Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-23473/2017 от 29.06.2017

Судья: Логачева Е.Д. Дело № 33а-23473/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 сентября 2017 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Палянчук Т.А.,

судей Башинского Д.А., Роговой С.В.,

по докладу судьи Башинского Д.А.,

при секретаре Рыбнике В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Охрименко < Ф.И.О. >11 на решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 11 мая 2017 года,

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

установила:

Административный истец Гапоненко < Ф.И.О. >12 обратился с иском к
Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании
незаконным отказа от <...> за <...> в отнесении земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 185000 кв.м., адрес - Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, к категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения»; обязанности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в осуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик земельного участка в части сведений о его категории; внесении изменений в запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве общей долевой собственности с указанием категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» на 2\5 доли (запись регистрации <...> от <...>).

Решением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 11 мая 2017 года восстановлен Гапоненко < Ф.И.О. >13 срок обращения в суд с заявлением об обжаловании отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края в отнесении земельного участка к категории «земли сельскохозяйственного назначения».

Частично удовлетворено административное исковое заявление Гапоненко < Ф.И.О. >14 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным отказа в отнесении земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, обязанности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в осуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик земельного участка в части сведений о его категории, внесении изменений в запись ЕГРП о праве общей долевой собственности.

Признан незаконным отказ Департамента имущественных отношений
Краснодарского края от <...> за <...> в
отнесении земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 185000 кв.м., адрес - Россия, Краснодарский
край, Гулькевичский район, к категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения».

Департаменту имущественных отношений Краснодарского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, принять решение об отнесении земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 185000 кв.м., адрес - Россия, Краснодарский край, Гулькевичский район, к категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения», в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и Гапоненко < Ф.И.О. >15 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Отказано в удовлетворении требований о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и

Картографии по Краснодарскому краю поставить на государственный
кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 185000 кв.м., адрес - Россия, Краснодарский рай, Гулькевичский район, с указанием категории земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения», внести изменения в записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве общей долевой собственности с указанием категории земель земли сельскохозяйственного назначения».

В апелляционной жалобе представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Охрименко < Ф.И.О. >17 просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. Принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Гапоненко < Ф.И.О. >20 Невского < Ф.И.О. >21 Калининой < Ф.И.О. >19 Гапоненко < Ф.И.О. >18

Проверив материалы дела, выслушав Гапоненко < Ф.И.О. >22, просившую решение районного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Охрименко < Ф.И.О. >23 просившую решение районного суда отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в соответствии с п. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При вынесении оспариваемого судебного акта Гулькевичским районным судом были нарушены следующие нормы материального и процессуального права.

Оспариваемый не нормативно-правовой акт департамента является законным, основан на нормах действующего земельного законодательства.

Исходя из буквального толкования п. 1 ст. 218 КАС РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Однако судебным актом Гулькевичкого районного суда Краснодарского края от 11.05.2017 исковые требования об оспаривании решения органа государственной власти удовлетворены в отсутствие вышеуказанной совокупности обстоятельств.

<...> в администрацию Краснодарского края поступило обращение Гапоненко < Ф.И.О. >24 об отнесении земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 185 000 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, к категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения».

Сопроводительным письмом администрации Краснодарского края от <...> <...> вышеуказанное обращение поступило в департамент.

Письмом от <...> <...> департамент отказал в отнесении земельного участка с кадастровым номером <...> к категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с п. 2 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 38 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» до завершения процедуры систематизации документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета земель на территории Краснодарского края документом, в котором указывается категория земель, при отсутствии иных документов, предусмотренных федеральными законами, являются составленные в установленном порядке списки правообладателей земельных участков, прилагаемые к ежегодным отчетам о наличии в муниципальных образованиях Краснодарского края земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям.

Как следует из содержания п. 4 и п. 6 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в указанном случае осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 данного Федерального закона.

С учетом вышеизложенных норм земельного законодательства, у департамента отсутствовали полномочия на принятие решения об отнесении спорного земельного участка к землям определенной категории.

Гулькевичский районным судом не принято во внимание, что у Невского < Ф.И.О. >25 Калининой < Ф.И.О. >26 Гапоненко < Ф.И.О. >27 отсутствует право на судебную защиту.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ. При этом избираемый истцом (заявителем) способ защиты права должен соответствовать характеру нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.

Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и, в случае удовлетворения требований истца (заявителя), должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, являются: установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.

Таким образом, по смыслу п.1 ст.1 ГК РФ, ч. 1 ст. 218 КАС РФ целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав и интересов истца.

Если удовлетворение иска (заявления) не приведет к защите законного интереса и восстановлению права (при их наличии), следует считать, что право на поданный в рамках данного конкретного дела иск (заявление) у заинтересованного лица отсутствует (пункт 1 информационного письма Президиума ВАС РФ № 101 от 22.12.2005, постановление Президиума ВАС РФ от 20 января 2004 года № 10623/03, постановление Президиума ВАС РФ от 23 августа 2005 года № 3668/05).

Отнесение земельного участка к определенной категории земель носит административный (заявительный) характер, в связи с чем, до того, как соответствующее заявление не поступит в уполномоченный орган, действиями которого будут затронуты интересы заявителя, у него не возникнет право на обращение в суд за защитой нарушенного права.

Административными истцами не был соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Оспаривание решений органа государственной власти предполагает наличие данного решения, вынесенного по результатам рассмотрения заявления (обращения) заявителя.

В адрес департамента, как указано выше, поступило заявление лишь Гапоненко < Ф.И.О. >28 следовательно, Невским < Ф.И.О. >29 Калининой < Ф.И.О. >30 Гапоненко < Ф.И.О. >31 не был соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Следует отметить, что установленный законодателем для отдельных категорий споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора является не только мерой, направленной на реализацию оперативного способа защиты нарушенных прав, но и в силу своей обязательности для спорящих сторон рассматривается как досудебная стадия гражданского процесса, без надлежащего прохождения которой дальнейшее рассмотрение дела невозможно.

Несоблюдение досудебного порядка урегулирования административного спора, установленного федеральным законом для данной категории административных дел, на основании пп. 1 п. 1 ст. 196 КАС РФ, является основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения.

Обязание органа кадастрового учета осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером <...>, в части внесения сведений о его категории не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 7 ст. 1 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе, в связи с образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8-10 части 5 настоящей статьи.

Как следует из содержания п. 1 ст. 3 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальные органы.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и
наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация
прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации
прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и
предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно- правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Истцами не были представлены доказательства обращения в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении кадастрового учета в соответствии с положениями Закона № 218-ФЗ, Межмуниципальный отдел по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю не является стороной спорного правоотношения, не выступает в качестве стороны спора, в связи с чем возложение обязанностей на орган регистрации прав в рамках данного искового производства не правомерно.

Истцами пропущен срок на обжалование решения департамента, что являлось самостоятельным основанием для отказа в иске.

Согласно ч. 1, 8 ст. 218 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд,
административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов; пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Поскольку отказ департамента, выраженный в письме <...>

<...> датирован <...>; а исковое заявление Гапоненко < Ф.И.О. >32 Невского < Ф.И.О. >33 Калининой < Ф.И.О. >34 Гапоненко < Ф.И.О. >35 подано в ГулькевичскиЙ районный суд Краснодарского края вне срока, установленного ст. 219 КАС РФ, требования административных истцов не подлежали удовлетворению.

В пункте 12 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 г. № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается налицо, предъявившее иск.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса).

Согласно п.2 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может признать законным и обоснованным решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 11 мая 2017 года, в связи с чем, оно подлежит отмене.

Руководствуясь ст.308-311 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

Апелляционную жалобу представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Охрименко < Ф.И.О. >36 - удовлетворить.

Решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 11 мая 2017 года - отменить.

В удовлетворении административного искового заявления Гапоненко < Ф.И.О. >37 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным отказа в отнесении
земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, обязанности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в осуществлении государственного кадастрового учета изменений характеристик земельного участка в части сведений о его категории, внесении изменений в запись ЕГРП о праве общей долевой собственности - отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33а-23473/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Гапоненко Наталья Сергеевна
Калинина Ирина Николаевна
Гапоненко Роман Сергеевич
Ответчики
Невский Александр Сергеевич
Другие
Межмуниципальный отдел по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Росреестра по КК
Администрация МО Гулькевичского района
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Башинский Дмитрий Анатольевич
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
06.07.2017Передача дела судье
17.08.2017Судебное заседание
07.09.2017Судебное заседание
14.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2017Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее