Копия
Дело №12-316/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
г. Тарко-Сале 16 ноября 2021 года
Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Пономарев А.В., с участием защитника Бойко С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Ямальский лесопромышленный комплекс» Ганина П.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалист-эксперта отдела государственного экологического надзора по ЯНАО Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Росси А.В. от 05.04.2021 № 03/4-156/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Ямальский лесопромышленный комплекс» (далее – ООО «ЯЛК», Общество),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалист-эксперта отдела государственного экологического надзора по ЯНАО Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора России А.В. от 05.04.2021 № 03/4-156/2021 ООО «ЯЛК», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штраф в размере 500 000 рублей.
Не согласившись указанным с постановлением, Ганин обратился в Пуровский районный суд ЯНАО с жалобой, просил указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью указав, что Обществом административное правонарушение совершено впервые, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2019 год подготовлена и направлена 09.12.2020 в адрес Росприроднадзора, экологический сбор за 2019 год в размере 9 432,95 руб. оплачен. Обществом приняты все меры, направленные на недопущение повторного совершения указанных административных правонарушений. Обществом 12.03.2020 в адрес Росприроднадзора подготовлена и направлена отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год, экологический сбор за 2020 год оплачен. Обществом совершаются необходимые действия, направленные на утилизацию твердых коммунальных отходов, что подтверждается договором заключенным с ООО «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». Нарушение не является существенным, совершено без умысла препятствовать государственному контролю, не повлекло причинения ущерба бюджету Российской Федерации и иным лицам, совершено впервые, подтверждающие документы представлены, что свидетельствует о раскаянии лица, совершившего административное правонарушение.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явился, не заявлял ходатайств об отложении судебного заседании, что не является препятствием к рассмотрению дела.
Законный представитель юридического лица, извещённый о времени и месте рассмотрения дела не явился, юридическое лицо не просило об отложении судебного заседания, что не является препятствием к рассмотрению дела в соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Защитник доводы жалобы поддержал, указал, что совершение правонарушения признается юридическим лицом, оно допущено по вине сотрудника Труфманова, который уволен, в настоящее время принят комплекс мер по недопущению подобной ситуации, сумма штрафа несоразмерна сумме уплаченного не в срок сбора, что отразится на финансовом положении организации.
В возражениях государственный инспектор Мишуков Д.А. просит жалобу оставить без удовлетворения, постановление без изменений.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и должен проверить дело в полном объёме.
Изучив письменные материалы дела, и оценив в совокупности доказательства, исследованные в судебном заседании, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены: наличие события административного правонарушения (пункт 1); виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).
Из материалов дела следует, что в адрес Северо-Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) из Межрегионального отдела администрирования платежей в отдел государственного экологического надзора по ЯНАО поступила служебная записка № 159-сз от 22.01.2021, в которой содержатся сведения о нарушении ООО «ЯЛПК» законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившееся в непредставлении в установленный законом срок в адрес Управления отчетности о выполнении нормативов отходов от использования товаров, декларации о количестве выпущенных в обращении на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, а также расчет суммы экологического сбора за 2019 год (08.12.2020 - электронно, без ЭЦП; 15.12.2020 - на бумажном носителе).
Согласно ст. 8.41.1 КоАП РФ неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 2970-р, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
На основании разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.04.2020 N АА-03-02-31\12361, за несоблюдение установленных законодательством сроков уплаты платежей, с учетом особенностей введения нерабочих дней в период с 06.04.2020 по 30.04.2020 Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и с 06.05.2020 по 08.05.2020 Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 294 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее Указ Президента РФ).
По общему правилу, установленному ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Таким образом, если срок обязанности по уплате платежей выпадает на нерабочие дни введенные Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 и от 28.04.2021 № 294, то указанную обязанность по внесению платежей, правомерно будет исполнить в первый рабочий день после их истечения.
На основании изложенного, срок уплаты экологического сбора приходится на 12.05.2020.
Из материалов дела следует, что расчет суммы экологического сбора за 2019 год был представлен 08 декабря 2020 года в электронном виде (л.д. 11-14).
Согласно сопроводительного письма исх. № 119-ТС от 09.12.2020 ООО «ЯЛПК» представило расчет суммы экологического сбора за 2019 год в бумажном виде в составе сопроводительного письма (л.д. 8). Квитанция об оплате суммы экологического сбора от 10.12.2020 № 289.
ООО «ЯЛК» нарушена ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также порядок взимания экологического сбора, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073.
Действия (бездействие) юридического лица ООО «ЯЛК» должностным лицом квалифицированы по ст. 8.41.1 КоАП РФ.
Факт совершения юридическим лицом ООО «ЯЛК» правонарушения, предусмотренного ст. 8.41.1 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, которые были исследованы должностным лицом при рассмотрении дела с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
ООО «ЯЛК» не отрицает своей вины и признает ее. ООО «ЯЛК» оплатило 10.12.2020 экологический сбор за 2019 в сумме 9 432,95 руб.
В силу частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, в действиях юридического лица ООО «ЯЛК» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
С учетом того, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит ограничений ее применения применительно к данному составу административного правонарушения, суд полагает, что в случае освобождения ООО «ЯЛК» от административной ответственности в связи с малозначительностью и объявления устного замечания, будет достигнута цель предупреждения совершения новых правонарушений.
Учитывая данные обстоятельства, суд признает совершенное юридическим лицом административное правонарушение, совершенное впервые, при раскаянии юридического лица, с учетом суммы уплаченного не в срок сбора, малозначительным, что влечет прекращение производства по делу в порядке ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.1- 30.10 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалист-эксперта отдела государственного экологического надзора по ЯНАО Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора России А.В. от 05.04.2021 № 03/4-156/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Ямальский лесопромышленный комплекс» - отменить, производство по делу прекратить.
ООО «Ямальский лесопромышленный комплекс» на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья А.В. Пономарев