РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2022 года адрес
Лефортовский районный суд адрес (адрес, тел.: телефон; факс: 8-495-912-78-86; E-mail: lefortovsky.msk@sudrf.ru) в составе председательствующего судьи Федюниной С.В., при секретаре фио, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2а-17/2022 по административному иску Селезнева Константина Анатольевича к Генеральной прокуратуре РФ о признании нарушения федерального закона, нарушений прав,
УСТАНОВИЛ:
Селезнев К.А. обратился в суд с административным иском к Генеральной прокуратуре РФ, согласно уточненному заявлению просит (л.д.12-13):
- признать, что адрес нарушила ч.2 ст.8 федерального закона № 59-ФЗ, тем самым нарушив его конституционное право на обращение к органам госвласти,
- признать, что адрес нарушила ч.3 ст.8 федерального закона № 59-ФЗ, тем самым нарушив его конституционное право на обращение к органам госвласти,
- признать, что адрес нарушила ч.6 ст.8 федерального закона № 59-ФЗ, тем самым нарушив его конституционное право на обращение к органам госвласти,
- признать нарушение адрес его прав заявителя и его законных интересов, а именно, нарушения ч.2 ст.8, ч.3 ст.8, ч.6 ст.8, ч.3 ст.5 федерального закона № 59-ФЗ, а также нарушения его законных интересов жить в правовом государстве.
Административный истец обосновывает свои требования тем, что 18.09.2021 он отправил через Единый портал государственных услуг Российской Федерации электронное обращение в Генеральную Прокуратуру РФ (адрес), жанр обращения – заявление о преступлении. В своем обращении он просил адрес предпринять предусмотренные законодательством меры для проверки наличия в действиях должностных и (или) уполномоченных лиц Министерства иностранных дел РФ в указанном публичном сообщении МИД РФ состава преступления, предусмотренного ст.354.1 УК РФ «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично». Его обращение было зарегистрировано на сайте Госуслуг 18.09.2021 под № 1486590648 и было отправлено в Генпрокуратуру РФ. 30.09.2021 его заявление было получено адрес. Но только 08.10.2021 его обращение было зарегистрировано в адрес под № ВО-524-21. 21.10.2021 он получил электронное письмо из адрес. В письме говорится: «Обращения, подлежащие рассмотрению другими органами и организациями направляются по принадлежности». Так как он направил заявление о преступлении, то по юридической логике и по нормам УПК рассматривать его должен следственный-дознавательный орган. МИД не является следственно-дознавательным органом. Полагает, что нарушено конституционное право на обращение в государственные органы.
В судебное заседание административный истец явился, требования поддержал.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего иска.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспоренных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В административном исковом заявлении истец Селезнев К.А. указывает, что 18.09.2021 он отправил через Единый портал государственных услуг Российской Федерации электронное обращение в Генеральную Прокуратуру РФ (адрес), жанр обращения – заявление о преступлении. В своем обращении он просил адрес предпринять предусмотренные законодательством меры для проверки наличия в действиях должностных и (или) уполномоченных лиц Министерства иностранных дел РФ в указанном публичном сообщении МИД РФ состава преступления, предусмотренного ст.354.1 УК РФ «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично». Его обращение было зарегистрировано на сайте Госуслуг 18.09.2021 под № 1486590648 и было отправлено в Генпрокуратуру РФ. 30.09.2021 его заявление было получено адрес. Но только 08.10.2021 его обращение было зарегистрировано в адрес под № ВО-524-21. 21.10.2021 он получил электронное письмо из адрес. В письме говорится: «Обращения, подлежащие рассмотрению другими органами и организациями направляются по принадлежности».
Как установлено в судебном заседании, Селезнев К.А. направил в Генеральную прокуратуру РФ заявление о преступлении, в котором указал, что речь идет о преступлении, состав которого описан в ст.354.1 УК РФ, а именно «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично». 17.09.2021 на официальном твиттер-канала государственного органа – МИД РФ в 10-34 московского времени появился твист следующего содержания: «17.09.1939 г. Красная Армия начала освободительный поход на адрес. Советские войска вышли на адрес, не позволив вермахту подойти к Минску. Народы Западной Белоруссии и Западной Украины встретили советских солдат с ликованием.». Назвать нападение Советского Союза на Польшу «освободительным походом» - есть распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны. Просил предпринять меры для проверки наличия в действиях должностных и (или) уполномоченных лиц МИД РФ в указанном публичном сообщении МИД РФ состава преступления, предусмотренного ст.354.1 УК РФ (л.д.7).
На указанное заявление Селезнев К.А. получил ответ из Генеральной прокуратуры РФ, в котором указано, что в Генеральной прокуратуре РФ рассмотрено его обращение от 08.10.2021; учитывая, что согласно пункту 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45, обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, направляются по принадлежности, обращение направлено в МИД РФ для организации проверочных мероприятий и информирования об их результатах (л.д.9).
Административный истец полагает, что нарушено конституционное право на обращение в государственные органы.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации в качестве одной из конституционных гарантий закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращения граждан регламентированы Федеральным законом от 5 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Закон о порядке рассмотрения обращений граждан).
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закон о прокуратуре) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45 (далее - Инструкция), пунктами 3.1, 3.5 которой, в частности предусмотрено, что обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято решение о направлении обращения в другой орган. Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования, прокурору предоставлено право самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в силу закона в его ведении; принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться прокурором по результатам исследования доводов жалоб и иных обращений заявителя и материалов проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
Учитывая, что Генеральной прокуратурой РФ был дан ответ на обращение фио, оснований для признания незаконным оспариваемого административным истцом бездействия прокуратуры у суда не имеется, поскольку решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения, прямого запрета, ограничивающего направление обращения для его рассмотрения по принадлежности, не установлено, как и не установлено нарушений прав и законных интересов фио
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Селезнева Константина Анатольевича к Генеральной прокуратуре РФ о признании нарушения федерального закона, нарушений прав – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья С.В. Федюнина
в окончательной форме
решение изготовлено 24.03.2022 г.