Дело № 2-2135/24-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Колосковой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Спажевой М.В. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить земельный участок,
у с т а н о в и л:
Заявление предъявлено в суд по тем основаниям, что истец, являясь инвалидом № группы, в порядке статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа (далее по тексту – Администрация) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного в любом месте в г. Петрозаводске, в кадастровом квартале №. Администрация Петрозаводского городского округа отказала ей в удовлетворении заявления о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Истец считает отказ Администрации незаконным, нарушающим ее право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На основании вышеизложенного истец просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в порядке первоочередного права без проведения торгов предоставить в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства в городе Петрозаводске в кадастровом квартале №.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Васильев В.И.
В судебное заседание истец не явилась, извещена судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ее представитель ФИО11, действующая на основании доверенности, поддержала исковое заявление по изложенным в нем обстоятельствам. Уточнила исковые требования, просила обязать ответчика предоставить истцу земельный участок в пределах Петрозаводского городского округа.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, представленным в материалы дела. Также указала, что истец на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в Администрации Петрозаводского городского округа не состоит.
Третье лицо Васильев В.И. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, его представитель ФИО8, действующая на основании доверенности, пояснила, что на данный момент у них заключен договор на проведение кадастровых работ на земельном участке, просила в иске отказать.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Спажева М.В. является инвалидом № группы, что подтверждается копией справки филиала МСЭ по РК от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства с приложением схемы расположения испрашиваемого земельного участка в районе <адрес>, в кадастровом квартале №.
Письмом № Администрация Петрозаводского городского округа сообщила истцу, что испрашиваемый земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, находится в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. В данной зоне предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов. Однако, в настоящий момент Администрацией не исполнено более 100 судебных решений, земельные участки в районе продолжения <адрес>, согласно разработанной схеме размещения земельных участков, в первоочередном порядке будут предоставляться по решениям судов. В связи с чем предоставление испрашиваемого заявителем участка невозможно.
Согласно статье 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, устанавливающих механизм предоставления льгот, определено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
На основании статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Согласно статье 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
При этом аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся. Подобные разъяснения даны судам общей юрисдикции в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года.
Истцом, в целях реализации установленных и гарантированных законом прав по первоочередному предоставлению в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в адрес Администрации предъявлено соответствующие заявление.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться в государственные органы.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Обращение истца было рассмотрено Администрацией Петрозаводского городского округа в установленный 30-тидневный срок, первоочередное право истца на получение земельного участка Администрацией не оспаривается, в отношении испрашиваемого участка истцу дан ответ.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Данная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации № 91-КГ13-7 от 04.02.2014.
Как следует из материалов дела, Спажева М.В.. зарегистрирована по адресу: <адрес> (справка о регистрации граждан по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ №). В данной квартире зарегистрирован один человек ФИО9 – супруг истца. Согласно техническому паспорту на данное жилое помещение, квартира состоит из двух комнат, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. Согласно сведениям, представленным ГУП РК РГЦ «Недвижимость», квартира, расположенная по вышеуказанному адресу, принадлежит Спажевой М.В. и ФИО9 на праве совместной собственности на основании договора о передачи жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, из материалов дела следует, что у Спажевой М.В. имеется недвижимое имущество, а именно квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
По сведениям, представленным стороной ответчика, Спажева М.В. не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, данные обстоятельства не оспаривались стороной истца по делу.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, по мнению суда, истец не относится к той категории инвалидов, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав. При этом судом учитывается, что истец имеет в собственности несколько жилых помещений.
Согласно пункту 4 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленный данным органом (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, размер общей площади квартир, принадлежащих Спажевой М.В. на праве собственности, приходится на каждого члена семьи истца, в том числе и на нее, более учетной нормы, установленной в г. Петрозаводске (10 кв. м).
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Франгулова
Мотивированное решение изготовлено 31 марта 2014 года.