КИЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ФИО5 СИМФЕРОПОЛЯ
РЕСПУБЛИКИ ФИО8
дело №
УИД 91RS0№-12
РЕШЕНИЕ
02 марта 2021 года <адрес>
Судья Киевского районного суда ФИО5 Симферополя Республики ФИО8 Хулапова Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 директора ООО «Фирма «Производственно-коммерческая организация «ФИО8» ФИО4 - ФИО1 на постановление заместителя начальника ФИО2 по <адрес> ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении директора ООО «Фирма «Производственно-коммерческая организация «ФИО8» ФИО4 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника ФИО2 по <адрес> ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ № директор ООО «Фирма «Производственно-коммерческая организация «ФИО8» ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 директора ООО «Фирма «Производственно-коммерческая организация «ФИО8» ФИО4- ФИО1 подал жалобу, в которой просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в ФИО2 по <адрес>.
Доводы жалобы обоснованы тем, что фактически действия ФИО4 относительно выплаты зарплаты ФИО3 носили длящийся характер, и в своей совокупности составляют единое деяние. ФИО2 по <адрес> в отношении ФИО4 незаконно принято пятнадцать постановлений о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КОАП РФ, общая сумма штрафов по которым составила 320000,00 руб., что превышает размер выплаченной ФИО3 заработной платы – 294 143 руб. Указанные дела являются однородными, имеют один предмет рассмотрения, событие, место административного правонарушения и возбуждены в отношении одного лица, в связи с чем, подлежали объединению в одно производство.
ФИО4, его ФИО2 в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
ФИО2 по <адрес> – ФИО10 просила постановление оставить без изменений, ссылаясь на наличие в действиях ФИО4 состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ч.1 ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из указанного положения закона, обязанность по доказыванию вины возложена на должностное лицо, рассматривающее дело.
Часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 настоящей статьи.
Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, также перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», - перечень этих случаев является исчерпывающим.
Расчету по выплате работодателем - резидентом работнику - нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках, либо без использования переводов электронных денежных средств.
Согласно статье 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения (абзац первый).
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, в том числе с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации (абзац пятый).
Поскольку отношения по выплате физическим лицам - нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы специального законодательства.
По результатам изучения материалов дела судом установлено, что в ООО «Фирма «Производственно-коммерческая организация «ФИО8» был трудоустроен иностранный гражданин - ФИО3 (вид на жительство иностранного гражданина на территории Российской Федерации серия 82 № от ДД.ММ.ГГГГ).
За выполненную работу ООО «Фирма «Производственно-коммерческая организация «ФИО8» работнику нерезиденту - ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ по платежной ведомости № выплачена заработная плата наличными в сумме 4624,00 рублей, в указанный период должностным лицом, ответственным за выплату заработной платы работникам - нерезидентам являлся директор Общества ФИО4, что подтверждается соответствующими расчетными документами и письмом ООО «Фирма «Производственно-коммерческая организация «ФИО8» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом, ответственным за выплату заработной платы работникам - нерезидентам являлся директор Общества ФИО4.
Факт совершения директором ООО «Фирма «Производственно-коммерческая организация «ФИО8» ФИО4 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: актом проверки соблюдения валютного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, письменными пояснениями ООО «Фирма «Производственно-коммерческая организация «ФИО8» от ДД.ММ.ГГГГ №, финансово-расчетными документами
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, заместитель начальника ФИО2 по <адрес> ФИО11-А. Л. пришел к обоснованному выводу о виновности директора ООО «Фирма «Производственно-коммерческая организация «ФИО8» ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ФИО4 принял все возможные меры для соблюдения требований валютного законодательства и им проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения.
Доказательств отсутствия у ФИО4 реальной возможности соблюсти требования действующего валютного законодательства в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы о необоснованном составлении инспекцией пятнадцати протоколов и неправомерном создании тем самым совокупности правонарушений, а также о том, что инспекция в нарушение требований части 5 статьи 4.1 КоАП РФ неоднократно привлекла ФИО4 к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение суд считает несостоятельными, поскольку выплаты заработной платы производились ФИО4 в разные даты, что является совершением самостоятельной валютной операции в каждом конкретном случае, следовательно, факты выплаты заработной платы за различные периоды работы и в разные даты, свидетельствуют о совершении не длящихся, а самостоятельных, оконченных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, ответственность за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст.. 15.25 КоАП РФ не имеет длящегося характера и считается оконченным, когда иностранному гражданину была выдана заработная плата наличными денежными средствами.
Несогласие с выводами заместителя начальника ФИО2 по <адрес>, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела, не свидетельствует о нарушении последним норм материального и процессуального права, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вид и размер административного наказания определен в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, исходя из санкции ч. 1ст. 15.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника ФИО2 по <адрес> ФИО11-А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении директора ООО «Фирма «Производственно-коммерческая организация «ФИО8» ФИО4 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, оставить без изменения.
Жалобу ФИО2 директора ООО «Фирма «Производственно-коммерческая организация «ФИО8» ФИО4 - ФИО1 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Верховный Суд Республики ФИО8 через Киевский районный суд <адрес> Республики ФИО8.
Г.А. Хулапова