Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-165/2017 (2а-7761/2016;) ~ М-6561/2016 от 16.11.2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 февраля 2017 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего     Германовой С.В.

при секретаре             Евсеевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-165/2017 (2а-7761/2016) по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу и пени, из которого следует, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему имущества. Поскольку должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, ему было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам. Однако ответчиком данное требование оставлено без исполнения. Просят взыскать с ответчика задолженность по пени по транспортному налогу в размере 457,40 руб., по земельному налогу в размере 468 004,00 руб. и пени по нему – 7 759,85 руб., а всего 476 221,25 руб.

Представитель административного истца ФИО3, действующая по доверенности, в судебном заседании уточнила требования, просила взыскать с ответчика сумму недоимки по налогам и пени по требованию от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 476 763,85 руб., в том числе: по земельному налогу – 468 004,00 руб., пени по земельному налогу – 7 759,85 руб..

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме, поскольку договора купли-продажи земельных участков, по которым им приобретались земельные участки, налог на которые просит взыскать истец, признаны решением суда ничтожными. В связи с чем он не является собственником земельных участков.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.

В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п.1 ст.389 Налогового кодекса РФ объектом налогооблажения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно п.1 ст.396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового период соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Согласно п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налог периодом. В соответствии с ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. При этом, согласно п.4 ст.391 НК РФ налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст.48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что на основании сведений государственных регистрирующих органов налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО1 было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о подлежащей уплате сумме налога. Налоговым органом был начислен транспортный налог за 2014 год на общую сумму 59 400 руб., а также земельный налог за 2014 год на общую сумму 468 004,00 руб. Установлен срок оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. п. 1, 5, 6 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п.1 ст.70 Налогового Кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии со ст.75 Налогового Кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В силу п.1 ст.104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если <данные изъяты>

Судом установлено, что налоговое уведомление направлено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром почтовых отправлений (л.д.11).

Из содержания административного иска и пояснений представителя истца следует, что сумма транспортного налога – 59 400 руб. оплачена налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ. При этом, стороной истца, учитывая, что за 2013 налоговый период налогоплательщику был исчислен транспортный налог в размере 59 400 руб., оплаченный последним ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст.75 НК РФ были начислены пени, размер которых составил 457,40 руб. Данные обстоятельства стороной ответчика в судебном заседании не оспорены.

В связи с неуплатой в установленный срок налога в адрес ФИО1 было направлено требование об уплате земельного налога в размере 468 004 руб., с предложением добровольно погасить недоимку до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается требованием от ДД.ММ.ГГГГ и реестром заказной корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12, 13).

Указанное требование также содержит обязанность по уплате пени за нарушение сроков оплаты налогов, а именно: по уплате транспортного налога в размере 457,40 руб., по уплате земельного налога в размере 7 759,85 руб..

Данное требование было оставлено без исполнения, в связи с чем, налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании вышеуказанных налоговых платежей и пени. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Центрального судебного района <адрес> был выдан судебный приказ, который определением от ДД.ММ.ГГГГ был отменен на основании заявления ФИО1

После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогу. Иск подан в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в сроки, предусмотренные ст.286 КАС РФ.

В процессе производства по делу сумма пени по транспортному налогу в размере 457,40 руб. административным ответчиком оплачена. В данной части требования административного иска административным истцом не поддержаны.

Административным ответчиком доказательства, опровергающие неуплату им задолженности земельному налогу за 2014 год, а также пени за неуплату предоставлены не были, судом данные доказательства не были добыты.

Таким образом, в силу требований налогового законодательства РФ с ответчика подлежит взысканию задолженность по земельному налогу в размере 468 004,00 руб. и пени по нему в размере 7 759,85 руб.

Пунктом 1 ст.72 НК РФ определено, что пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздний по сравнению с установленным законодательством о налогах и спорах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 г. N 20-П, Определении от 04.07.2002 г. N 202-О также указано, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Доводы ФИО1 о том, что поскольку договора купли-продажи земельных участков, по которым им приобретались земельные участки, налог за которые просит взыскать истец, признаны решением суда ничтожными, он не является собственником земельных участков, не могут быть приняты во внимание по следующим обстоятельствам:

Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно п.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

На основании п.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения и не порождает правовых последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью.

Судом установлено, что право собственности ФИО1 на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами: , зарегистрировано на основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенными между ФИО4 и ФИО1

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами: , от ДД.ММ.ГГГГ признаны недействительными в силу своей ничтожности. Вышеуказанные земельные участки истребованы из незаконного владения ФИО1

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального конституционного закона от 04 июня 2014 года №8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, данным в п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 года №54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», судам необходимо исходить из того, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Таким образом, установление факта ничтожности сделки по приобретению объекта недвижимости не влечет автоматического прекращения права собственности на этот объект, а является лишь основанием для прекращения вещного права, поскольку в силу статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

Признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не является обстоятельством, с которым налоговое законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога.

Из материалов дела усматривается, что в спорном налоговом периоде – 2014 году, право собственности на указанные выше земельные участки было зарегистрировано за ФИО1 и запись о нем как о собственнике этих земельных участков содержалась в ЕГРП.

Таким образом, плательщиком земельного налога, начисленного в спорном налоговом периоде на указанные выше земельные участки, является ФИО1

В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требования административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины, с административного ответчика в силу ч.1 ст.114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 7967,64 руб.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 290 КАС РФ РФ, суд

решил:

Административный иск Межрайонной ИФНС России по <адрес> удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 (место жительства: 445004, <адрес>) в пользу Межрайонной ИФНС России по <адрес> задолженность по земельному налогу в размере 468 004,00 руб., пени по нему в размере 7 759,85 руб., а всего 476 763,85 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 7 967,64 руб.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                     С.В.Германова

2а-165/2017 (2а-7761/2016;) ~ М-6561/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС России №19 по Самарской области
Ответчики
Фролов В.П.
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области
Мэрия г.о.Тольятти
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Германова С.В.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
16.11.2016Регистрация административного искового заявления
16.11.2016Передача материалов судье
18.11.2016Решение вопроса о принятии к производству
18.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2016Подготовка дела (собеседование)
01.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.12.2016Судебное заседание
26.01.2017Судебное заседание
11.01.2017Судебное заседание
15.02.2017Судебное заседание
20.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.02.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.02.2018Судебное заседание
27.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
01.03.2018Дело оформлено
01.03.2018Дело передано в архив
13.04.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.04.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.05.2018Судебное заседание
18.05.2018Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее