсутствовала безусловная обязанность выплаты такой компенсации в день увольнения.
Поскольку истец обратился с иском о взыскании компенсации 04.08.2016 (л.д. 47), а ответчик обязанность по выплате компенсации не выполнил, период задержки составляет 47 дней, компенсация за задержку выплат исчисляется в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (10,5 %) от невыплаченной суммы 4832 рублей 76 за каждый день задержки, начиная со следующего дня, то есть с 05.08.2016, и составляет на день вынесения решения 79 рублей 43 коп.
В силу статей 21 и 237 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В соответствии со статьей 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (абзац четвертый пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
Разрешая заявленные требования о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает характер причиненных истцу нравственных страданий, степени вины ответчика и фактические обстоятельства дела и считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
.В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, независимо от разрешения дела.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Иванова В.А. к ликвидационной комиссии УФСКН России по Псковской области о признании приказов незаконными в части, взыскании среднего заработка за период вынужденного прогула, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, компенсации за задержку выплат удовлетворить частично.
Взыскать с ликвидационной комиссии УФСКН России по Псковской области в пользу Иванова В.А. компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 4832 рублей 76 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, компенсацию за задержку выплат компенсации за неиспользованный отпуск в размере 79 рублей 43 копеек, отказав в удовлетворении остальной части требований о признании приказов незаконными в части, взыскании среднего заработка за период вынужденного прогула.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья:З.И. Пулатова
.