Мотивированное решение по делу № 3-0028/2015 от 16.12.2014

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

г. Москва                                                                         21 апреля 2015 г.                                                            

Московский городской суд в составе

судьи Казакова М.Ю.,

при секретаре Яковенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  3-0028/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Вестерн Риэлти» об оспаривании результатов кадастровой стоимости,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью «ВЕСТЕРН РИЭЛТИ» 24 ноября 2014 года обратилось в Московский городской суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости и с учётом изменения требований в порядке части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просило установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** по состоянию на 1 января 2013 года в размере его рыночной стоимости  *** рублей.

В обоснование заявленных требований Общество с ограниченной ответственностью «ВЕСТЕРН РИЭЛТИ» (далее по тексту также Общество, заявитель) указало на то, что названное здание принадлежат ему на праве собственности, внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость здания затрагивает права заявителя как налогоплательщика по налогу на имущество организаций, поскольку кадастровая стоимость зданий является налоговой базой для расчёта и уплаты данного налога; завышенная кадастровая стоимость зданий влечёт увеличение для Общества налогового бремени.

Представители Общества с ограниченной ответственностью «ВЕСТЕРН РИЭЛТИ» по доверенности Екина Н.Ю., Колесницкая А.Ю., Венедиктов И.В., Вихрь Б.Х. в настоящем судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Белова А.А. возражала против удовлетворения требования заявителя по основаниям, изложенным в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях, ссылалась на то, что действующее в настоящее время законодательство напрямую не предусматривает возможность установления кадастровой стоимости равной рыночной в отношении объектов капитального строительства (зданий); для целей налогообложения в отличие от кадастровой стоимости рыночная стоимость не устанавливается; настаивала на том, что государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства в городе Москве, результаты которой просит пересмотреть заявитель, проведена в точном соответствии с положениями главы III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29 июля 1998 года  135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее  Федеральный закон  135-ФЗ от 29 июля 1998 года), результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве были утверждены постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года  752-ПП «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве», на основании которого сведения о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета в установленном законом порядке, незаконными эти действия и нормативные правовые акты не признаны; Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы оспаривали представленный заявителем первоначально отчёт о рыночной стоимости объекта недвижимости на иную сумму, указывая на его несоответствие требованиям Федерального закона  135-ФЗ от 29 июля 1998 года и Федеральным стандартам оценки, в связи с чем представили отчёт ***  020/15 от 13 марта 2015 года о рыночной стоимости здания по состоянию на 1 января 2013 года в размере 3 502 082 629 рублей; также представитель заинтересованных лиц обращала внимание на то, что в настоящее время утверждены и внесены в государственный кадастр недвижимости очередные результаты определения кадастровой стоимости (постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года  688-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве»), кадастровая стоимость зданий изменилась, оспариваемая заявителем кадастровая стоимость не является актуальной.

Привлечённые к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее  Управление Росреестра по Москве, Управление), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее  ФГБУ «ФКП Росреестра»), будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении слушания дела не просили. От Управления Росреестра по Москве поступил письменный отзыв на заявленные требования, в котором требования ООО «Вестерн Риэлти» не признаются. Управление считает, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Судом, на основании положений 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановлено о рассмотрении дела в отсутствие представителей Управление Росреестра по Москве, ФГБУ «ФКП Росреестра».

Выслушав объяснения представителей заявителя, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Так, при рассмотрении настоящего дела судом установлено, что Обществу с ограниченной ответственностью «ВЕСТЕРН РИЭЛТИ» на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв. м., расположенное по адресу: ***, что подтверждается представленными в материалы дела копией свидетельства о регистрации права собственности (т. 1 л.д. 177).

Здание поставлено на государственный кадастровый учёт и сведения о нём внесены в Государственный кадастр недвижимости с присвоением вышеуказанного кадастрового номера.

Постановлением Правительства Москвы 26 ноября 2013 года  752-ПП «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве» были утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 1 января 2013 года), в частности, по итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером ***, общей площадью *** кв. м., расположенного по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2013 года составила *** рублей. Эта стоимость внесена в Государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости здания, что подтверждается представленным в материалы дела кадастровым паспортом здания.

Приведенные результаты определения кадастровой стоимости здания просит пересмотреть заявитель.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве от 17 июля 2014 года заявителю отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данного здания.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года  135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия); основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость; этой же нормой федерального закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основанию установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьёй срок; в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество организаций (глава 30), для которого предусмотрено его введение в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательность к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента введения его в действие; при установлении налога федеральным законодателем установлено, что законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (абзац 2 пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации).

Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьёй; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года  307-ФЗ).

На территории города Москвы пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года  64 «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 года  63) с 1 января 2014 года введён налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.

В соответствии с данной правовой нормой (которая действовала на налоговый период 2014 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5 000 квадратных метров и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Москвы  772-ПП от 29 ноября 2013 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год» утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года  64 «О налоге на имущество организаций»; в строке 430 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2014 году, поименовано здание с кадастровым номером ***, собственником которого является заявитель.

Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости здания затрагивают права и обязанности заявителя; принадлежащее Обществу с ограниченной ответственностью «ВЕСТЕРН РИЭЛТИ» здание является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога; налоговая база определяется как кадастровая стоимость здания.

Далее, суд отмечает, что государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в частности, с положениями главы III.1. «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29 июля 1998 года  135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», устанавливающими специальные правила проведения государственной кадастровой оценки. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчёта об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчёта об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (статьи 24.11 - 24.22 Федерального закона от 29 июля 1998 года  135-ФЗ).

Сама кадастровая стоимость представляет собой стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года  135-ФЗ).

Пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО  4)», утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года  508, уточнено, что под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определённая методами массовой оценки, или при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки рыночная стоимость, определённая индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Массовой оценкой недвижимости именуется процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

Пунктом 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО  2)», утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года  255 (далее - ФСО  2), также установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утверждённая в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Из приведённых выше определений кадастровой стоимости и государственной кадастровой оценки следует, что при определении стоимости объекта недвижимости методом массовой оценки все его индивидуальные характеристики возможно не учитываются; стоимость определяется исходя из построенной на основании полученной информации о рынке объекта оценки и ценообразующих факторах модели оценки, тогда как определение рыночной стоимости объекта оценки, напротив, учитывает все индивидуальные характеристики конкретного объекта, поскольку сама по себе рыночная стоимостью объекта оценки представляет собой наиболее вероятную цену, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Следовательно, по своей сути определение рыночной стоимости является уточнением результата, полученного при кадастровой оценке методом массовой оценки без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, и на достоверность его кадастровой стоимости не влияет.

Кроме того, анализ приведённых положений действующего законодательства, регулирующего и подлежащего применению к возникшим правоотношениям, свидетельствует об отсутствии запрета на возможность определения кадастровой стоимости, внесённой в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Напротив, действующее законодательство допускает как определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, и возможности её оспаривания, так и установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, исходя из его рыночной стоимости, поскольку, как уже указывалось выше, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов государственной кадастровой оценки.

Тот факт, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, признаётся рекомендуемой для целей совершения сделки, никакая сделка, предметом которой бы являлось спорное здание, в настоящем случае не заключается, а целью установления кадастровой стоимости объекта недвижимости является регулирование вопросов налогообложения, с учётом вышеприведенных положений действующего законодательства не свидетельствует о невозможности установления судом кадастровой стоимости здания, равной его рыночной стоимости.

Кроме того, суд учитывает, что приведённое в статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998г.  135-ФЗ понятие рыночной стоимости является условным определением, сформулированным для целей единообразного применения закона; кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов недвижимости, рынок которых ограничен или отсутствует, от определения и установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в данном случае напрямую зависит объём налоговых обязательств его собственника; помимо прочего положения статьи 24.18 Федерального закона  135-ФЗ от 29 июля 1998 года прямо допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (пересмотр результатов определения кадастровой стоимости).

В связи с изложенным, несмотря на то, что настоящее заявление не направлено на заключение договора купли-продажи или реализацию иных правомочий собственника по распоряжению объектами недвижимости; суд полагает, что у заявителя имеются достаточные основания для реализации как права на проведение оценки рыночной стоимости принадлежащего ему здания для целей пересмотра утверждённой в отношении него кадастровой стоимости, так и обращения в суд по вопросу установления в отношении такого объекта недвижимости кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости, поскольку иное противоречило бы смыслу закона, нарушало права и законные интересы собственника как плательщика соответствующего налога, тогда как пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Доводы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что действующее в настоящее время законодательство напрямую не предусматривает возможность установления кадастровой стоимости равной рыночной в отношении объектов капитального строительства (зданий), суд находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании нормативных положений статьи 24.18 Федерального закона  135-ФЗ от 29 июля 1998 года.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая в том числе распространяет своей действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых доказательств является отчёт независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года  135-ФЗ и Федеральных стандартов оценки.

При этом проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об её утверждении предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.

Согласно абзацу 4 статьи 24.18 Федерального закона  135-ФЗ от 29 июля 1998 года в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы в ходе рассмотрения настоящего дела представлен отчёты  020/15 от 13 марта 2015 года, составленный независимым оценщиком *** об определении рыночной стоимости спорного объекта капитального строительства, в соответствии с которыми по состоянию на 1 января 2013 года рыночная стоимость здания с кадастровым номером *** составила *** рублей. 

В соответствии с итоговой величиной рыночной стоимости здания, приведенной в названном отчёте Общество с ограниченной ответственностью «ВЕСТЕРН РИЭЛТИ» просит пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости здания и установить в отношении него кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости.

Проанализировав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленный в материалы дела отчёт *** об определении рыночной стоимости спорного объекта капитального строительства, суд приходит к выводу о том, что он является относимым, допустимым, достаточным, достоверным доказательством определения итоговой величины рыночной стоимости здания; оценка спорного имущества проведена оценщиком при строгом соблюдении требований статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года  135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки, утверждённых приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации; отчёт в полной мере согласуются с другими собранными по делу доказательствами (в частности, с положительным экспертным заключением), не оспорен заинтересованными лицами.

Так, статьёй 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года  135-ФЗ установлены общие требования к содержанию отчёта об оценке объекта оценки, в частности, данной нормой предусмотрено, что отчёт об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости; отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение; в отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте; отчёт должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчёта в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплён личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-Ф3 итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-Ф3 оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.

Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости», утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года  255 (далее ФСО  2) при определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуждён на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платёж за объект оценки выражен в денежной форме.

В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке», утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года  254 (далее ФСО  3) вне зависимости от вида объекта оценки в отчёте об оценке в числе прочего, должны содержаться - результаты оценки, полученные при применении различных подходов к оценке; анализ рынка объекта оценки, а также анализ других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость (в разделе анализа рынка должна быть представлена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, и содержаться обоснование значений или диапазонов значений ценообразующих факторов); описание процесса оценки объекта оценки в части применения доходного, затратного и сравнительного подходов к оценке (в данном разделе должно быть описано применение подходов к оценке с приведением расчётов или обоснован отказ от применения подходов к оценке объекта оценки).

В соответствии с пунктом 4 ФСО  3 при составлении отчёта об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчёте должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчёте об оценке, использованная или полученная в результате расчётов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчёта об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчёта об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчёте об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчёт стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).

Пунктом 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года  256 (далее ФСО  1) предусмотрено, что оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода; оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.

При подготовке отчётов независимый оценщик *** использовал затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, не отказываясь ни от одного из них в целях получения объективного результата итоговой величины рыночной стоимости.

Для получения итоговой стоимости объекта оценки в соответствии с ФСО 1 оценщик осуществил согласование (обобщение) результатов расчёта стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки с целью определения преимуществ и недостатков каждого из них и выработки единой стоимостной оценки; преимущества каждого из подходов к оценке рассматриваемого объекта недвижимости определены оценщиком по следующим критериям: возможность учесть намерения типичного потенциального инвестора и продавца; тип, достоверность и объём информации, на основе которой проводится анализ и расчёт; возможность учесть специфические особенности объектов, влияющие на их стоимость, такие как наиболее эффективное использование, потенциальная доходность и др., учёт экономических, политических, природных и других факторов, присутствующих в месте расположения объектов.

С учётом изложенного при итоговом согласовании результатов оценщик, опираясь на характер недвижимости, цели оценки и используемое определение стоимости, качество и количество исходной информации, подкрепляющей каждый применённый метод и используемой в процессе определения стоимости различными подходами, учитывая все факты, а также ограничения, допущения и предположения, указанные в соответствующих разделах отчёта, и основываясь на анализе и полученных результатах подходов и методов оценки, пришёл к выводу о том, что рыночная стоимость здания с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2013 года составила *** рублей.

Отчёт об определении рыночной стоимости прошит и постранично пронумерован, подписан оценщиком, удостоверен печатью организации ***; содержит в себе все необходимые реквизиты и приложения, приведённые в нём выводы, исходные данные и расчёты не допускают их неоднозначного толкования, не вводят в заблуждение; в отчёте указана дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приведены все иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отражённые в отчёте; содержат подтверждённое на основе собранной информации и расчётов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

Суд находит, что отчёт  020/15 от 13 марта 2015 года, подготовленный *** отвечает принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.

Кроме того, нормами статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчёта оценщика. Под экспертизой отчёта понимаются действия эксперта (экспертов) саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчёта, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами этой саморегулируемой организации.

Цель проведения экспертизы - проверка отчёта об оценке на соответствие требованиям Закона об оценочной деятельности, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

Соответствие отчета  020/15 от 13 марта 2015 года, подготовленного ***, требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-Ф3, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено положительным экспертным заключением  509 от 14 апреля 2015 года Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «Деловой союз оценщиков», составленным в порядке статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-Ф3; в положительном экспертном заключении отражено, что итоговое значение рыночной стоимости объекта оценки в названном выше размере подтверждается и является действительной рыночной стоимостью здания на 1 января 2013 года; в положительном экспертном заключении отмечено соблюдение при подготовке отчёта об определении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости требований действующего законодательства об оценке, а также правил об оценочной деятельности; указано, что выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования; отчёт содержит все необходимые реквизиты и отвечает всем требованиям, законодательства об оценке.

Таким образом, суд находит, что отчёт  020/15 от 13 марта 2015 года, подготовленный ***, отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, отвечает принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности; содержит необходимые реквизиты и по убеждению суда, является достоверным, допустимым и надлежащим доказательством определения итоговой величины рыночной стоимости здания; заинтересованными лицами эти доказательства не оспорены; более того, названный отчёт, подготовленный ***, о величине рыночной стоимости здания с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2013 года, представлен в ходе рассмотрения настоящего дела именно заинтересованными лицами  Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы.

Таким образом, суд считает, что заявленные Обществом с ограниченной ответственностью «ВЕСТЕРН РИЭЛТИ» требования об установлении кадастровой стоимости здания, равной его рыночной стоимости, определённой *** в отчёте  020/15 от 13 марта 2015 года по состоянию на 1 января 2013 года, в размере *** рублей подлежат удовлетворению, требования Общества являются обоснованными, рыночная стоимость зданий подтверждена надлежащими доказательствами.

Поскольку требования Общества с ограниченной ответственностью «ВЕСТЕРН РИЭЛТИ» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости поданы в суд 24 ноября 2014 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-Ф3, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания  то есть с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.

Доводы заинтересованных лиц о том, что оспариваемая заявителем кадастровая стоимость объекта капитального строительства в настоящее время пересмотрена применительно к следующему налоговому периоду постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года  688-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве», которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2014 года; в отношении спорного здания в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения о кадастровой стоимости (кадастровая стоимость, которую просит пересмотреть заявитель, в настоящее время не является актуальной) правового значения не имеют и на вывод о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости не влияют.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998  135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998  135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона  221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Как уже указывалось выше, заявление подано в суд 24 ноября 2014 года (обращение в Комиссию имело место быть 30 июня 2014 года) и в нём Общество просило пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости внесённой в государственный кадастр недвижимости, то есть заявление подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

При таких данных, сведения о кадастровой стоимости здания, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года  221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с последующими изменениями и дополнениями) кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части 2 статьи 7 вышеназванного Закона в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» учёт изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда. По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-Ф3 актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае её пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Вестерн Риэлти» об оспаривании результатов кадастровой стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2013 года в размере *** (***) рублей.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: ***, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года  221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

 

Судья 

Московского городского суда                                            М.Ю. Казаков

 

1

 

3-0028/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено, 21.04.2015
Истцы
ООО "Вестерн Риэлти"
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Правительство Москвы
Департамент городского имущества г. Москвы
ФГБУ"ФКП Росреестра"
Суд
Московский городской суд
Судья
Казаков М.Ю.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
12.05.2015
Мотивированное решение
21.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее