РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд <адрес> в составе
председательствующего Катасонова А.В.
при секретаре Егорове В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Смирькиной К.Л., ООО «ЕС» об оспаривании решения органа государственной власти,
установил:
Заявители обратились в суд с заявлением, в котором просили признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка и обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> принять правовой акт о предоставлении ООО «ЕС» и Смирькиной К.Л. в долевую собственность земельного участка кадастровый номер № кв.м, расположенного по адресу <адрес>; подготовить и направить в адрес ООО «ЕС» проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
В судебном заседании представители заявителей по доверенности С. и З. заявленные требования поддержали полностью и пояснили, что Смирькина К.Л. и ООО «ЕС» являются собственниками объектов недвижимости на земельном участке по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ заявители направили в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> заявление о предоставлении земельного участка в долевую собственность в порядке ст. 36 ЗК РФ. ДД.ММ.ГГГГ решением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> № им было отказано в заключении договора купли-продажи земельного участка. Отказ мотивирован тем, что к заявлению не приложены правоудостоверяющие документы на один из объектов недвижимости – лесопилку и не указаны ее индивидуализирующие признаки. Также по мнению заинтересованного лица на земельный участок существуют правопритязания ООО «Интерьер». Не приложено сообщение, содержащее полный перечень объектов недвижимости, находящихся на испрашиваемом земельном участке. Данный отказ заявители считают незаконным, поскольку к заявлению ими были приложены регистрационное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ и договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на лесопилку, которые являются правоудостоверяющими документами и содержат необходимые индивидуализирующие признаки. Какие – либо правопритязания на земельный участок со стороны ООО «Интерьер» отсутствуют, поскольку ООО «ЕС» образовалось в результате разделения ООО «Интерьер» и по разделительному балансу объекты недвижимости на указанном земельном участке были переданы ООО «ЕС», копия разделительного баланса также направлялась в адрес заинтересованного лица. Сообщение, направленное в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, содержало все необходимые сведения и соответствовало требованиям Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № 475, иных документов для рассмотрения данного вопроса не могло быть запрошено от заявителей. Просят признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка и обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> принять правовой акт о предоставлении ООО «ЕС» и Смирькиной К.Л. в долевую собственность земельного участка кадастровый номер № кв.м, расположенного по адресу <адрес>; подготовить и направить в адрес ООО «ЕС» проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Заинтересованное лицо ТУ Росимущества в <адрес> о дне слушания дела извещено, представитель в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ Смирькина К.Л. и ООО «ЕС» обратились в ТУ с заявлением о предоставлении в долевую собственность земельного участка кадастровый номер №.м, расположенного по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ТУ отказало заявителем в представлении земельного участка по следующим основаниям. Пунктом 5 ст.36 ЗК РФ и Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок. Согласно п. 8 Перечня заявителем должно быть представлено сообщение, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров. Из представленного заявления усматривалось, что на земельном участке находятся три объекта недвижимости, однако правоудостоверяющие документы представлены только на два объекта, а именно на нежилые помещения площадью <данные изъяты>м, находящиеся в собственности Смирькиной К.Л. и ООО «ЕС». Таким образом, заявителем не представлены документы, предусмотренные п.4 Перечня. Документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Вместе с тем, учитывая, что заявителем не указаны индивидуализирующие характеристики объекта – лесопилка, ТУ не имеет возможности осуществить мероприятия по самостоятельному получению документов, установленных п.4 Перечня. Кроме того, заявителями был представлен кадастровый паспорт с номером, отличающимся от номера испрашиваемого участка.
Выслушав пояснения представителей заявителей, исследовав материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению частично.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст. 258 ГК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ (ред. от 28.12.2013) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, на момент рассматриваемых правоотношений был утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 475.
Согласно данного Перечня заявителем для приобретения права на земельный участок предоставляются следующие документы:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
При этом п. 2 Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 475 установлено, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Судом установлено, что Смирькиной К.Л. и ООО «ЕС» в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было направлено заявление о предоставлении с совместную собственность земельного участка кадастровый номер <данные изъяты>м, расположенного по адресу <адрес>.
Указанное заявление содержало перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав – нежилое помещение, принадлежащее ООО «ЕС»; лесопилка, принадлежащая ООО «ЕС»; нежилое помещение, принадлежащее Смирькиной К.Л.
Таким образом, данное сообщение отвечало требованиям п. 8 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
При этом, к заявлению также были приложены правоудостоверяющие документы на все три объекта недвижимости, в том числе регистрационное удостоверение МП «Инвентаризатор» от ДД.ММ.ГГГГ и договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на лесопилку, которые содержат необходимые индивидуализирующие признаки – адрес объекта, его наименование, площадь.
Факт направления данных документов заявителями в адрес заинтересованного лица подтверждается описью вложения в заказное письмо.
При указанных обстоятельствах суд считает необоснованными доводы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о непредоставлении заявителями документа, предусмотренного п.8 Перечня, поскольку установлено, что данный документ был направлен в адрес заинтересованного лица и отвечал установленным нормативным требованиям. Кроме того, приложенные к заявлению документы содержали индивидуализирующие признаки объектов недвижимости и позволяли заинтересованному лицу в соответствии с п. 2 Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 475 самостоятельно получить документы, предусмотренные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня.
Доводы заинтересованного лица о расхождении кадастрового номера земельного участка, указанного в заявлении и в кадастровом паспорте, как и доводы о необходимости установления факта наличия правопритязаний ООО «Интерьер» на земельный участок не могут быть приняты во внимание, поскольку нормативными документами подобные обстоятельства в качестве оснований отказа в представлении участка не предусмотрены.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что обжалуемое решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным и нарушает права заявителей на приобретение земельного участка.
Признавая обжалуемое решение незаконным и разрешая вопрос о способе устранения допущенного нарушения, суд считает, что требования заявителей об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> принять правовой акт о предоставлении ООО «ЕС» и Смирькиной К.Л. в долевую собственность земельного участка кадастровый номер №м., расположенного по адресу <адрес>; подготовить и направить в адрес ООО «ЕС» проект договора купли-продажи указанного земельного участка являются преждевременными, поскольку признание незаконным обжалуемого решения по основаниям, указанным в заявлении, не исключает возможное наличие иных оснований, препятствующих предоставлению земельного участка, которые не являлись предметом рассмотрения в настоящем судебном заседании.
В данном случае суд полагает необходимым обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения в установленные законом сроки заявления ООО «ЕС» и Смирькиной К.Л. о предоставлении испрашиваемого земельного участка с учетом установленного судом факта предоставления заявителями документов, предусмотренных Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 475 и иных обстоятельств, установленных в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12,56, 192-198, 258 ГПК РФ, суд,
решил:
Признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении государственной услуги по приватизации (продаже) земельного участка с кадастровым номером №.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ Росимущества в <адрес>) устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения в установленные законом сроки заявления ООО «ЕС» и Смирькиной К.Л. о предоставлении испрашиваемого земельного участка с учетом установленного судом факта предоставления заявителями документов, предусмотренных Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 475 и иных обстоятельств, установленных в судебном заседании.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись
Копия верна.
Судья:в