№ 2а-752/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Буйнакск 21 сентября 2018 г.
Буйнакский районный суд РД в составе:
председательствующего – судьи Омарова А.О.,
при секретаре – Салиховой Б.А.,
с участием представителя административного истца Исаева А. Н. (приказ за №9-л-о от 10.01.2018 г.), представителя административного ответчика - Администрации МО «сельсовет Верхнекаранаевский» Буйнакского района - главы МО «сельсовет Верхнекаранаевский» Алхлаева А. А., представителя административного ответчика Администрации МР «Буйнакский район» Аджиева Т. Н. (доверенность за №0-253 от 20.04.2018 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске к администрации МО «сельсовет Верхнекаранаевский» Буйнакского района, Администрации МР «Буйнакский район» о признании факта действий по организации водоснабжения населения с нарушением обязательных требований законодательства РФ противоправными и возложении обязанности по их устранению,
установил:
ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в г.Буйнакске (далее Управление Роспотребнадзора по РД) в лице своего представителя и.о. начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске Исаева А.Н. (приказ за №9-л-о от 10.01.2018 г.), обратилось в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование административного иска указав, что соглашением, заключенным между Администрацией МО «Буйнакский район» и Администрацией МО «сельсовет Верхнекаранаевский» Буйнакского района полномочия по решению вопросов водоснабжения на территории сельского поселения переданы Администрации МО «сельсовет Верхнекаранаевский» Буйнакского района.
Соглашением не предусмотрена передача в бюджет Администрации МО «сельсовет Верхнекаранаевский» Буйнакского района межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.
Гарантирующая организация, осуществляющее холодное водоснабжение в МО «сельсовет Верхнекаранаевский» не определена.
Таким образом, действия по разработке и утверждению технического задания, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, получению разрешительных документов на источники водоснабжения, разработке и согласованию инвестиционных программ в соответствии с соглашением осуществляет орган местного самоуправления поселения - Администрация МО «сельсовет Верхнекаранаевский» и Администрация МР «Буйнакский район».
Во исполнение ч.5 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в адрес Главы Администрации МО «сельсовет Верхнекаранаевский» исх. № 17/07-31 от 30.01.2018 г. и Главы Администрации МР «Буйнакский район» (исх. № 17/07-20 от 29.01.2018 г.) ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске было направлено уведомление о необходимости в срок до 01.03.2018 г. разработать техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, в течение трех месяцев с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и в срок до 01.07.2018 г. согласовать его с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске, в срок до 01.05.2018 г. получить в установленном порядке санитарно- эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и нормам на использование водных объектов для питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения, в срок до 01.06.2018 г. разработать проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, в срок до 01.08.2018 г. разработать и согласовать инвестиционную программу.
Администрациями МО «сельсовет Верхнекаранаевский» и МР «Буйнакский район» не приняты своевременные меры по разработке технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, в течение трех месяцев с момента получения технического задания не разработан план мероприятий по приведениюкачества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и до 01.07.2018 г. не представлен на согласование, в срок до 01.05.2018 г. не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормам на использование водных объектов для питьевого, хозяйственно- бытового водоснабжения, в срок до 01.06.2018 г. не разработан проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, в срок до 01.08.2018 г. не разработана инвестиционная программа.
Таким образом, ответчики нарушают требования Федерального закона от 30.03.1999. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Просит суд признать действия Администраций МО «сельсовет Верхнекаранаевский» и МР «Буйнакский район» по организации водоснабжения населения с нарушением обязательных требований законодательства РФ противоправными.
Обязать администрацию МО «сельсовет Верхнекаранаевский» и МР «Буйнакский район» в трехмесячный срок:
- разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционных программ, в соответствии с требованиями части 1 и части 2 статьи 40 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении»;
- разработать и согласовать с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными пунктом 7 статьи 23 ФЗ № 416 требованиями;
- разработать и согласовать инвестиционную программу на основании части 5 статьи 40 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении»;
- разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения,использующихся для водоснабжения села в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», включающий в себя план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование источников водоснабжения в питьевых целях для населения села, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.7. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».
Представитель административного истца – Буйнакского ТО Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан, Исаев А.Н. в судебном заседании поддержал предъявленный административный иск, настаивал на его удовлетворении.
Представитель административного ответчика – глава Администрации МО «сельсовет Верхнекаранаевский» Исмаилов Ю.М. административный иск признал, пояснил, что все требования могут быть выполнены лишь в случае дополнительного финансирования, по мере финансовой возможности обязуется их устранить. Не возражал удовлетворению исковых требований.
Представитель административного ответчика – Администрации МР «Буйнакский район» Аджиев Т.Н. административный иск не признал, поскольку Администрация МР «Буйнакский район» является ненадлежащим ответчиком по данному делу на основании соглашения от 07.08.2018 г.
Исследовав материалы дела, и оценив, собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит требования административного истца подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 КАС РФ Управление Роспотребнадзора по РД вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 2 и 42 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п.2. ч.1. ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (п. 1).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам (п. 2).
Как установлено судом, соглашением между МО «Буйнакский район» и МО «сельсовет Верхнекаранаевский» о передаче осуществления части полномочий от 07.08.2018 г, закреплена передача администрации сельского поселения осуществления части полномочий органа местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с п.1.1 Соглашения Администрация МР «Буйнакский район» передает, а Администрация поселения принимает полномочия в сфере организации водоснабжения и водоотведения, сбора, вывоза и утилизации ТБО, а именно: обслуживание, эксплуатация и содержание объектов водоснабжения и водоотведения, сбора, вывоза и утилизации ТБО в границах поселения.
Пунктом 3.1 полномочия, передаваемые администрацией района в соответствии с указанным Соглашением, осуществляются за счет средств бюджета администрации района, направляемых в бюджет администрации сельского поселения в виде субвенций, расчет которых осуществляется в порядке, установленном в приложении 2 и в размере, предусмотренном в бюджете администрации района.
Таким образом, с 07 августа 2018 г. организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующего сельского поселения, то есть на администрацию МО «сельсовет Верхнекаранаевский».
Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 5 июля 2014 года, вышеуказанный закон дополнен переходным положением о том, что только до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Пункты 3 и 4 статьи 18 № 52-ФЗ Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
При этом, обязательным требованием к качеству водоснабжения предусмотрено:
- постоянное соответствие свойств и состава воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств воды санитарным нормам и правилам не допускается (Приложение №1 к Правилам).
Согласно п. 3.2 и 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети; безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы» при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются, в том числе, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно положениям ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (п.1); в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (п. 5); в случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (п.6); организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (п.7).
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.3).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п.5).
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 утверждены Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Из уведомления за № 17/07-20 от 29.01.2018 г. направленного главе МР «Буйнакский район», следует, что население МО «сельсовет Верхнекаранаевский» обеспечивается питьевой водой из подземного источника. В 2017 г. количество несоответствующих проб составило 25%. Источник не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. Отсутствуют проекты зон санитарной охраны в соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Охрана головного источника не проводится. Не ведется учет аварий и утечек на водопроводных сооружениях, информация не передается в Роспотребнадзор. Не проводится дезинфекция сетей после ремонта и ревизии водопроводов. Не проводится производственный контроль качества питьевой воды. На водопроводе требуется устройство системы водоподготовки и обеззараживания.
Таким образом, оценить риск развития инфекционных и неинфекционных заболеваний связанных с водным фактором не представляется возможным, что может повлечь за собой возникновение эпидемиологического неблагополучия на территории МО «сельсовет Верхнекаранаевский».
Из уведомления за № 17/07-31 от 30.01.2018 г. направленного главе МО «сельсовет Верхнекаранаевский», следует, что удельный вес проб питьевой воды не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям за 2017 г. в среднем по МО «сельсовет Верхнекаранаевский» составил 25 % (в 2016 г. 60%). Также администрацией МО «сельсовет Верхнекаранаевский» допущены нарушения требований ст. 25 ФЗ № 416 от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства РФ «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» не осуществляется производственный контроль качества питьевой воды. В связи с изложенным ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске просит в срок до 01.03.2018 г. пересмотреть количество водоисточников и водопроводов, не включенных в схему водоснабжения населенного пункта, в том числе являющихся бесхозяйными; подготовить техническое задание для разработки Плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в селе Верхний Каранай Буйнакского района в соответствие с установленными требованиями, и представить на согласование в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске; в срок до 01.07.2018 г. разработать на основании технического задания План мероприятий по приведению качества питьевой (горячей) воды в соответствие с установленными требованиями и представить на согласование в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске; в срок до 01.08.2018 г. разработать и согласовать инвестиционную программу на основании утвержденного и согласованного с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске Плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в селе Верхний Каранай Буйнакского района в соответствие с установленными требованиями; в срок не реже 1 раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» сведения о качестве питьевой воды и реализации Плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями; в срок до 01.05.2018 г. получить в установленном порядке санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и нормам на использование водных объектов для питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения села Верхний Каранай Буйнакского района на подземные водоисточники; в срок до 01.06.2018 г. разработать проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения села Верхний Каранай Буйнакского района; представлять в органы Роспотребнадзора сведения о возникновении на объектах и сооружениях системы холодного (горячего) водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой (горячей) воды и условий водоснабжения населения в соответствии с п.2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»; информировать органы Роспотребнадзора о факте несоответствия качества холодной (горячей) воды установленным требованиям в соответствии с п.22 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 января 2015г. №10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», п.2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Кроме того, из протокола об административном правонарушении за №636-17 от 31.07.2018 г. усматривается о привлечении к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ главы администрации МО «сельсовет Верхнекаранаевский».
При таких обстоятельствах, поскольку между администрацией МО «Буйнакский район» и администрацией МО «сельсовет Верхнекаранаевский» заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий от 07.08.2018 г, с учетом положений пункта 2 части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в сфере организации водоснабжения и водоотведения, сбора, вывоза и утилизации ТБО, а именно: обслуживание, эксплуатация и содержание объектов водоснабжения и водоотведения, сбора, вывоза и утилизации ТБО в границах поселения, суд полагает административные исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске к администрации МР «Буйнакский район» не подлежащим удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ответчиком администрацией МО «сельсовет Верхнекаранаевский» в нарушение требований ст. ст. 23, 40 ФЗ № 416 от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» не разработано и не утверждено техническое задание на разработку инвестиционных программ, не разработан и не согласован с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, не разработана и не согласована инвестиционная программа. В нарушение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не представлен разработанный проект зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения села, включающий в себя план мероприятий по улучшению санитарного состоянии территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, а также в нарушение п.3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.3.7 СП 31/3.23146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на использование источников в питьевых целях для населения села.
Как следует из материалов дела, ответчиком не представлено суду каких-либо доказательств надлежащего исполнения им санитарно-эпидемиологических требований при подаче питьевой воды населению. Отсутствие финансовых средств не освобождает ответчика от обязанности надлежащим образом выполнять возложенные на него законом обязанности по обеспечению подачи населения качественной питьевой водой.
Кроме того, в силу ст.139-140 Бюджетного кодекса органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Несоблюдение установленных законодательством требований, может привести к возникновению и распространению опасных заболеваний, угрожать жизни и здоровью граждан.
В связи с указанным, суд считает требования истца обоснованными, отвечающими интересам неопределенного круга лиц и подлежащими частичному удовлетворению.
В силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Определяя срок, в который ответчику следует выполнить данные мероприятия, суд считает возможным установить ответчику срок исполнения решения суда. При этом, суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно с п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков так же освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи, с чем администрация МО «сельсовет Верхнекаранаевский» Буйнакского района подлежит освобождению от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске к администрации МО «сельсовет Верхнекаранаевский» Буйнакского района, Администрации МР «Буйнакский район» о признании факта действий по организации водоснабжения населения с нарушением обязательных требований законодательства РФ противоправными и возложении обязанности по их устранению – удовлетворить частично.
Признать действия Администрации МО «сельсовет Верхнекаранаевский» по организации водоснабжения населения с нарушением обязательных требований законодательства РФ противоправными.
Обязать администрацию МО «сельсовет Верхнекаранаевский» в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционных программ, в соответствии с требованиями части 1 и части 2 статьи 40 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении»;
- разработать и согласовать с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными пунктом 7 статьи 23 ФЗ № 416 требованиями;
- разработать и согласовать инвестиционную программу на основании части 5 статьи 40 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении»;
- разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения,использующихся для водоснабжения села в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», включающий в себя план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование источников водоснабжения в питьевых целях для населения села, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.7. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».
В части удовлетворения административных исковых требований ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске к администрации МР «Буйнакский район» - отказать.
Мотивированное решение составлено 24 сентября 2018 г.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
отпечатано в совещательной комнате