Решение по делу № 3а-44/2018 ~ М-55/2018 от 10.08.2018

                                                                                              Дело № 3а-44/18

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

    город Якутск                                                                           16 августа 2018 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи                         Матвеевой М.К.

при секретаре                     Яковлевой Н.А.

с участием прокурора                Рязанской А.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева Д.А. о признании незаконным и отмене решения Поярковской окружной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 02 августа 2018 года № 11 «О регистрации Васильева Н.И. кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Поярковскому одномандатному избирательному округу № 5»,

УСТАНОВИЛ:

    Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ГС № 1366-V от 08 июня 2018 года «О назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия)» на 09 сентября 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).

Решением Поярковской окружной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 02 августа 2018 года № 11 Васильев Н.И. зарегистрирован в качестве кандидата для участия в выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Поярковскому одномандатному избирательному округу № 5.

Васильев Д.А., являющийся зарегистрированным кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Поярковскому одномандатному избирательному округу № 5, обратился в суд с исковым заявлением об отмене вышеуказанного решения Поярковской окружной избирательной комиссии от 02 августа 2018 года №11. По мнению заявителя среди документов, представленных Васильевым Н.И. в Поярковскую окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации в качестве кандидата, имеются документы, оформленные с нарушением требований избирательного законодательства.

Так, общее количество недостоверных и недействительных подписей избирателей, в представленных Васильевым Н.И. подписных листах, составляет 27 подписей, что составляет 23 % от общего числа отобранных избирательной комиссией для проверки подписей. По мнению заявителя, данное обстоятельство является основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве кандидата в народные депутаты в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с подпунктом «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ).

Заявитель также полагает, что Васильев Н.И. представил подписные листы с нарушением формы, установленной в Приложении № 5 вышеуказанного Федерального закона № 67-ФЗ, а именно подписные листы, содержащиеся в папке № 1 с номерами 20, 23, 28, 31, 35, 38, 40, 45, 48, 53, 55, 60, 65 и в папке № 2 с номерами 8, 14, 18, 25, 29, 50, 57, 60, 70, 75, 78, 80, 85 содержат неверный номер по порядку. Следовательно, 72 подписи, имеющиеся в указанных папках, являются недействительными в соответствии с подпунктом 4 пункта 4.6 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ. Недействительные подписи в количестве 72 от общего количества, отобранных рабочей группой 119 подписей для проверки, составляет 61 %.

Кроме того, в подписных листах имеются подписи с не оговоренными исправлениями: в дате рождения у избирателя И., в фамилии К., в словах «выдан» и «код» в паспортных данных избирателя в подписном листе 38 папки № ..., в слове «Республика» в данных о месте жительства у избирателя Л., номер дома у избирателя М., в номере квартиры у избирателя А., также у неё не указано отчество. Данные обстоятельства являются в силу пункта «ж» части 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для признания указанных подписей недействительными. Общее количество указанных подписей избирателей в подписных листах, представленных Васильевым Н.И., составляет 13, с учетом 7 подписей, установленных избирательной комиссией. С учетом данной суммы количество достоверных подписей, представленных Васильевым Н.И., составляет 106, что менее необходимого количества подписей избирателей для его регистрации в качестве кандидата.

На основании данных обстоятельств, Васильев Д.А. просит признать незаконным и отменить вышеуказанное решение Поярковской окружной избирательной комиссии о регистрации Васильева Н.И. в качестве кандидата в народные депутаты.

В судебном заседании административный истец Васильев Д.А. заявленное требование поддержал в полном объеме по изложенным в административном иске и дополнении к нему основаниям.

Представитель административного истца Саргыдаева О.Н., действующая на основании доверенности от 11 августа 2018 года серии № ..., также поддержала заявленные требования в полном объеме, просит удовлетворить заявление по вышеуказанным доводам.

В судебном заседании представитель административного ответчика Поярковской окружной избирательной комиссии Александрова Т.Н., с административным исковым заявлением не согласилась. Пояснила, что административным истцом не представлено доказательств, указывающих на наличие оснований, предусмотренных частью 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ для отмены решения Поярковской окружной избирательной комиссии от 02 августа 2018 года № 11. Васильевым Н.И. для выдвижения и регистрации в качестве кандидата представлено 587 подписей, вместо необходимых 536. Окружной избирательной комиссией для проверки было отобрано 20 % подписей из данных 587 подписей, что составило 117,4 подписей. В итоге для проверки путем случайной выборки отобрано 119 подписей избирателей. По итогам проверки 30 июля 2018 года в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Саха (Якутия) (далее УВМ МВД по РС(Я)) были направлены подписи, у которых имелись признаки не соответствия сведений с ГАС «Выборы», о чем указано в ведомостях рабочей группы №№ 1, 2.

В связи с тем, что на день рассмотрения вопроса о регистрации Васильева Н.И. ответ от УВМ МВД по РС(Я) не поступил, административным истцом было принято оспариваемое решение. Считает, что отсутствие ответа на запрос не является основанием для признания подписей недействительными и не влечет отмену решения Поярковской окружной избирательной комиссии от 02 августа 2018 года № 11.

В судебном заседании заинтересованное лицо Васильев Н.И. с требованиями административного искового заявления не согласился, считает доводы, изложенные в нём необоснованными. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель заинтересованного лица Андреев Е.Е., действующий на основании ордера адвоката от 16.08.2018 г. № ..., пояснил, что административное исковое заявление является необоснованным, по основаниям отсутствия доказательств о недостоверности либо недействительности подписей избирателей. Так, сотрудниками УВМ МВД России по РС(Я) заключение о проверке подписей избирателей было передан третьему лицу, не являющемуся членом Поярковской окружной избирательной комиссии. Полагает, что УВМ МВД России по РС(Я) нарушило пункт 27 Протокола № 1 к Соглашению о взаимодействии между Центральной избирательной комиссией и Министерством внутренних дел РФ от 02.09.2016 г., а именно регламент в 5 дней для предоставления заключения по проверке подписей. В связи с отсутствием ответа Поярковская окружная избирательная комиссия приняла решение о регистрации Васильева Н.И.

Представленный на запрос суда ответ УВМ МВД по РС(Я) за исх. № ... с приложением ответа на запрос Поярковской окружной избирательной комиссии не является официальной справкой по смыслу пункта 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку представлен в копии, следовательно является не допустимым доказательством. Ответ УВМ МВД по РС(Я) по форме и содержанию не является официальной справкой, а указанные в ней сведения не дают однозначного ответа на предмет запроса избирательной комиссии. Ответ УВМ МВД по РС(Я) не содержит указания о том, что проверенные подписные листы относятся к кандидату Васильеву Н.И., содержание приложения к ответу не раскрыто в самом запросе. Таблицы, приложенные к ответу представлены не по форме установленной Федеральным законом №67-ФЗ. Поскольку достаточное количество достоверных подписей избирателей имеется, полагает оспариваемое решение о регистрации Васильева Н.И. законным и обоснованным. Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Свидетель П., вызванный судом для дачи пояснений по обстоятельствам дела, пояснил, что является членом Якутской территориальной избирательной комиссии (ЯТИК) с правом решающего голоса. 30 июля 2018 года он прибыл в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Саха (Якутия) для получения ответа на запрос ЯТИК. Им были получены документы у сотрудника Управления, среди которых также были документы для Поярковской окружной избирательной комиссии. В связи с чем он, в тот же день 30 июля 2018 г., около 20 часов 00 минут позвонил председателю данной окружной избирательной комиссии Б. и сообщил, что ответ на их запрос находится в Якутской ТИК. В ответ Б. согласилась подойти и забрать у него данные документы. Потом, ни Б., ни другой представитель Поярковской окружной избирательной комиссии, за данными документами не подошли. П. в подтверждение звонков в адрес Б. представил детализацию звонков с номера своего мобильного телефона.

Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился. Ходатайства об отложении рассмотрения административного дела не представлено.

Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая список кандидатов.

Как установлено судом, Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ГС № 1366-V от 08 июня 2018 года «О назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия)» на 09 сентября 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).

02 августа 2018 года Поярковской окружной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) принято решение № 11 «О регистрации Васильева Н.И. кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Поярковскому одномандатному избирательному округу № 5».

Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы статьей 76 Федерального закона № 67-ФЗ.

Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с подпунктом «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

В части 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ указано, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, являющиеся основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.

В силу подпункта «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Порядок выдвижения и регистрации списка кандидатов в органы государственной власти Республики Саха (Якутия) установлен в Главе 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.10.2007 497-З № 1007-III «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)» (далее – Закон республики).

Согласно ч.1 ст.39.1 Закона республики необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Из материалов дела установлено, что 13 июля 2018 года Васильева Н.И. в Поярковскую окружную избирательную комиссию подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Поярковскому одномандатному избирательному округу № 5 в порядке самовыдвижения.

25 июля 2018 года Васильевым Н.И. в Поярковскую окружную избирательную комиссию представлено две папки с подписями избирателей в поддержку его самовыдвижения с общим количеством подписей 587: папка № 1 со 102 подписными листами, в которых имеется 299 подписей избирателей, папка № 2 со 106 подписными листами, в которых имеется 288 подписей избирателей.

27 июля 2018 года рабочей группой избирательной комиссии путем случайной выборки из общего числа представленных подписей отобрано 119 подписей для проверки на предмет достоверности в соответствии с ч.3 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, что подтверждается протоколом выборки подписей избирателей.

30 июля 2018 года в ходе проверки подписей рабочей группой установлено несоответствие данных со сведениями ГАС «Выборы» в 25 подписях избирателей, о чем указано в ведомостях № 1 и 2. В тот же день за исх. № 02/15 Поярковской окружной избирательной комиссией направлен письменных запрос в Управление по вопросам миграции МВД России по Республике Саха (Якутия) для проведения проверки сведений о персональных данных граждан, содержащихся в подписных листах с установлением срока предоставления до 18 часов 00 минут 31 июля 2018 года по местному времени.

31 июля 2018 года в итоге проверки на соответствие сведениям ГАС «Выборы», рабочей группой избирательной комиссии установлено 6 недостоверных (недействительных) подписей, 113 достоверных подписей, что составило 0,05 % от общего количества случайно выбранных подписей.

Ответ на запрос из УВМ МВД по РС(Я) не поступил в установленный срок в связи с чем 02 августа 2018 года Поярковская окружная избирательная комиссия приняла решение о регистрации Васильева Н.И. в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва.

Из ответа УВМ МВД по РС(Я) от 19 августа 2018 года за исх. № ..., представленного по запросу суда, следует, что 30 июля 2018 года вышеуказанный запрос из Поярковской окружной избирательной комиссии действительно поступил в Управление и зарегистрирован за вход. № ... и ответ на него дан 01 августа 2018 года, передан представителю Поярковской окружной избирательной комиссии П. в тот же день, что подтверждается его подписью на копии названного запроса.

Из ответа УВМ МВД по РС(Я) от 01 августа 2018 года за исх. № ..., адресованного Поярковской окружной избирательной комиссии, следует, что по результатам проверки 37 сведений избирателей, выявлено 21 несоответствие с учетами УВМ МВД по РС(Я).

К названному ответу приложена таблица результатов проверки подписных листов, из которой следует, что установлен 21 случай несоответствия данных с учетами УВМ.

Данные нарушения установлены в отношении избирателей:

1. Э., .......... г.р. нет постоянной регистрации – строка 1 лист 4 подписного листа папки № 2 (л.д. 149);

2. Ю. .......... г.р. Сведения о регистрации отсутствуют – строка 2 лист 4 подписного листа папки № 2 (л.д. 149);

3. Я. .......... г.р. сведения о регистрации отсутствуют – строка 1 лист 70 подписного листа папки № 2 (л.д. 160);

4. Х., .......... г.р. – без регистрации – строка 1 лист 14 подписного листа папка № 2 (л.д. 151);

5. Ц., .......... г.р. – сведения о регистрации отсутствуют - строка 2 лист 14 подписного листа папки № 2 (л.д. 151);

6. Ч., .......... г.р. – сведения о регистрации отсутствуют - строка 2 лист 18 подписного листа папки № 2 (л.д. 152);

7. Ш., .......... г.р. – не соответствуют паспортные данные - строка 3 лист 18 подписного листа папки № 2 (л.д. 152);

8. Щ., .......... г.р. – сведения о регистрации отсутствуют - строка 3 лист 25 подписного листа папки № 2 (л.д. 153);

9. Р., .......... г.р. – снят с регистрационного учета - строка 1 лист 8 подписного листа папки № 2 (л.д. 150);

10. С., ...........р. - сведения о регистрации отсутствуют - 1 строка лист 54 подписного листа папки № 2 (л.д. 156);

11. Т., .......... г.р. - сведения о регистрации отсутствуют - строка 2 лист 54 подписного листа папки № 2 (л.д. 156);

12. У., .......... г.р. – паспорт недействительный, числится утерянным - строка 2 лист 4 подписного листа папки № 1 (л.д. 127);

13. Ф., .......... г.р. - не соответствуют паспортные данные - строка 3 лист 4 подписного листа папки № 1 (л.д. 127);

14. В., .......... г.р. – не соответствует адрес регистрации - строка 1 лист 23 подписного листа папки № 1 (л.д. 135);

15. Г., .......... г.р. - не соответствует адрес регистрации - строка 1 лист 31 подписного листа папки № 1 (л.д. 137);

16. Д., .......... г.р. - не соответствует адрес регистрации - строка 2 лист 31 подписного листа папки № 1 (л.д. 137);

17. Е., .......... г.р. - не соответствует паспортные данные - строка 1 лист 45 подписного листа папки № 1 (л.д. 141);

18. Ж., .......... г.р. - не соответствует паспортные данные, установочные данные – строка 2 лист 45 подписного листа папки № 1 (л.д. 141);

19. З., .......... г.р. - не соответствует паспортные данные – строка 3 лист 34 подписного листа папки № 1 (л.д. 141);

20. Н., .......... г.р. – сведения о регистрации отсутствуют - строка 1 лист 60 подписного листа папки № 1 (л.д. 145);

21. О., .......... г.р. – не соответствует адрес регистрации - строка 3 лист 60 подписного листа папки № 1 (л.д. 145).

В силу подпункта «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно статье 59 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Вопреки доводу представителя заинтересованного лица о недопустимости ответа на запрос УВМ МВД по РС(Я) в качестве доказательства по делу, суд считает представленные документы соответствующими требованию о допустимыми доказательств.

Так, данное доказательство получено судом путем направления запроса в Управление по вопросам миграции МВД по РС(Я) в соответствии с частью 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства РФ, которое гласит о том, что в целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства.

В определении Конституционного Суда от 10 февраля 2016 года № 216-О раскрыт смысл положений подпункта «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому, суд, осуществляющий повторную проверку сведений, содержащихся в подписных листах, в целях проверки законности и обоснованности решения избирательной комиссии, не может быть связан исключительно данными официальной справки уполномоченного государственного органа, использованной избирательной комиссией. Он вправе запросить у уполномоченного органа информацию, необходимую для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, при наличии достаточных сомнений в обоснованности выводов избирательной комиссии об их несоответствии действительности и должен выносить свое решение на основе оценки всей совокупности доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости и достоверности.

Исходя из вышеуказанных обстоятельств, следует, что рабочей группой окружной избирательной комиссии при проверке подписных листов установлено 6 недостоверных подписей, кроме того, комиссия направила запрос в УВМ МВД по РС(Я) для проверки дополнительно 37 подписей, из которых недействительность 21 подписи подтверидилась.

Таким образом, исходя из собранных по делу доказательств установлено, что среди отобранных путем случайной выборки 119 подписей избирателей недействительных подписей - 27, что составляет 23 % от общего количества отобранных для проверки подписей.

Данное обстоятельство является основанием для отказа в регистрации на основании подпункта «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ.

Кроме того, суд считает обоснованными доводы административного истца о принятии оспариваемого решения окружной избирательной комиссии без учета нарушений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Согласно подпункту «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 5 к данному Федеральному закону.

При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, как это установлено пунктом 14 статьи 37 данного Федерального закона №67-ФЗ, допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах; при этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.

Аналогичные требования установлены в части 3 статьи 40, части 5 статьи 42 Закона республики.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 11.05.2012 № 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем неуказанны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом.

Из материалов дела следует, что в подписных листах в папке № 1, расположенных на листах дела с 126 по 136, 138, 139, отсутствует номер по порядку либо он указан не по порядку в нарушение формы, установленной Приложением № 5 к Федеральному закону № 67-ФЗ.

Таким образом, подлежат признанию все подписи избирателей, находящиеся в указанных подписных листах, а именно 37 подписей.

Аналогичные нарушения формы подписного листа усматриваются в папке № 2 в подписных листах, расположенных на листах дела с 142 по 148, 150, 151, 153, 155-157, 159. Следовательно, общее количество недействительных подписей в папке № 2 – 33 подписи.

Общее количество недействительных подписей в обеих папках составляет 70 подписей, что от общего количества отобранных для проверки подписей составляет 58,8 %, что является в силу «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата.

Вместе с тем, суд не соглашается с доводом административного истца о наличии оснований для отказа в регистрации Васильева Н.И. в соответствии с подпунктами «ж», «з», «г» части 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Так, административным истцом указано, что в папке № 1 на подписном листе 4 в строке 1 у избирателя И. в дате рождения имеется не оговоренное исправление (л.д.119).

Вместе с тем, указанным избирателем исправлена и обведена цифра «9» в году рождения «1984», что судом оценивается как исправление, не препятствующее его однозначному восприятию, как не допускающее иного прочтения.

Исправление в папке № 1 на подписном листе 38 в строке 3 у избирателя К. в фамилии также суд находит не допускающим иного его прочтения, поскольку буква «е» читаема и иного прочтения не допускает (л.д. 131).

Исправление в словах «выдан» и «код» в паспортных данных лица, осуществляющего сбор подписей, в папке № 1 на подписном листе 38 в строке суд также находит не препятствующим однозначному восприятию персональных данных о названном лице (л.д.131).

Исправление в папке № 1 на подписном листе 60 в строке 2 у избирателя Л. в сведениях о месте жительстве слове «Республика» в части буквы «с», суд также находит не влияющим на правильное восприятие и прочтение наименования субъекта РФ в целом (л.д. 137).

Суд находит обоснованными исправления, указанные административным истцом, у избирателя М. и А..

Так, в папке № 2 на подписном листе 85 в строке 1 у избирателя М. номер дома в адресе места жительства имеется исправление, которое нельзя воспринять и прочитать однозначно. Аналогичное исправление имеется во 2 строке этого же подписного листа у избирателя А. в части номера квартиры. Также суд соглашается со ссылкой административного истца об отсутствии указания отчества у А., поскольку вместо полного указания, ею указано лишь «А..» (л.д. 159).

Учитывая, что в сумме исправления, влияющие на восприятие сведений в подписных листах, составляют лишь 2 подписи, то на допустимое количество достоверных подписей данные нарушения не повлияли, в связи с чем оснований для отказа по указанным основаниям у окружной избирательной комиссии не имелось.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Поярковской окружной избирательной комиссии от 02 августа 2018 года № 11 принято с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в связи с чем оно не может быть признано законным и подлежит отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180, 239-241, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Васильева Д.А. – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Поярковской окружной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 02 августа 2018 года № 11 «О регистрации Васильева Н.И. кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Поярковскому одномандатному избирательному округу № 5».

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия)                                                         М.К. Матвеева

Решение изготовлено в окончательной форме 20 августа 2018 года.

3а-44/2018 ~ М-55/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильев Д.А.
Ответчики
Поярковская окружная избирательная комиссия № 5
Центральная избирательная комиссия РС(Я)
Другие
Васильев Н.И.
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Матвеева Майя Константиновна
10.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
10.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
13.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2018[Адм.] Судебное заседание
16.08.2018[Адм.] Судебное заседание
20.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2018[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее