Судья - Колойда А.С. дело № 33-28152/2020
№ 2-933/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 декабря 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пономаревой Л.Е.
судей Палянчук Т.А., Кияшко Л.В.
по докладу судьи краевого суда Палянчук Т.А.
при ведении протокола помощником судьи Красулиной О.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васюкова И.А. к ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго» о защите прав потребителя,
по апелляционной жалобе представителя Васюкова И.А. по доверенности Соломко В.В. на решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 23 июня 2020 года,
заслушав доклад судьи Палянчук Т.А., судебная коллегия
установила:
Васюков И.А. обратился в суд с иском к ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго», в котором просил обязать ответчика ввести в эксплуатацию и установить контрольные пломбы на теплосчетчик пульс СТК (ультразвуковой), заводской номер: <№...>, дата поверки: 20.02.2019 года, дата следующей поверки: 20.02.2025 года, предназначение для индивидуального учета тепловой энергии поставляемой в помещение, наименование - жилое помещение, назначение - жилое помещение, вид жилого помещения: площадь: 42,7 кв.м, кадастровый номер: <№...> номер этажа: этаж <№...>, расположенное по адресу: <Адрес...>; обязать ответчика передать истцу подписанный со своей стороны проект публичного договора на поставку тепловой энергии (в двух экземплярах) с осуществлением учета поставки количества тепловой энергии на основании показаний указанного теплосчетчика; обязать ответчика пересчитать истцу оплату поставленной тепловой энергии с 24.01.2020 года исходя из показаний данного теплосчетчика; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей и штраф в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей в сумме 10 000 рублей.
Также просил при неисполнении решения суда взыскать с ответчика пользу истца денежные средства 10 000 рублей за каждый день неисполнения судебного акта с даты вступления решения в законную силу до его фактического исполнения.
Исковые требования мотивированы тем, что ему по праву собственности принадлежит помещение - квартира, расположенное по адресу: <Адрес...>
В многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, подает тепловую энергию ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго». Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета поступающей тепловой энергии, исходя из показаний которого, собственникам помещений, в том числе и истцу, выставляется сумма оплаты за фактически принятое количество энергии. 26.08.2019 года ответчиком выданы технические условия № <№...>, в соответствии с которыми необходимо предусмотреть установку квартирного счетчика тепла для <Адрес...> на трубопроводе в квартиру на лестничной клетке, изготовить проект на установку квартирного счетчика тепла, согласовать с ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго», исключить несанкционированный допуск посторонних лиц к тепловому счетчику; максимальная нагрузка 3 200 ккал/час; срок действия технических условий - 1 год.
17.10.2019 года истец заключил с ООО «Пантер» договор № <№...> на разработку рабочей документации на узел учета тепловой энергии и установку квартирного теплосчетчика «Пульс» <№...> на отопление квартиры по адресу: <Адрес...> 17.10.2019 года истец приобрел у ООО «Пантер» теплосчетчик «Пульс СТК» стоимостью 14 500 рублей, а также уплатил 1 500 за рабочую документацию (проект).
23.10.2019 года истец обратился к ответчику с заявлением, в котором просил рассмотреть пакет документов для принятия к расчетам показания индивидуального прибора учета тепла за потребление тепловой энергии по адресу: <Адрес...>. 20.11.2019 года письмом <№...> ответчик отказал в принятии к коммерческому учету тепловой энергии индивидуальный прибор учета тепловой энергии, установленной в квартире истца, исходя из того, что собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании жильцов дома единогласно не приняли решение об оборудовании квартир МКД индивидуальными приборами учета тепла, действующее законодательство разрешает расчет платы за тепло по показаниям квартирных приборов учета лишь в том случае, если распределителями оснащены более 50% жилых и не жилых помещений многоквартирного дома.
Однако, анализируя указанный ответ, истец пришел к выводу, что претензий у ответчика к проекту на установку теплосчетчика «Пульс СТК» нет, ответчик не отказал в согласовании (значит согласовал) предоставленный проект на установку теплосчетчика «Пульс СТК» и имеется спор лишь о принятии индивидуального прибора учета к коммерческому учету. В связи с этим, ООО «Пантер» по заданию истца установило теплосчетчик «Пульс СТК» в квартиру.
09.01.2020 года истец обратился к ответчику с заявлением, в котором просил направить представителя для принятия и опломбирования прибора узла учета тепловой энергии по адресу: <Адрес...>. 24.01.2020 года письмом <№...> ответчик отказал в принятии к коммерческому учету тепловой энергии индивидуальный прибор учета тепловой энергии, установленный в квартире <№...>, исходя из того, что вопрос об оснащении квартиры (и других квартир в доме) индивидуальными приборами учета тепла на общее собрание собственников квартир и помещений в многоквартирном доме не выносился, истцом не получено разрешение ООО «Управляющая компания «МАН», занимающегося техническим обслуживанием многоквартирного дома, проект установки с технической службой ответчика согласован не был; пункт 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, запрещает установку индивидуальных приборов учета тепловой энергии.
Истец считает, что указанные в письмах <№...> от 20.11.2019 года и <№...> от 24.01.2020 года основания, не соответствуют действительности, надуманы ответчиком, по причине отсутствия конкуренции в области поставки тепловой энергии, не возможности истцу заключения договора поставки с иной теплоснабжающей организацией и отсутствии законных оснований для отказа, что и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Решением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 23 июня 2020 года исковое заявление Васюкова И.А. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца по доверенности <ФИО> выражает несогласие с принятым решением суда, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В возражении на эту жалобу генеральный директор ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго» Пучкова А.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителя Васюкова И.А. по доверенности <ФИО>, настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Судом установлено и видно из материалов дела, что истцу Васюкову И.А. на праве собственности принадлежит квартира, площадью 42,7 кв.м, кадастровый номер <№...> расположенная по адресу: <Адрес...>
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, отоплением является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к данным Правилам.
В силу положений части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного многоквартирного дома, находящиеся в границах земельного участка, на котором расположен этот дом. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Общедомовой трубопровод системы центрального отопления в силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме и принадлежит им на праве общей долевой собственности.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4). При осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель принимал во внимание необходимость стимулирования потребителей коммунальных ресурсов к эффективному их использованию и, предусмотрев в статье 157 данного Кодекса общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, установил в качестве основного принципа учет потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, а также использованием нормативов потребления коммунальных услуг; делегировав Правительству Российской Федерации полномочие по установлению правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (часть 1 той же статьи), федеральный законодатель руководствовался Конституцией Российской Федерации, ее статьями 114 (пункт «ж» части 1) и 115 (часть 1), имея в виду последовательное воплощение названного принципа в специальных нормах жилищного законодательства.
Правительство Российской Федерации, реализуя полномочие, предоставленное ему частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регламентирующие в том числе порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, дифференцированный в зависимости от наличия коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета тепловой энергии, а также способа оплаты данной коммунальной услуги - в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (пункт 42(1)).
Соответствующий порядок, в частности, предполагает, что в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, расчет платы за отопление исключительно исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению возможен лишь при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац второй пункта 42(1) данных Правил, формулы 2 и 2(1) приложения № 2 к ним). В этом случае применение при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению полученных расчетным способом показателей объема потребленной тепловой энергии обусловлено объективной невозможностью использовать данные коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии ввиду отсутствия такового.
Что касается многоквартирных домов, оснащенных коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, то, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 30-П, применение при расчете платы за отопление величины, производной от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, возможно только в отношении расположенных в таких домах помещений, в которых индивидуальные приборы учета были установлены в соответствии с нормативными требованиями при вводе дома в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, но их сохранность в последующем не была обеспечена; при этом сама плата за отопление рассчитывается по модели, установленной абзацем четвертым пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к ним; указанный порядок действует исключительно на период до внесения в действующее правовое регулирование вытекающих из названного Постановления изменений, включая установление порядка определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.
Такое правовое регулирование предполагает, что рассчитанная с применением норматива потребления коммунальной услуги по отоплению плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170; СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения № 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).
Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10 июля 2018 года № 30-П).
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом по адресу: <Адрес...> является объектом теплоснабжения ресурсоснабжающей организации ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго» и оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии. Узел учета тепловой энергии и теплоносителя (далее УУТЭ), согласно акта ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго», допущен к коммерческому расчету с 01.08.2019 года до 24.04.2023 года.
Плата за тепло в квартирах начисляется исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии (общий объем потребления делится между квартирами пропорционально их площади). В пятиэтажном МКД - 32 квартиры (2 подъезда по 16 квартир в каждом), на 1 этаже нежилые, офисные помещения. Техническим обслуживанием дома занимается управляющая компания ООО «Управляющая компания «МАН».
Для установки в квартире индивидуального прибора учета тепла, по заявлению собственник квартиры Васюков И.А. получил 02.09.2019 года в ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго» технические условия в соответствии с пунктами 40 - 43 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1034 от 18.11.2013 года (далее - Правила № 1034).
В силу статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Однако в нарушение действующих норм по переустройству помещения, о порядке пользования общим имуществом в МКД, вопрос об оснащении квартиры истца <№...> индивидуальным прибором учета тепла на общее собрание собственников квартир и помещений в многоквартирном доме по адресу: <Адрес...>, не выносился, решение не принято (квартирный счетчик тепла установлен на лестничной площадке, в подъезде МКД). В управляющую компанию ООО «Управляющая компания «МАН» потребитель за разрешением также не обращался.
Проектирование узлов учета тепловой энергии и теплоносителя осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 38 - 51 Правил № 1034.
В нарушение пункта 49 указанных Правил № 1034 собственник квартиры <№...> Васюков И.А. изготовленный проект на «Узел учета тепловой энергии на отопление в жилой квартире <№...>» по адресу: <Адрес...> ресурсоснабжающей организацией ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго» не согласовал, а самостоятельно провел монтажные работы.
При таком положении возложение на ответчика обязанности ввести в эксплуатацию и установить контрольные пломбы на теплосчетчик будет являться нарушением требований действующего законодательства по вводу индивидуального прибора учета в эксплуатацию, указанных в пункте 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 года и в пунктах 62 - 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1034 от 18.11.2013 года.
Принимая во внимание изложенное, учитывая содержание представленных доказательств и результаты их оценки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в удовлетворении иска Васюкова И.А. следует отказать в полном объеме.
По результатам рассмотрения настоящего дела в апелляционном порядке судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, изменению либо отмене не подлежит.
Правильно определив спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, верно определил закон, подлежащий применению в деле, и с учетом установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств сделал обоснованный вывод по существу возникшего спора.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене либо изменению решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
определила:
решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 23 июня 2020 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Васюкова И.А. по доверенности Соломко В.В. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий - Л.Е. Пономарева
Судьи - Т.А. Палянчук
Л.В. Кияшко