Дело № 2-522/2022
УИД № 59RS0035-01-2022-000221-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Соликамск 30 марта 2022 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Т.В. Крымских, с участием помощника Соликамского городского прокурора Самойлюк Е.В., истца Ильиных Л.И., представителя ответчика администрации Соликамского городского округа Тихомировой А.В., действующей на основании письменной доверенности, при секретаре судебного заседания Белкиной Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора в интересах Ильиных Л.И. <дата> года рождения к администрации Соликамского городского округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Соликамский городской прокурор, действуя в интересах Ильиных Л.И. <дата> года рождения, с учетом уточнения исковых требований (лд. 128-132), обратился в суд с иском к администрации Соликамского городского округа с требованием о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения, указывая, что Ильиных Л.И. родилась <дата>, мать ФИО решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от <дата> лишена в отношении Ильиных Л.И. родительских прав. В свидетельстве о рождении Ильиных Л.И. в графе «отец» значится прочерк. В виду отсутствия родительского попечения Ильиных Л.И. проживала в семье опекуна ФИО на основании постановления администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> области №. Ильиных Л.И. проживает на территории Пермского края. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является. В собственности жилых помещений Ильиных Л.И. не имеет. <дата> Ильиных Л.И. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края. До настоящего времени Ильиных Л.И. жилым помещением не обеспечена.
Прокурор просит с учетом уточнения исковых требований обязать администрацию Соликамского городского округа Пермского края предоставить Ильиных Л.И. <дата> года рождения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, в виде жилого дома или квартиры, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления муниципального образования Пермского края, но не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, не менее 14 кв. м жилой площади, расположенное на территории Соликамского городского округа за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета Пермского края, в срок до <дата>.
Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивает по доводам искового заявления.
Истец Ильиных Л.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что ей исполнилось <данные изъяты> лет. Она имеет малолетнего ребенка в возрасте <данные изъяты>. Супруга нет, родственников не имеет. С отцом ребенка не проживают. В собственности жилья она не имеет. На основании договора найма жилое помещение ей не предоставлялось. За ней жилое помещение не закреплено. В настоящее время она зарегистрирована по месту пребывания в общежитии <данные изъяты>, где обучается, но обучение закончит в <дата>, после чего, не сможет сохранить регистрацию. Фактически она снимает жилье. Денег на жизнь с ребенком не хватает. Обратилась в Соликамскую городскую прокуратуру с просьбой оказать содействие, обратиться в ее интересах в суд, поскольку, нуждается в предоставлении жилья.
Представитель ответчика администрации Соликамского городского округа Тихомирова А.В., действующая на основании письменной доверенности (лд. 49), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Ильиных Л.И. в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (л.д. 50-52), пояснила, что не оспаривает того обстоятельства, что Ильиных Л.Г. является лицом, относящимся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, к лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, признала тот факт, что Ильиных Л.Г. поставлена на учет, учетное дело находится в городе Соликамске, так же не оспаривала права Ильиных Л.Г. на предоставление благоустроенного жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения. Пояснила, что за ней жилое помещение не закреплено, жилья в собственности и пользовании не имеет. При этом, полагает, что оснований для предоставления истцу жилья на основании судебного решения нет, поскольку, до Ильиных Л.Г. в очереди на жилье стоят еще <данные изъяты> человек данной категории, каждый из которых так же является нуждающимся в жилье. Кроме того, ранее истцу уже было предложено жилое помещение, от которого она отказалась, сославшись на то, что квартира в зимний период будет холодной, в настоящее время у администрации Соликамского городского округа отсутствует возможность предоставить Ильиных Л.Г. жилое помещение.
Третьи лица МТУ № 7 Минсоцразвития в Пермском крае, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края явку представителей не обеспечили. О рассмотрении дела извещены. Представитель МТУ № 7 Минсоцразвития в Пермском крае просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от <дата>, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований, привлечены Правительство Пермского края и Министерство социального развития в Пермском крае. О рассмотрении дела третьи лица извещены. Представители представили письменные отзывы на исковое заявление, в которых указали на то, что органы местного самоуправления обеспечены средствами бюджета Пермского края на реализацию переданных государственных полномочий.
С учетом мнения лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд счел возможным провести судебное заседание в отсутствие представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, Правительства Пермского края, Межрайонного Территориального управления №7 Министерства социального развития Пермского края по правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выслушав прокурора, истца Ильиных Л.И., представителя ответчика, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства по делу, оценив представленные суду доказательства в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с ч. 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вопросы, связанные с обеспечением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения poдитeлeй», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения poдитeлeй»).
Исходя из анализа положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения poдитeлeй» предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Как указано в частях 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон Пермского края от 10.05.2017 года № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет правовые и финансовые основы наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 года № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров, найма специализированного жилого помещения; принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот из муниципального специализированного жилищного фонда н заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; обеспечение содержания жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципальным образованием, на территории которого они расположены.
Законом Пермского края от 10.05.2017 года № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий.
Согласно ст. 6 Закона Пермского края от 10.05.2017 года № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций, на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд, перечисляемых в бюджеты муниципальных образований Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
При таких обстоятельствах обязанность по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и предоставлению специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Ильиных Л.И. родилась <дата>.
Мать ФИО решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от <дата> лишена в отношении дочери Ильиных Л.И. родительских прав.
В свидетельстве о рождении Ильиных Л.И. в графе «отец» значится прочерк. Ильиных Л.И. пояснила, что сведениями об отце не располагает, никогда его видела.
В виду отсутствия родительского попечения Ильиных Л.И. проживала в семье опекуна ФИО на основании постановления администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> области № от <дата>.
<дата> Ильиных Л.И. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края.
Основания для включения Ильиных Л.И. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ответчик не оспаривает. Право Ильиных Л.И. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда Пермского края в судебном заседании ответчиком так же не оспаривается. Ильиных Л.И. проживает на территории Пермского края, обучается в <данные изъяты>, период обучения: по <дата>. Имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <данные изъяты> (общежитие <данные изъяты>). Ранее имела регистрацию по месту пребывания в г. <данные изъяты>. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма Ильиных Л.Г. не является. В собственности жилых помещений Ильиных Л.И. не имеет. Никакого жилого помещения за Ильиных Л.Г. не закреплено.
Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Ильиных Л.Г. обратилась в администрацию Соликамского городского округа с письменным заявлением о предоставлении ей жилья. До настоящего времени Ильиных Л.И. жилым помещением не обеспечена. При этом, Ильиных Л.Г. имеет малолетнего ребенка ФИО <дата> года рождения. Фактически Ильиных Л.И. проживает в жилом помещении по адресу: <...> на основании договора коммерческого найма, регистрации по месту фактического жительства не имеет.
Тем самым, до настоящего времени пригодное для проживания жилое помещение, отвечающее установленным санитарно-техническим требованиям, истцу не предоставлено, прав на какие-либо жилые помещения она не приобрела.
При таких обстоятельствах право Ильиных Л.Г. на жилье суд полагает нарушенным. В целях защиты нарушенных прав и законных интересов данного лица, на ответчика надлежит возложить обязанность по устранению допущенных нарушений.
При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований, на орган местного самоуправления Соликамского городского округа администрацию города Соликамска Пермского края следует возложить обязанность предоставить Ильиных Л.И. <дата> года рождения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, в виде жилого дома или квартиры, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления муниципального образования Пермского края, но не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, не менее 14 кв. м жилой площади, расположенное на территории Соликамского городского округа за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета Пермского края.
Вышеприведенные правовые нормы, закрепляя право на получение мер дополнительной социальной поддержки от государства, не ставят его реализацию в зависимость от наличия финансовых средств для приобретения жилого помещения.
Доводы представителя ответчика о том, что предоставления истцу специализированного жилого помещения вне очереди повлечет нарушение прав детей-сирот, имеющих более раннюю дату постановки на учет и включения в список льготной категории граждан, суд отклоняет, поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательством субъектов Российской Федерации обстоятельств. Ильиных Л.Г. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, решением компетентного органа включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, достигла возраста 18 лет, следовательно, обладает правом на предоставление такого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Обязанность органа местного самоуправления, которому переданы полномочия субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Доводы представителя ответчика о том, что ранее Ильиных Л.Г. ответчиком было предложено жилое помещение, расположенное в с. <данные изъяты>, однако, истец от вселения в предложенное жилое помещение отказалась, основанием к отказу в удовлетворении исковых требований не является, поскольку, реализация права Ильиных Л.Г. на жилье не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов, истец до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Как установлено в судебном заседании, от заключения договора Ильиных Л.Г. отказалась, из пояснений истца видно, что предложенное ей жилье расположено в с. <данные изъяты>, квартира угловая, холодная, в доме имеются недостатки в работе канализационной системы, доказательств иного ответчиком не предоставлено. Право на отказ от жилого помещения, не подходящего истцу по каким-либо характеристикам, предусмотрено законом, и обязанность по предоставлению жилого помещения не поставлена в зависимость от реализации этого права.
Статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установила, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (часть 1).
По смыслу части 2 указанной статьи, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Заявленный прокурором срок для исполнения обязанностей - до <дата>, с учетом окончания Ильиных Л.Г. обучения в <данные изъяты> <дата>, принимая во внимание пояснения представителя ответчика о том, что из бюджета Пермского края выделены средства на указанные цели, и в настоящее время ответчиком проводятся соответствующие мероприятия по приобретению жилья для данной категории граждан, суд признает достаточным и соразмерным для своевременного исполнения возложенной обязанности.
Возражения представителя ответчика не основаны на действующем правовом регулировании обеспечения данной категории лиц мерами социальной поддержки.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Соликамского городского прокурора в интересах Ильиных Л.И. <дата> года рождения к администрации Соликамского городского округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Соликамского городского округа Пермского края предоставить Ильиных Л.И. <дата> года рождения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, в виде жилого дома или квартиры, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления муниципального образования Пермского края, но не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, не менее 14 кв. м жилой площади, расположенное на территории Соликамского городского округа, за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета Пермского края, в срок до <дата>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с 04 апреля 2022 года.
Судья Т.В. Крымских