Судья: фио
В суде первой инстанции № 2-799/2023
В суде апелляционной инстанции № 33-37858/2023
УИД 77RS0013-02-2020-002957-74
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
... года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего ....,
судей ...., ....,
при секретаре (помощнике судьи) Атаманюк А.Г.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи ....
дело по апелляционной жалобе истца .... на решение Кунцевского районного суда ... от ... года, которым постановлено:
Исковые требования ... к ООО «А101» о взыскании убытков – удовлетворить частично.
В удовлетворении исковых требований ... к ГБУ ..., ...... о принятии во внимание, что ни постоянная, ни временная регистрации не является доказательствами фактического проживания человека, установлении фактического проживания владельцев квартиры, об обязании ответчиков отозвать свои требования оплаты услуг ХВС\ГВС и водоотведения за период с ... года до ... года включительно, обязании составить акт обследования наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего, коллективного приборов учета, обязании произвести перерасчет услуг ГВС\ХВС и водоотведения за период с ... года по настоящее время, исходя) из нормативов Потребления на одного человека без применения повышающих коэффициентов – отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Слюняев А.Ю. обратился в суд с иском к ответчикам об установлении фактического места проживания, отзыве требований об оплате услуг ХВС/ГВС и водоотведения за период с ... года до ... года включительно, обязании составить акт обследования наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего, коллективного приборов учета, обязании произвести перерасчет услуг ГВС\ХВС и водоотведения за период с ... года по настоящее время, исходя) из нормативов потребления на одного человека без применения повышающих коэффициентов.
Иск мотивирован тем обстоятельством, что истец и его жена являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: ...
Более 10 лет он с женой не используют квартиру для проживания, фактически проживают в другой квартире, принадлежащей им на праве собственности, расположенной по адресу: ...
В связи с чем, вплоть до ... года платежные документы за ЖКУ как от организаций - предшественниц ответчиков (ЖЭК и ЕИРЦ) так и от ответчиков не содержали сумм за холодное и горячее водоснабжение (ХВС и ГВС) и водоотведение.
В квартире не установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ) холодной и горячей воды, поскольку собственники не используют квартиру для проживания, и кроме того, установка ИПУ требует реконструкции сантехнического короба и стояков ХВС и ГВС, что влечет необоснованные расходы.
С ... года ответчики стали включать в платежный документ суммы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение.
В ответ на устные и письменные заявления о том, что собственники не используют квартиру для проживания и не потребляют указанных выше услуг, сотрудники ответчиков ссылались на постановление Правительства №354, в частности п. 56(2), который гласит «При отсутствии постоянно и временно зарегистрированных в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения».
Кроме того, ответчики при выставлении счетов за ХВС/ГВС применяли повышающий коэффициент равный 2, объясняя это отсутствием в квартире ИПУ. В то время как повышающий коэффициент 1,5 вводился постановлением правительства №344 от ... только с .... Более того, по необъяснимой причине, повышающий коэффициент 2 применялся и к услуге водоотведения, в то время как постановлением правительства № 603 от ... года, к услугам по водоотведению повышающие коэффициенты отменены. Данное требование продублировано письмом Министерства строительства, которое направлено ... года за № 28483 - АЧ / 04.
Истец не имел основания оплачивать услуги, которые он не потреблял. Однако оплатить остальные услуги, в частности отопление, содержание и ремонт, взносы на капремонт и т.д. не представлялось возможным, поскольку ответчики отказывались выставлять отдельный платежный документ по таким услугам.
Истец рассматривал вариант оплаты единого платежного документа за вычетом услуг, которые он не потреблял. Однако, в таком случае, сумма платежа распределялась бы по всем, перечисленным в документе услугам пропорционально. Это привело бы к оплате того, что оплачивать не было оснований и появлению задолженности по тем услугам, которые Истец имел основания оплачивать в полном объеме.
В июле ... истцу стало известно, что повышающие коэффициенты в расчетах платы за ХВС/ГВС применяются только в том случае, когда у владельца квартиры есть обязанность установить ИПУ но он этого не сделал. Однако обязанность возникает в том случае, если в квартире имеется техническая возможность установить ИПУ. Одной из причин, по которой истец не оборудовал квартиру ИПУ, являлось необходимость реконструкции сантехнического короба и стояков ХВС/ГВС, а это является одним из критериев отсутствия технической возможности установки ИПУ. В связи со вновь открывшейся информацией, истец выполнил следующие действия: подготовил распечатки документов, регламентирующих процедуру установления наличия/отсутствия технической возможности установки ИПУ; ... написал заявление в управляющую компанию (ГБУ адрес...) с просьбой провести обследование и установить наличие/отсутствие технической возможности установки ИПУ.
.... комиссия составила незаконный акт о наличии технической возможности установки ИПУ, на который истец направил жалобу, однако ответ не получил.
... Истец нашел способ оплаты тех услуг ЖКХ, которые не вызывают разногласий, оплатил их за весь период спора и оплачивает их по настоящее время без задержек.
Таким образом, закрепленная жилищным кодексом, презумпция добросовестности потребителей ЖКУ получала дополнительное подтверждение в действиях Истца до начала спора и подтверждается по сей день.
В связи с чем, истец просил суд принять во внимание, что ни «постоянная», ни «временная» регистрация» не являются доказательствами фактического проживания человека в конкретной квартире и доказательствами того, что он в этой квартире потребляет коммунальные ресурсы.
Установить фактическое место проживания владельцев квартиры в последние 10 лет (минимум в период с ... года по настоящий момент) путем получения свидетельских показаний соседей по адресу: ...
Основываясь на Апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11.09.2018 N АПЛ 18-357 и установленном месте фактического проживания собственников, обязать ответчиков отозвать свои требования оплаты услуг ХВС/ГВС и водоотведения за период с ... до ... включительно.
Обязать ГБУ ... составить акт обследования в соответствии с критериями установленными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от ... г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
Обязать Ответчиков произвести перерасчет услуг ХВС/ГВС и водоотведения за период с ...г. по настоящее время, исходя из нормативов потребления на одного человека без применения повышающих коэффициентов. С ... по настоящее время в Квартире по договору аренды проживает один человек.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить.
Представитель ГБУ адрес...» в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, ранее направил в суд возражения на исковое заявление, в котором иск не признал.
Представитель ответчика – ... иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам своей апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие ответчиков, извещавшихся о слушании дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
По смыслу части 1 статьи 209 ГК РФ, статьи 210 ГК РФ право собственности предполагает возможность собственника владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 № 261-ФЗ на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до ... года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного марка автомобиля, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13).
В отношении многоквартирных домов обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается на собственников этих помещений п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ Постановление Правительства РФ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" от 06.05.2011 N 354.
Из содержания ч.1 ст. 157 ЖК РФ при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец и его супруга являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ...
При этом в обоснование заявленных требований истец указал, что 10 лет он и его супруга не используют указанную квартиру для проживания, фактически проживают в другой квартире, принадлежащей им на праве собственности, расположенной по адресу: ...
В квартире не установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ) холодной и горячей воды, поскольку собственники не используют квартиру для проживания, и кроме того, установка ИПУ требует реконструкции сантехнического короба и стояков ХВС и ГВС, что влечет необоснованные расходы.
С ... года ответчики стали включать в платежный документ суммы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение.
В ответ на устные и письменные заявления о том, что собственники не используют квартиру для проживания и не потребляют указанных выше услуг, сотрудники ответчиков ссылались на постановление Правительства №354, в частности п. 56(2), который гласит «При отсутствии постоянно и временно зарегистрированных в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения».
.... комиссия составила акт о наличии технической возможности установки ИПУ, на который истец направил жалобу, однако ответ не получил.
Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от ... N 603, от ... N 1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с ... - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.
Постановлением Правительства РФ от ... N 1498 Правила предоставления коммунальных услуг были дополнены пунктом 56(2), в соответствии с которым при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
При этом в соответствии с п. 86 Постановления № 354 если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном порядке перерасчет за период временного отсутствия потребителя в жилом помещении не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Принимая решение по делу суд исходил из того, что наличие технической возможности установки ИПУ в квартире истца подтверждается актом комиссии от 08 августа 2019 г. о наличии такой возможности. Доказательств в опровержение данного обстоятельства ... не представлено.
Решением Кунцевского районного суда ... от ... требования .... о признании незаконным действий, возложении обязанности, обязании произвести перерасчет, оставлены судом без удовлетворения. Истцы обращаясь в суд указывали, что в квартире по адресу: ... никто не зарегистрирован и не проживает, ссылались на то обстоятельство, что с ... ответчик начал выставлять им счета за услуги ХВС, ГВС и водоотведение. Неоднократные обращения к ответчику исключить плату за ХВС, ГВС и водоотведение оставались без удовлетворения. Истцы просили суд обязать ответчика выставлять счета за коммунальные услуги, начиная с ..., исключив из них плату за услуги ХВС, ГВС и водоотведение. При разрешении указанного спора судом было установлено, что ответчиком не был нарушен порядок начисления коммунальных платежей. Указанное решение суда вступило в законную силу.
В силу положений ст.61 ч.2 ГПК РФ указанное решение имеет преюдициальное значение при разрешении данного дела.
С учетом вышеуказанных положений закона и установленных по делу фактических обстоятельств суд пришел к выводу об отсутствии оснований для обязания ответчика отозвать свои требования оплаты услуг ГВС, ХВС и водоотведение за период с ...... до ......
В отношении периода, когда Слюняев А.Ю. был временно зарегистрирован по адресу: ..., оснований для повторного перерасчета суд также не усмотрел, поскольку 06 февраля 2020 г. ответчику поступило письмо МФЦ с обращением .... о перерасчете в связи с его временной регистрацией. Исходящим письмом через систему электронного документооборота ответчик дал согласие на корректировку. Письмо № МФЦ92-1-5-782/20 от 18.02.2020 г. МФЦ подтверждено проведение корректировки начислений.
Довод истца о том, что к нему не может применяться повышающий коэффициент, также правомерно отклонен судом.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 01.02.2021г.) "О предоставлении коммунальных услуг собственника пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента. При повышающий коэффициент по услугам холодного и горячего водоснабжения по формуле 4(1) принимается равным 1,5.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 28.07.1998 N 566 (ред. от 20.04.2012) "О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в ..." норматив водопотребления составляет 11,68 куб.м в месяц на одного человека. Таким образом в случае применения повышающего коэффициента норматив водопотребления при расчете оплаты не может превышать 17,52 куб.м на одного человека в месяц.
Также Постановлением Правительства РФ от ... N 1498 Правила предоставления коммунальных услуг были дополнены пунктом 56(2), в соответствии с которым при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, начисления за услуги холодной воды, горячей воды, и водоотведения истцу должны производиться в соответствии с действующим законодательством по количеству собственников помещения с применением повышающего коэффициента.
При этом в соответствии с п. 86 Постановления № 354 если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном порядке перерасчет за период временного отсутствия потребителя в жилом помещении не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Поскольку истцом не предоставлены документы, свидетельствуют о возможных обстоятельствах, препятствующих его проживанию в квартире, суд исходил из того, что указанная норма не может применяться для обоснования перерасчета.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу, что никаких оснований не имеется для перерасчета платы за услуги водоснабжения по квартире истца, равно как и обязании ответчика отозвать свои требования оплаты услуг ГВС, ХВС и водоотведение за период с .... до ... удовлетворению не подлежат, поскольку право на перерасчет платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием носит заявительный характер с приложением доказательства, свидетельствующих о временном отсутствии.
Суд также учитывал, что расчет стоимости жилищно-коммунальных услуг, контроль за задолженностями и переплатами денежных средств плательщиками за жилищно-коммунальные платежи относится к компетенции ГБУ МФЦ.
При этом суду не были представлены доказательства, что истец в период с ...., за исключением ...., обращался в МФЦ за осуществлением перерасчета, в связи с не проживанием в квартире, а также предоставлял подтверждающие, для осуществления перерасчета документы, предусмотренные законом.
Рассматривая дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, полагая их законными и обоснованными.
В то же время коллегия не может согласиться с выводом суда в части отказа истцу в удовлетворении его требований об обязании ГБУ ... составить акт обследования в соответствии с критериями установленными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России).
При этом коллегия соглашается с доводами заявителя жалобы о том, что составленный комиссией в составе инженера ГБУ «...» Мех Л.К., начальника участка №1 Мирошничеенко акт от 08.08.2019г. по вопросу установки приборов учета воды с выводом о возможности установки приборов учета воды не соответствует критериям, установленным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от ... г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения", действующим на момент составления данного акта.
Следует также отметить, что указанный акт не соответствует и порядку заполнения акта, установленного приложением № 3 к указанному приказу.
В частности, не указан вид прибора учета, на предмет установки которого проводится обследование наличия (отсутствия) технической возможности его установки, не указан способ проведения обследования путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений.
Согласно п.2 Приложения №1 к указанному приказу техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Исходя из оспариваемого акта какого-либо обследования в соответствии с установленными критериями комиссия не проводила.
При изложенных обстоятельствах у суда не было оснований для отказа истцу в удовлетворении его требований об обязании ГБУ ... составить акт обследования в соответствии с критериями установленными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), в связи с чем, решение в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований и обязании ГБУ адрес... провести обследование и составить акт обследования в соответствии с критериями, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от ... года № 485/пр, действующими в настоящее время.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене или изменению судебная коллегия не усматривает.
Так доводы жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившиеся в не проведении досудебной подготовки после возвращения дела после отмены предыдущего решения судом кассационной инстанции в связи с не рассмотрением судом всех требований .... в силу ст. 330 ГПК РФ, не относится к основаниям, влекущим отмену решения суда, поскольку не повлекло принятие неправильного решения.
Другие доводы жалобы, изложенные в апелляционной жалобе также не содержат фактов, которые влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда ... от ... года отменить в части отказа в удовлетворении требований о составлении акта в соответствии с критериями наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, установленными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) т ... г. N 627, принять в данной части новое решение.
Обязать ... провести обследование и составить акт обследования жилого помещения по адресу: г... в соответствии с критериями с критериями, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от ... года № 485/пр.
В остальной части решение Кунцевского районного суда ... от ... года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: