РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2023 года адрес
Савеловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-226/23 по административному исковому заявлению Таратутина Дениса Юрьевича к призывной комиссии района Аэропорт адрес, военному комиссариату адрес, о признании незаконным и отмене заключения призывной комиссии от 29.11.2021 г., обязании зачислить в запас, выдать военный билет,
установил:
Таратутин Д.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии района Аэропорт адрес, ОВК адрес о признании незаконным и отмене заключения призывной комиссии от 29.11.2021, обязании зачислить в запас, выдать военный билет, мотивируя свои требования тем, что правовые основания для его зачисления в запас, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, отсутствовали, поскольку до достижения им возраста 27 лет мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении него военным комиссариатом не проводились.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административных ответчиков по доверенности в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Таратутин Денис Юрьевич, паспортные данные, состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес с 2012 года.
Как следует из материалов дела, в 2012 году административный истец получил аттестат о среднем общем образовании (окончил 11 классов), обучился в фио №3 адрес. В год окончания школы административный истец поступил на первый курс в Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет на уровень высшего образования бакалавриат, в этом же году встал на учет в ОВК адрес и реализовал право на отсрочку, предусмотренную абз.6 пп. «а» п.2 ст.24 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В связи с состоянием здоровья был вынужден взять академический отпуск в 2012 году сроком на один год (с сохранением отсрочки согласно абз.6 пп. «а» п.2 ст.24 ФЗ от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В 2017 году окончил Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет и в год окончания поступил в Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет по программе магистратуры где административному истцу вновь была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
В 2019 году в военный комиссариат адрес административный истец не вызывался, несмотря на то что передавал все сведения о своем месте жительства, работы, повесток не поступало.
В 2020 году административный истец поступил в Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, форма обучения очная, где в настоящий момент и обучается.
29.11.2021 года призывной комиссией района адрес адрес в отношении Таратутина Д.Ю. принято решение о признании гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении в запас.
Административный истец полагает, что при принятии оспариваемого решения мероприятия связанные призывом на военную службу в отношении него военным комиссариатом не производились. С 2012 г. по 11.03.2021 истцом не нарушались положения действующего законодательства о воинской обязанности и военной службе. Все необходимые документы, подтверждающие наличие оснований к отсрочке от призыва, а также о смене места жительства, своевременно предоставлялись по месту приписки. При смене места регистрации истец своевременно являлся в военные комиссариаты по новому месту жительства, становился на воинский учет.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В силу пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются положением о призыве на военную службу.
Данная норма Закона о воинской обязанности и военной службе была внесена в него Федеральным законом от 2.07.2013 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" с 1 января 2014 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона о воинской обязанности и военной службе, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого решения).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона о воинской обязанности и военной службе проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Закона о воинской обязанности и военной службе. В соответствии с пунктом 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
Согласно статье 31 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2.10.2007 N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Соответствующая правовая позиция приведена в пункте 54 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного 14 ноября 2018 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом приведенного правового регулирования, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения настоящего административного спора является исполнение соответствующим военным комиссариатом после начиная с 2012 года (с момента постановки на воинский учёт) обязанностей по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва административного истца на военную службу, в том числе по своевременному вручению повесток ему в указанный период времени лично под расписку.
Из материалов административного дела усматривается, что Таратутин Д.Ю. достиг возраста 27 лет – 11.03.2021.
В материалах личного дела призывника отсутствуют корешки повесток, а также какие-либо иные доказательства вызова фио в военный комиссариат по адрес в период с 2012 по 11.03.2021 для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий связанных с ним, таковых стороной административного ответчика не представлено.
Поскольку судом не установлено, что после прекращения действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца проводились, в материалах дела отсутствуют доказательства о направлении ему соответствующей установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат, и, учитывая, что обязанность самостоятельно явиться в военкомат у административного истца отсутствовала, суд приходит к выводу о том, что у административных ответчиков отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения; последнее в силу вышеизложенного законным не является, нарушает права административного истца на зачисление в запас в установленном порядке.
Поскольку вышеуказанное решение призывной комиссии признано незаконным и подлежащим отмене, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании выдать административному истцу военный билет с зачислением в запас.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-177 КАС РФ,
решил:
Заключение призывной комиссии района Аэропорт адрес, оформленное протоколом от 29.11.2021 №2 о признании Таратутина Дениса Юрьевича не прошедшим военную службу по призыву, не имея законных оснований, отменить.
Обязать военный комиссариат адрес зачислить Таратутина Дениса Юрьевича в запас Вооруженных Сил РФ, выдать Таратутину Денису Юрьевичу, паспортные данные, военный билет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Савеловский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Савеловский ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.07.2023
1