Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1797/2016 ~ М-1714/2016 от 08.06.2016

                РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2016 года                                                        г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Курченко И.В.,

при секретаре Гридиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело по иску Барсукова С.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на предоставление мер социальной поддержки, как ветерану труда и обязании их предоставления,

установил:

Барсуков С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (далее ГУ ТО «УСЗН Тульской области») о признании права на предоставление мер социальной поддержки и обязании их предоставления, обосновывая свои требования тем, что является ветераном труда и с 31.03.2016 имеет соответствующее удостоверение, также является военным пенсионером. 09.04.2016 30.06.2016 он (истец) обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлениями о предоставлении ему, как ветерану труда и военному пенсионеру, мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 3 и ст. 7 Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», однако, в предоставлении указанных мер отказано по причине не достижения возраста 55 лет. Просил признать за ним (истцом) право на предоставление мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной компенсации, обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить ежемесячную денежную выплату на оплату расходов по ЖКУ, выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета, а также ежемесячную денежную выплату в соответствии с положениями ст. 7 вышеуказанного Закона Тульской области.

Истец Барсуков С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивает.

Представитель ответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Гусева Т.А. в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме в виду отсутствия на то правовых оснований.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела по существу достоверно установлено, что Барсуков С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ получает соответствующую пенсию, а ДД.ММ.ГГГГ получил удостоверение «Ветеран труда».

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Барсуков С.В. обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлениями о предоставлении ему, как ветерану труда, мер социальной поддержки по ст. 3 и ст. 7 Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Решениями Отдела социальной защиты населения по г.Туле - филиала ГУ ТО «УСЗН Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Барсукову С.В. отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки, поскольку он не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст. 22 данного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), а при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на ДД.ММ.ГГГГ (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

Согласно ст. 3 Закон Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

В силу ст. 7 данного Закона в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Рассматривая исковые требования Барсукова С.В. о предоставлении мер социальной поддержки по ст. 3 Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд приходит к следующему.

Правовой анализ положений ст. ст. 4, 8, 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» позволяет прийти к выводу, что данный закон регламентирует условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению и определения их размера военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и не определяет условий назначения пенсий за выслугу лет другим военнослужащим. Перечень лиц, имеющих право на пенсию по данному Закону является исчерпывающим (ст. 2), военнослужащие, имеющие право на пенсию за выслугу лет в данном Законе не поименованы.

Этот вывод подтверждает и анализ положений ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», регламентирующей назначение пенсий военнослужащим на основании Закона № 166-ФЗ и Закона № 173-ФЗ, что свидетельствует о различных основаниях возникновения права на различные виды пенсий по различным Законам, а также об отсутствии правовых оснований для назначения пенсии по выслуге лет военнослужащим по Закону № 166-ФЗ (за исключением лиц, проходившим военную службу по призыву и семьям этих лиц).

В Федеральном Законе № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии "за выслугу лет" (он в настоящий период времени входит в понятие «трудовая пенсия по старости»).

Статьей 7 данного Закона установлено, что трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 3 ст. 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим законом в части, не противоречащей настоящему закону.

В ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ законодатель сохранил основание для назначения страховой пенсии по старости - достижение установленного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Принимая во внимание положения действующего законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Барсукову С.В. о предоставлении ему мер социальной поддержки по ст.3 Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данная мера социальной поддержки предоставляется гражданам только по достижении общеустановленного пенсионного возраста. Такое право возникнет у Барсукова С.В. не ранее достижения им возраста 60 лет.

Разрешая требование Барсукова С.В. о предоставлении мер социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», установив, что законодатель при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в виде получения льгот, замененных денежной компенсацией (ст. 7 ЗТО от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца в этой части.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Закона Тульской области» «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Установив, что Барсуков С.В., имеющий удостоверение "Ветеран труда", ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд приходит к выводу об обязании ответчика ГУ ТО «УСЗН Тульской области» назначить Барсукову С.В., как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Обоснованными суд считает и требования истца о предоставлении ему права на получение единого месячного льготного проездного билета.

Так, в целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, постановлением администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.

Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.

Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.

При этом названный выше нормативный правовой акт, принятый администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как установлено в ходе рассмотрения дела по существу истцу Барсукову С.В., обратившемуся ДД.ММ.ГГГГ в орган социальной защиты населения с письменным заявлением по вопросу выдачи справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, было отказано в ее выдаче в виду недостижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.

Таким образом, из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и получении справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета, послужил тот факт, что истец не достиг возраста 60 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.

Между тем, суд считает, что указанная позиция, не согласуется с положениями Закона Тульской области -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

Исходя из приведенных выше обстоятельств, требования истца Барсукова С.В. о возложении на ГУ ТО УСЗН Тульской области обязанности по выдаче справки на приобретение льготного проездного билета подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Барсукова С.В. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату Барсукову С.В. согласно ст. 7 Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» выдать Барсукову С.В. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».

В остальной части заявленных требований Барсукову С.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

2-1797/2016 ~ М-1714/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Барсуков Сергей Владимирович
Ответчики
ГУ ТО "Управление социальной защиты населения Тульской области"
Суд
Пролетарский районный суд г.Тулы
Судья
Курченко Ирина Владимировна
Дело на странице суда
proletarsky--tula.sudrf.ru
08.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2016Передача материалов судье
09.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2016Судебное заседание
13.07.2016Судебное заседание
18.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее