77RS0016-02-2022-026047-32
№2-1035/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2023 года адрес
Мещанский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Пивоваровой Я.Г., при секретаре фио, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1035/2023 по иску Абдуллаева Рамазана Абдуллаевича к адрес, Министерству обороны РФ о взыскании единовременных выплат и страховых пособий по случаю гибели военнослужащего,
УСТАНОВИЛ:
Абдуллаев Р.А. обратился в суд с иском к адрес, Министерству обороны РФ о взыскании единовременных выплат и страховых пособий по случаю гибели военнослужащего.
В обоснование заявленных требований истец указал, что его сын фио, военнослужащий по призыву, 31.03.2008 года погиб в военной части 40492 в одном из подразделений Министерства обороны РФ.
Истец указывает, что по истечении длительного периода судебных разбирательств фио был признан погибшим при исполнении обязанностей военной службы, в связи с чем, истец обратился в филиал Министерства обороны РФ – военный комиссариат адрес заявления о выплате единовременных пособий и страховых выплат со всеми требующимися документами в соответствии с пунктами 12 и 13 «Порядка выплаты в Министерстве обороны единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 ФЗ от 2011 года № 306 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», утвержденного приказом Министерства обороны РФ от 06.05.2012 года № 1100.
Истец указывает, что адрес 15.10.2021 года выплатило единовременное пособие сумма истцу Абдуллаеву Р.А. и матери погибшего военнослужащего – фио также сумма.
Вместе с тем, указывает истец, определение единовременной выплаты в данном размере не является законным и обоснованным, поскольку согласно Федеральному закону № 306 сумма единовременного пособия определена в размере сумма.
Кроме того, истец указывает, что по отношению к родителям погибшего военнослужащего не были применены законы об индексации выплат, пособий и компенсаций отдельным категориям граждан, начиная с 2009 года.
Также истец указывает, что 14.05.2012 года, по истечении 4 лет после гибели сына, родителям выплачена страховая сумма в размере сумма каждому, тогда как на основании Федерального закона № 52 от 25.03.1993 года сумма страховых выплат должна составлять сумма, что является нарушением прав истца.
Уточнив исковые требования, истец указал, что, ввиду установленной законом суммы страховых выплат в размере сумма, с учетом произведенной выплаты в размере сумма, не выплачена сумма в размере сумма, что на 2022 год с учетом ежегодных индексаций согласно Постановлениям Правительства РФ от 12.04.2013 № 333; от 17.06.2014 № 554; от 30.12.2014 г. № 1609; ФЗ от 06.04.2015 г. № 68; № 88 от 26.01.17 г., № 238 от 07.03.2018 г.; № 435 от 12.04.19 г.; № 49 от 17.01.20 г.; № 70 от 28.01.20 г.; /№ 1458 от 24.12.21 г. составляет сумму в размере сумма.
Также, уточнив исковые требования, истец указывает, что размер единовременного пособия на день гибели фио, согласно ФЗ № 52 от 25.03.1993 года составлял 120 окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособий, вместе с тем, пособие, согласно указанному закону, который действовал до 01.01.2012 года, не выплачено по сей день, в 2021 году адрес произвело выплату с нарушением установленного порядка, с неправильным толкованием закона, согласно данному толкованию ответчик руководствовался положениями закона, действовавшими на момент смерти гражданина, что привело в необоснованным различиям социальных прав граждан, относящихся к одной и той же категории в зависимости от даты гибели военнослужащего – до введения в действие ФЗ от 07.11.11 г. № 306, то есть, до 01.01.2012 г. или после 01.01.2012 года, что не соответствует части 2 статьи 10 Конституции РФ.
Истец указывает, что выплата не была произведена согласно действующему на тот период ФЗ № 52 от 25.09.1993 года по вине Министерства обороны РФ и его страховщиков, кроме того, с 01.01.2012 и по состоянию на сегодняшний день действует другой федеральный закон – ФЗ № 306-ФЗ от 07.11.2011 года, где указана сумма единовременного пособия в размере сумма, которая ежегодно индексируется; с учетом индексации, согласно Постановлений Правительства РФ на сегодняшний день сумма единовременной выплаты составляет сумма, с учетом произведенной выплаты в размере сумма адрес обязано доплатить сумму в размере 4 452 694 – 266520 = сумма.
Таким образом, истец просит суд взыскать в свою пользу сумму страховой выплаты в размере сумма, а также сумму единовременного пособия в размере сумма.
Истец в судебное заседание не явился, извещен, обеспечил явку представителя фио, который в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель адрес фио в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 25.12.2019 г. между Министерством обороны РФ и адрес заключен государственный контракт № 1165/ЗК/2019/ДГЗ/З на оказание услуг по обязательному государственному страхованию в 2020-2021 годах жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - государственный контракт).
В соответствии с разделом XVIII государственного контракта, адрес осуществляет в 2020-2021 годах выплату единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил РФ, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей, предусмотренных ч.ч.8,12 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее Закон № 306- ФЗ).
Согласно приказу № 76 от 18.04.2008 г. рядовой фио, старший механик-водитель танкового батальона войсковой части 40492 Министерства обороны РФ (адрес) погибший 31.03.2008 г., исключен из списков личного состава в связи со смертью.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14.01.2021г по делу № 33-2414/2021 гибель фио признана наступившей при исполнении обязанностей военной службы.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент смерти фио) и пунктом 5 Инструкции о порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 55 (в редакции, действовавшей на момент смерти фио), установлено, что в случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере: членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, - 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.
7 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон № 306-ФЗ, которым с 1 января 2012 г. установлена новая система денежного довольствия военнослужащих и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы (статьи 1, 7 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ).
Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункты 2 и 3 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» признаны утратившими силу.
Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 309-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 г. (статья 12 данного закона).
В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере сумма.
Таким образом, как ранее действовавшим, так и действующим в настоящее время законодательством предусмотрен, в частности, такой элемент публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы (на военных сборах), членам его семьи, как выплата единовременного пособия.
По своему характеру и публично-правовому предназначению единовременное пособие, выплачиваемое членам семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти), относится к мерам социальной поддержки лиц, потерявших кормильца, и связано с утратой возможности для этих лиц получать от военнослужащего, в том числе в будущем, соответствующее содержание при наличии предусмотренных законом условий.
Как следует из содержания ранее действующего пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и действующих с 1 января 2012 г. положений части 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ, юридическим фактом, с которым закон связывает право членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, на получение единовременного пособия, является его гибель (смерть) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов).
Смерть фио наступила до 1 января 2012 г., то есть до даты вступления в силу Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ, частью 8 статьи 3 которого предусмотрена выплата в равных долях членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, при исполнении обязанности военной службы единовременного пособия в размере сумма.
Как следует из содержания статьи 7 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ, действие части 8 статьи 3 данного закона о выплате единовременного пособия не распространяется на ранее возникшие правоотношения.
Таким образом, при определении размера подлежащего выплате членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, при исполнении обязанностей военной службы единовременного пособия подлежит применению закон, действовавший на момент его смерти.
Как было указано ранее, на момент возникновения спорных правоотношений членам семьи военнослужащего в связи с гибелью военнослужащего, проходившего воинскую службу по призыву, производилась на основании абз.3 ч.2 ст.18 Закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», выплата единовременного пособия в размере 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.
Постановление Правительства № 462 от 26.06.2002 г., в ред. Постановления Правительства № 225 от 31.03.2011 г., которым устанавливался размер денежного содержания, утратило силу с 01.01.2012 г.
Согласно справке военного комиссариата Серкогалинского и адрес р. адрес от 24.09.2021 г. размер денежного оклада по первому тарифному разряду на момент окончания действия указанного Постановления указан в размере сумма, в связи с чем, размер единовременного пособия составил сумма (сумма х 120 окладов).
Согласно абз.4 ч.2 ст.18 Закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), считаются: супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы; родители военнослужащего; дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с представленными сведениями членами семьи погибшего являлись – отец Абдуллаев Рамазан Абдуллаевич, мать фио Минаят Шахнавазовна.
15.10.2021 г. в адрес указанных лиц было перечислено единовременное пособие в соответствии с платежными поручениями за №№ 88706, 88700 в сумме сумма
Таким образом, страховщик надлежащим образом исполнил принятые на себя обязательства в полном объеме в соответствии с законом.
Доводы истца о необходимости определять размер единовременного пособия на основании п.п.1 п.12 ст.3 Закона № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих», согласно которому при увольнении военнослужащего проходящего военную службу по контракту с военной службы, в связи с признанием его негодным к службе вследствие военной травмы, ему выплачивается единовременное пособие в размере 2.968.464,сумма (с учетом положений п.16 данного закона) основаны на неправильном применении закона.
Так, согласно ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральный закон № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих» вступил в законную силу с 01.01.2012 г (ч.1 ст.7 указанного закона), и не содержит указания о распространении его действия на правоотношения, возникшие до вступления его в законную силу.
Относительно требований истца о взыскании страховой суммы, суд отмечает, что адрес имеет и выполняет государственные контракты на оказание услуг по обязательному государственному страхованию военнослужащих Вооруженных Сил РФ для нужд Министерства обороны РФ по событиям, наступившим с 00 часов 00 минут 01 января 2015 года; в 2012 г. страховщик не находился в договорных отношениях с Министерством обороны РФ, обязанностей по осуществлению страховых выплат не имел, и выплаты не осуществлял.
Таким образом, адрес не является надлежащим ответчиком при рассмотрении требований о выплате страховой суммы.
Относительно требований истца к Министерству обороны РФ суд отмечает, что порядок организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № 833 «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы» (далее - Порядок).
Исходя из положений пункта 10 Порядка организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих воинскими частями (военными комиссариатами) после предоставления выгодоприобретателями документов, подтверждающих наступление страхового случая, оформляются необходимые документы в соответствии с Перечнем и направляются страховщику для принятия решения о выплате страховой суммы.
Из приведенного выше правового регулирования следует, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц установлено в целях защиты их социальных интересов, а в случае их гибели (смерти) – интересов иных выгодоприобретателей и является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, причиненный жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц при прохождении ими службы. Страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам, а в случае их гибели (смерти) – иным выгодоприобретателям, входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванный компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред. При этом страховые организации (страховщики), с которыми Министерство обороны Российской Федерации на соответствующий период заключает договоры государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и приравненных к ним лиц, принимают на себя обязательство по выплате застрахованным лицам или другим выгодоприобретателям установленных законом страховых сумм.
Во исполнение Федерального закона № 52-ФЗ в настоящее время Министерством обороны Российской Федерации заключены Государственные контракты на оказание услуг по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы с адрес. Из материалов дела усматривается, что на момент гибели сына истца в 2008 году Государственные контракты на оказание услуг по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы был заключен с адрес «ВСК».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Министерство обороны Российской Федерации по настоящим исковым требованиям является ненадлежащим ответчиком.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.