Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 2-7610/2013
г. Тюмень 30 декабря 2013 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Заплатиной Н.А.,
при секретаре Белошапкиной И.А.,
с участием помощника прокурора Калининского административного округа г. Тюмени Бурлева А.А., истца Горбань А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7610/2013 по иску прокурора Калининского административного округа г. Тюмени, в защиту интересов Горбань А.С., к Правительству Тюменской области, администрации города Тюмени о предоставлении жилого помещения, заключении договора найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского административного округа г. Тюмени, в защиту интересов Горбань А.С., обратился в суд с иском к Правительству Тюменской области, администрации города Тюмени о возложении обязанности на Правительство Тюменской области предоставить Горбань А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории <адрес>, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров, и возложении обязанности на администрацию города Тюмени - после предоставления Правительством Тюменской области Горбань А.С. жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, заключить с Горбань А.С. договор найма специализированного жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что Горбань А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец города Тюмени, остался без попечения родителей: его мать, Горбань Е.В., ДД.ММ.ГГГГ умерла, отец, Горбань С.Ю. решением Ленинского районного суда города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Горбань А.С. находился на полном государственном обеспечении в специализированном учреждении до совершеннолетия. Приказом отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № Горбань А.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города Тюмени. Горбань А.С. в собственности жилого помещения не имеет, до настоящего времени, достигнув совершеннолетия, окончив образовательное учреждение, находясь на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, жильем не обеспечен.
Истец Горбань А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении иска, кроме того, пояснил, что фактически проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, по договору найма, расходы по найму компенсируются государством, зарегистрирован по адресу: <адрес>, которое принадлежит родственникам.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского административного округа г. Тюмени Бурлева А.А., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении иска, просила возложить обязанность на Правительство Тюменской области предоставить Горбань А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Тюмени, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров, и возложить обязанность на администрацию города Тюмени - после предоставления Правительством Тюменской области Горбань А.С. жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, заключить с Горбань А.С. договор найма специализированного жилого помещения.
Представитель ответчика Правительство Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представлено. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика Правительство Тюменской области.
Представитель ответчика Администрация города Тюмени в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представлено, в материалах дела имеется отзыв на исковое заявление. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика Администрация города Тюмени.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела, не оспорено лицами, участвующими в деле, Горбань А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей: его мать, Горбань Е.В., согласно свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец, Горбань С.Ю. решением Ленинского районного суда города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Приказом управления по образованию Администрации г. Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ Горбань А.С. помещен в МОУ «Милосердие» на полное государственное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № отдела по опеке, попечительству и охране прав детства города Тюмени Горбань А.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города Тюмени. Горбань А.С. в собственности жилого помещения не имеет, до настоящего времени, достигнув совершеннолетия, окончив образовательное учреждение, находясь на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, жильем не обеспечен.
Вышеуказанные обстоятельства не оспорены, доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по достижении ими возраста <данные изъяты> лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста <данные изъяты> лет.
При этом, указанными нормами не ставится право на предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилья. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Согласно ч. 7 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №, жилые помещения по договорам найма
специализированных жилых помещений предоставляются данной категории лиц в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ, действие положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
В соответствии с п.п. 24 п. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 5, ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №, обеспечение вышеуказанной категории граждан жилыми помещениями отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3, 6, п. 7 ст. 41 Устава Тюменской области, разработка, корректировка и обеспечение исполнения областного бюджета отнесены к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти области - Правительства Тюменской области.
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», приложению 21.1 к данному Закону, органы местного самоуправления муниципального образования город Тюмень наделяются государственным полномочием по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты); по заключению с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области и осуществлению предусмотренных действующим законодательством прав и обязанностей наймодателя, за исключением осуществления капитального ремонта указанных жилых помещений.
Таким образом, судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспорено сторонами, лицами, участвующими в деле, что истец Горбань А.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг совершеннолетия, не имеет закрепленного жилого помещения, не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма, собственником жилых помещений, в связи с чем, имеет право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории города Тюмени, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Исходя из изложенного, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на ответчика Правительство Тюменской области, обязанность по заключению договора найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области – на ответчика Администрация города Тюмени, в соответствии с положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №, Закона Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Калининского административного округа г. Тюмени, в защиту интересов Горбань А.С., удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области предоставить Горбань А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Тюмени Тюменской области, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров.
Обязать администрацию города Тюмени заключить с Горбань А.С. договор найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья п.п. Н.А. Заплатина