№ 2-1121/2021
10RS0011-01-2020-015078-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 марта 2021 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Поляковой В.В., при секретаре Быковой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковцевой Г.Б, к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным длительное бездействие, обязании выдать жилищный сертификат,
у с т а н о в и л:
Яковцева Г.Б. обратилась в суд с иском к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что истец неоднократно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ обращалась в адрес администрации Петрозаводского городского округа с заявлением на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ письмом за № ответчик дал ответ, согласно которому истец в составе семьи из двух человек была в списке за №. Истец считает, что в настоящий момент ее права и законные интересы нарушены длительным бездействием ответчика, выраженное в не предоставлении государственного жилищного сертификата свыше 17 лет. В связи с изложенным, истец просит признать незаконным длительное бездействие администрация Петрозаводского городского округа, выразившееся в не предоставлении государственного жилищного сертификата, обязать администрацию Петрозаводского городского округа в течении 1 месяца дня вступления в законную силу решения суда выдать государственный жилищный сертификат в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и оплате коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В судебном заседании истец не участвовала, о дне рассмотрения извещена.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просил обязать надлежащего ответчика выдать истцу жилищные сертификат.
Представитель ответчика администрации Петрозаводского городского округа в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, также пояснила, что администрация ПГО не является надлежащим ответчиком по делу, так как принимает только заявления от граждан, решением и подготовкой документов занимается Министерство строительства Республики Карелия.
Представитель ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебном заседании не участвовал, о дне рассмотрения извещены, представили письменный отзыв на иск, исковые требования не признают, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо в судебном заседании не участвовало о дне рассмотрения извещено.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово- экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В силу ст. 125 ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
В судебном заседании установлено, что Яковцева Г.Б. включена в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 № 1710, по категории «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по подкатегории «Пенсионеры» по Петрозаводскому городскому округу. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, истец ежегодно обращалась в адрес администрации Петрозаводского городского округа с заявлением на получение государственного жилищного сертификата. По состоянию на 2021 истец в составе семьи из двух человек состоит в списке по Петрозаводскому городскому округу под №.
Судом установлено, что на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года №1710 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - государственная программа).
Структурой государственной программы предусмотрена реализация основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» Подпрограммы 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы.
В рамках ведомственной целевой программы социальные выплаты на приобретение жилья в других регионах России предоставляются за счет средств федерального бюджета и распределяются Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия администрациям городских округов и муниципальных районов Республики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила №153).
В силу пункта «з» части 5 раздела 1 Правил №153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане Российской Федерации, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаются и регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от № 125-ФЗ право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг (далее - Правила № 153).
В соответствии с пунктом 3 Правил № 153, сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно подпункту «з» пункта 5 Правил № 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном Правилами № 153, имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.
При этом согласно подпункту «г» пункта 18 Правил № 153 выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ведомственной целевой программы - гражданам, указанным в подпунктах «з» и «и» пункта 5 Правил № 153, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органе местного самоуправления) на учете в качестве имеющего право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.
Социальная выплата на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей может быть предоставлена Яковцевой Г.Б. при утверждении ее в списке претендентов.
Списки Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК ежегодно утверждаются.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 24 раздела 2 правил №153 в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы представляет в орган местного самоуправления заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формирует список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, отдельно по каждой из категорий граждан и представляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, формируются в хронологической последовательности, в какой граждане - участники ведомственной целевой программы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Сводный список получателей сертификатов формируется на основании утвержденного сводного списка, сформированного в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, списков граждан, указанных в подпунктах "з" и "и" штата 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, представленных в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сведений, представленных органами местного самоуправления в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формируют и представляют ответственному исполнителю государственной программы сведения о гражданах, участников программы. Сводные списки формируются, исходя из очередности и пределов финансирования, предусмотренных государственным органом и органом местного самоуправления средств на планируемый год на цели предоставления государственных жилищных сертификатов.
Средства, предусмотренные на предоставление социальных выплат гражданам отражены в проекте федерального бюджета на соответствующий год и распределяются ответственным исполнителем государственной программы (Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации) на основании предоставленных от субъектов Российской Федерации сводных списков (сведений).
Распределение объема финансирования между федеральными органами осуществляется пропорционально количеству граждан - участников ведомственной целевой программы в соответствии с Методикой распределения по субъектам РФ средств федерального бюджета на данные цели, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.07.2003 № 433. Данная методика разработана в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.
Государственный заказчик основного мероприятия в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год предоставляет в установленном законом порядке в Правительство РФ проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан – участников соответствующей программы, после утверждения и на основании которого издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти (п. 33 и 35 Правил 153).
В соответствии с п. 36 Правил № 153 органы исполнительной власти до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан в соответствии с п. 33 и 41(5) Правил № 153 приказ о выпуске сертификатов, производит их оформление на имя граждан – участников ведомственной целевой программы. Оформленные сертификаты передаются федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ соответствующим подразделениям и органам местного самоуправления для вручения таким гражданам.
В соответствии с п. 39 Правил № 153 органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленных приказом ответственного исполнителя государственной программы для этого органа в отношении соответствующей категории граждан.
При этом, внеочередное предоставление жилищных сертификатов Федеральным законом № 125-ФЗ и Правилами № 153 не предусмотрено.
Судом установлено, что с момента постановки на соответствующий учет Яковцева Г.Б. ежегодно предоставляла в администрацию ПГО заявление о выдаче жилищного сертификата. В свою очередь, администрация ПГО направляла соответствующие списки и заявления граждан в Министерство строительства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК. Согласно представленного единого списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Яковцева Г.Б. состоит в общей очереди под номером № дата постановки в очередь ДД.ММ.ГГГГ. В указанном списке имеются граждане, которые встали в очередь намного ранее истца, начиная с 1996 года. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Российской Федерации в очереди на получение жилищной субсидии состоит более 176,0 тыс. семей граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в том числе, по <адрес> – 872 семьи, из которых: инвалидов 1 и 2 группы, инвалидов с детства – 188 семей, пенсионеров – 593 семьи, безработных – 2 семьи, работающих – 89 семей.
Оценивая изложенное выше в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные истцом исковое требование о предоставлении жилищного сертификата в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу является необоснованным и удовлетворению не подлежит, поскольку оформление и выдача данного сертификата истцу может быть осуществлена федеральным органом и органом исполнительной власти субъекта только в рамках лимитов бюджетных ассигнований, выделяемых <адрес> на данные цели, и в порядке установленной очередности.
При этом, суд также не усматривает длительного бездействия и нарушении прав истца со стороны органа местного самоуправления – администрации ПГО, поскольку администрацией ПГО заявления истца ежегодно принимаются и соответствующие документы направляются в Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в соответствии с действующим законодательством.
На основании вышеприведённых правовых норм, учитывая установленные по делу обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Яковцевой Г.Б. являются необоснованными в полном объеме, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Яковцевой Г.Б, в удовлетворении иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья В.В. Полякова
Мотивированное решение с учетом положений ст. 199 ГПК РФ изготовлено ДД.ММ.ГГГГ