Дело № 2-1796/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 25 мая 2015 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
судьи Козловой И.В.,
при секретаре Новиковой Л.Ю.,
с участием помощника прокурора г. Новоалтайска Шукуровой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Ильиной ФИО5 к Государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу № 5 Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение,
установил:
Прокурор г. Новоалтайска интересах Ильиной Е.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (далее по тексту - ГУ-АРО ФСС РФ) и Филиалу № 5 ГУ-АРО ФСС РФ о возложении на ГУ-АРО ФСС РФ обязанности предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год за счет средств федерального бюджета. Требования прокурора г. Новоалтайска обоснованы тем, что Ильина Е.В. является лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и в соответствии с положениями Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту – Закона) имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно путевки на санаторно-курортное лечение, которое в ДАТА г. ей не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора г. Новоалтайска Шукурова Н.Л. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ильина Е.В. материальный истец, в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель ответчиков – ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиала № 5 в судебное заседание не явился, извещен.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Ильина Е.В. имеет льготы, предоставленные лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д. 8), в силу ст. 6.1 названного Закона пользуется правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Тот факт, что на ДАТА год истец являлся получателем набора социальных услуг, предусмотренных п. 1.1 ч.1 ст. 6.2 Закона (предоставление путевки при наличии медицинских показаний на санаторно-курортное лечение), подтверждается сообщением ГУ-УПФР в АДРЕС и АДРЕС от ДАТА (л.д. 10).
Пункт 1 части 1 статьи 6.2 Закона предусматривает предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в качестве составной части набора социальных услуг.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Закона).
В соответствии с п. 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328 (далее «Порядок»), обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и уполномоченным органом в случае передачи ему полномочий (п. 3.3 Порядка).
В соответствии с п. 3.7 Порядка граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение, до 1 декабря текущего года.
В соответствии с п. 3.9 Порядка территориальные органы Фондаи органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Согласно п. 1.5, 1.6 порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, больной при обращении в Фонд предоставляет справку формы № 070/у-04 вместе с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение. Указанная справка выдается больному при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения.
По смыслу вышеуказанных норм, санаторно-курортное лечение как средство реабилитации при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий.
ДАТА истец для реализации права на санаторно-курортное лечение в установленном порядке обратился в филиал № 5 ГУ-АРО ФСС РФ с соответствующим заявлением (л.д. 13), представил справку установленного образца о нуждаемости в санаторно – курортном лечении и отсутствии противопоказаний к этому лечению.
Таким образом, истцом выполнены требования закона в части предоставления необходимых документов на получение им путевки на санаторно - курортное лечение в ДАТА году, ответчиком заявление истца удовлетворено не было, сведений о выдаче путевки истцу, согласно поданному в ДАТА году заявлению в суд не представлено.
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению этих расходов за счет средств федерального бюджета. А недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина соответствующего права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
Как указано в сообщении ответчика от ДАТА, обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисляемых из федерального бюджета, путевка не предоставлена ввиду недостаточного финансирования из федерального бюджета, а также того, что заявления граждан должны удовлетворяться в порядке очередности, по мере их поступления (л.д. 11-12).
Между тем, гражданин не является участником бюджетных отношений в силу ст. 1, ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование предоставления набора социальных услуг. Меры социальной помощи предоставляются государством исходя из его финансовых возможностей, но, будучи установленными законом, они становятся гарантированными государством и отказ от их предоставления невозможен без соответствующих изменений закона только лишь на основании недостаточности бюджетных средств.
Согласно Правилам финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации, который перечисляет санаторно-курортным организациям средства на оплату стоимости путевок в соответствии с заключенными с ними договорами; Территориальные органы Фонда представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (в ред. от 28.12.2007 N 935, от 25.02.2011 N 100); Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его территориальных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал (в ред. от 25.02.2011 N 100) (пункты 20, 21).
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что действия ответчиков, выразившиеся в не предоставлении истцу путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА год, являются незаконными, так как реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Кроме того, согласно справки для получения путевки формы № НОМЕР от ДАТА (л.д. 16), Ильина Е.В. и в настоящее время нуждается в санаторно-курортном лечении, противопоказаний к такому лечению не имеет.
То обстоятельство, что периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с п. 2 ст. 6.3 названного выше Федерального Закона является календарный год, не является основанием для отказа истцу в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА год, так как в данном конкретном случае разрешается вопрос о восстановлении нарушенных прав конкретного истца, не реализованных из-за бездействия государственных органов.
В силу ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ГУ-АРО ФСС РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб. в доход местного бюджета
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора г. Новоалтайска в интересах Ильиной ФИО6 удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Ильиной ФИО7 путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год за счет средств федерального бюджета.
Взыскать с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия.
Судья И.В. Козлова