Дело № 2-1758/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2018 года Евпаторийский городской суд Республики Крым
в составе: председательствующего - судьи Володарец Н.М.
при секретаре - Приходько А.А.
с участием представителя истца Тумашова П.Н., ответчика Антонова Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в г. Евпатории к Антонову ФИО7 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» (далее ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго») в лице филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в г. Евпатория обратилось в суд с иском к Антонову Д.О. о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение, мотивируя свои требования тем, что ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в г. Евпатория, являясь централизованным поставщиком тепловой энергии в г. Евпатория, осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения. Ответчик, являясь потребителем, проживающим в квартире многоквартирного дома, подключенного к системе централизованного теплоснабжения, расположенного по адресу: <адрес>, потреблял тепловую энергию для обогрева жилого помещения и горячего водоснабжения, однако оплату за предоставленные услуги в полном объеме не производил. В связи с ненадлежащим выполнением ответчиком обязательств по оплате потребленной тепловой энергии сумма долга за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 51 014 руб. Просит суд взыскать с ответчика Антонова Д.О. в свою пользу указанную сумму задолженности, а также расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель истца Тумашов П.Н., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогично изложенному в исковом заявлении, просил суд взыскать с Антонова Д.О. задолженность в размере 51 014 руб. и понесенные расходы по оплате госпошлины.
Ответчик Антонов Д.О. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что действительно проживает в квартире №№ многоквартирного дома № по <адрес>, который оснащен системой центрального отопления и горячего водоснабжения, однако в связи с тем, что горячая вода подавалась нерегулярно и по установленному графику, в 2002 году он был вынужден отказаться от предоставления данной услуги и установил в квартире электрический бойлер, отключив свою квартиру от горячего водоснабжения. Указал, что не смотря на то, что в квартиру подается тепловая энергия, которая им – истцом не оплачивается на протяжении нескольких лет, истец ГУП РК «Крымэнерго» является ненадлежащим взыскателем, поскольку потребителем тепловой энергии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлось МУП «УК «<данные изъяты>», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ООО «<данные изъяты>», правопреемником которого в настоящее время является МУП «УК «<данные изъяты>». Договорные отношения с истцом у него – ответчика отсутствуют, поскольку договор не заключался. Считает, что истцом не предоставлены надлежащие доказательства того, что он является исполнителем услуги по доставке тепловой энергии населению и имеет право принимать от конечных потребителей оплату за эту услугу. Кроме того, считал, что тарифы по отоплению являются необоснованными, так как в подъезде, в котором расположена его - истца квартира, по вине эксплуатанта здания и теплоснабжающей организации отсутствует теплосчетчик. При таких обстоятельствах считал исковые требования необоснованными и просил суд в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ответчик Антонов Д.О. проживает в квартире №№ многоквартирного дома, подключенного к системе централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенного по адресу: <адрес>. Данные обстоятельства указаны истцом и не опровергались в ходе судебного разбирательства ответчиком, в связи с чем дополнительному доказыванию не подлежат.
В судебном заседании установлено, что ответчик Антонов Д.О. является абонентом ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», на него открыт лицевой счет (л.д. 6). Согласно представленного истцом справки-расчета, задолженность Антонова Д.О. за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 51 014 руб., которую ответчик в добровольном порядке не погашает.
Исполнителем коммунальной услуги по предоставлению тепловой энергии в г. Евпатория на нужды отопления и горячего водоснабжения в спорный период времени являлось Государственное Унитарное Предприятие Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала Государственного Унитарного Предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в г. Евпатории, что подтверждается актами о готовности к отопительному сезону дома, где проживает ответчик, за 2014, 2015, 2016, 2017 годы.
В соответствии с Графиками подачи горячей воды потребителям от котельных Евпаторийского филиала АП «Крымтеплокоммунэнерго» по г. Евпатории в дом, в котором расположена квартира ответчика, горячая вода поставляется три раза в неделю с 6 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин.
Согласно предоставленному истцом расчету по адресу проживания ответчика числится задолженность за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 51 014 руб. При этом, расчет произведен в соответствии с действовавшими в спорный период тарифами, а также в соответствии с Графиками подачи горячей воды потребителям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, договор между сторонами о снабжении тепловой энергией и горячим водоснабжением через внутридомовые сети в письменном виде не заключался, однако у ответчика возникли обязательства по оплате за услуги по теплоснабжению и оплате за ГВС в связи с фактическим потреблением тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Из представленных суду доказательств следует, что истцом ответчику оказывались услуги по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения, которые он своевременно не оплатил, а также произвел отключение квартиры от горячего водоснабжения с нарушением установленного порядка, что не освобождает его от обязанности платить за предоставленные истцом услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее по тексту - Закон №6-ФКЗ) Республика Крым принята в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года.
Статьей 23 Закона №6-ФКЗ, установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов был подписан 18 марта 2014 года. Таким образом, именно с указанной даты на территории Республики Крым действует законодательство Российской Федерации.
Как установлено статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2014 года по делу №308-ЭС14-1939, нормы Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ не имеют обратного действия во времени; правоотношения, возникшие из заключенных до 18 марта 2014 года договоров, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства.
Ввиду того, что исковые требования заявлены истцом за период с ноября 2014 года по июнь 2018 года, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы законодательства Российской Федерации, в том числе, нормы Жилищного и Гражданского кодексов Российской Федерации, а также Правила содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, а с учетом длительности правоотношений, учитывая доводы ответчика об отказе от услуг горячего водоснабжения, также нормы законодательства Украины, действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений.
Так, на момент отключения жилого помещения – квартиры № в доме № по <адрес> от поставки горячей воды (2002 год), спорные правоотношения регулировались Постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года №630, которым были утверждены Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения и приказом Министерства строительства, архитектуры жилищно-коммунального хозяйства Украины №4 от 22 ноября 2005 года, которым был утвержден Порядок отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения.
Пунктами 24 - 26 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года №630 установлено, что потребители могут отказаться от получения услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей воды. Отключение потребителя от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды осуществляется в порядке, который утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Самовольное отключение от сетей центрального отопления и снабжения горячей воды запрещалось.
В соответствии с пунктами 1.2, 2.2 Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения, утвержденного приказом №4 Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года, для реализации права потребителей на отказ от получения услуг централизованного отопления и снабжения горячей воды орган местного самоуправления или местный орган исполнительной власти создает своим решением постоянно действующую межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов по отключению потребителей от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды (далее - Комиссия), назначает глав и утверждает ее состав, утверждает положение о работе комиссии.
Комиссия рассматривает предоставленные собственником документы только при наличии утвержденной органом местного самоуправления в установленном порядке оптимизированной схемы перспективного развития систем теплоснабжения населенного пункта и в соответствии с ней. Для осуществления отключения от централизованного отопления необходимо получение от соответствующих организаций технических условий для дальнейшей разработки проекта отключения.
Согласно пункту 2.5 Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды, при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения, утвержденного приказом №4 Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года, отключение помещений от внутридомовых сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды выполняется монтажной организацией, которая реализует проект, с участием представителя владельца жилого дома или уполномоченного им лица, представителя исполнителя услуг центрального отопления и снабжения горячей водой и владельца, нанимателя (арендатора) квартиры (нежилого помещения) или уполномоченного ими лица.
В судебном заседании установлено, что ответчиком Антоновым Д.О. не выполнены требования закона, предъявляемые к порядку отключения жилого помещения от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой при отказе потребителя от централизованного снабжения горячей водой, действовавшие по состоянию на 2007 год.
Кроме того, постановлением Кабинета Министров Украины №1268 от 31 октября 2007 года, а также приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины №169 от 6 ноября 2007 года, были внесены изменения в Порядок отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения, утвержденного приказом №4 Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года, относительно порядка рассмотрения и принятия решений об отключении потребителей от сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения.
В многоквартирных домах упомянутыми изменениями предусмотрена возможность отключения от сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения не отдельных помещений дома, а всего дома в целом, при условии поддержки такого решения всеми собственниками помещений в доме и, кроме того, только при наличии утвержденной органом местного самоуправления в установленном порядке оптимизированной схемы перспективного развития систем теплоснабжения населенного пункта и в соответствии с ней.
Отключение всего дома №№ по <адрес> от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения не проведено. Указанное подтверждается, в том числе, актами о готовности дома к отопительному сезону за 2014-2017 годы.
Таким образом, ответчик не выполнил требования закона, предъявляемые к порядку отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного снабжения горячей водой. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено. Ввиду изложенного, суд приходит к выводу о том, что в спорных правоотношениях отключение квартиры от горячего водоснабжения является самовольным, с нарушением установленного порядка, что не освобождает ответчика от отплаты за предоставленные истцом услуги по горячему водоснабжению.
В отношении регулирования спорных правоотношений нормами действующего законодательства Российской Федерации суд отмечает следующее.
Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая на основании п. 4 ст. 154 ЖК РФ включает в себя, в том числе, плату за отопление и горячую воду.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона "О теплоснабжении", потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию, теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального Закона "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Решение об отключении от централизованного теплоснабжения должно быть поддержано всеми владельцами помещений в жилом доме, а также необходимо разработать проект реконструкции внутренних инженерных систем и согласовать его с соответствующими службами, при этом обязательно учитываются технические возможности существующих сетей газоснабжения, водоснабжения и электроснабжения данного дома по обеспечению питания системы теплоснабжения.
Согласно статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года №170, не допускаются переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного оборудования. Наниматель (собственник) жилого помещения, допустивший такое переустройство, обязан привести это помещение в прежнее состояние.
Частью 2 статьи 26 ЖК РФ предусмотрено, что для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет документы согласно установленного перечня.
Однако ответчик, о том, что квартира отключена от горячего водоснабжения ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в г. Евпатории не известил, мер по установке водомера на горячую воду согласно разъяснениям теплоснабжающей организации в установленном законом порядке не предпринял.
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Таким образом, установление момента первого фактического подключения квартиры ответчика к системе централизованного отопления, через которую ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» (созданным на основании постановления Государственного совета Республики Крым от 04 апреля 2014 года №1953-6/14) производится предоставление услуг по теплоснабжению, является юридически значимым обстоятельством для правильного применения вышеприведенных норм права.
Установив, что в спорный период с 1 ноября 2014 года по 30 июня 2018 года - период, за который начислена задолженность за предоставляемую услугу теплоснабжения и горячего водоснабжения, документально подтверждено наличие отопления в принадлежащей ответчику квартире, суд приходит к выводу о возникновении между сторонами спора договорных отношений.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено наличие правовых оснований для взыскания с ответчика как пользователя услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, поставляемых по адресу: <адрес>, задолженности за предоставленные истцом услуги.
Анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований истца и о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные судебные расходы на оплату госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в г. Евпатории к Антонову ФИО8 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение – удовлетворить.
Взыскать с Антонова ФИО9 в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в г. Евпатории задолженность за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение в сумме 51 014 руб., а также понесенные судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 1730 руб. 42 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья Н.М. Володарец