Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1045/2013 (2-9190/2012;) ~ М-9291/2012 от 24.12.2012

Дело № 2-1045/32-2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2013 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,

при секретаре Ероха О.Ю.,

с участием истца Гусаровой Т.В., представителя Инспекции ФНС России по г.Петрозаводску Крижановской М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусаровой Т. В. к Администрации Петрозаводского городского округа, Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску о взыскании денежной суммы, о понуждении совершить определенные действия,

установил:

Гусарова Т.В. обратилась в судебном порядке с требованиями к Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску, Администрации Петрозаводского городского округа о взыскании удержанного налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом в добровольную отставку, она была уволена с должности муниципальной службы – <данные изъяты>. На момент оставления должности, стаж муниципальной службы давал истцу право на получение доплаты к трудовой пенсии, выплата которой начала производиться с ДД.ММ.ГГГГ. За период с ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Петрозаводского городского округа была начислена доплата к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы в размере <данные изъяты>, фактически выплачено <данные изъяты>, за период с ДД.ММ.ГГГГ доплата к трудовой пенсии составила <данные изъяты>., выплачено <данные изъяты> Вместе с тем, из произведенной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы, ответчиками произведены удержания налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> %, сумма незаконно удержанного налога на доходы физических лиц за 2010-2011 составила <данные изъяты>, за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рублей. Указывая на то, что действия ответчиков по удержанию из ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы налога на доходы физических лиц не основаны на законе, нарушают права истца, Гусарова Т.В. просит взыскать с надлежащего ответчика необоснованно удержанную сумму налога на доходы физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты>, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа производить выплату доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без удержания налога на доходы физических лиц, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Гусарова Т.В. заявленные требования уточнила, в связи с возвратом удержанного налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ просила взыскать с ответчиков удержанный за период с ДД.ММ.ГГГГ налог на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> рублей, а также обязать Администрацию Петрозаводского городского округа производить выплату доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии без удержания налога на доходы физических лиц, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску Крижановская М.В. действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагала Инспекцию ФНС России по г. Петрозаводску ненадлежащим ответчиком по делу, кроме того, указала о том, что установленная к пенсии истца ежемесячная доплата не является составной частью государственного пенсионного обеспечения, в связи с чем подлежит налогообложению в виде уплаты налога на доходы физических лиц.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства. До начала рассмотрения дела по существу представил возражения на иск, в соответствии с которыми Администрация Петрозаводского городского округа исковые требования не признает, установленная доплата за стаж муниципальной службы фактически пенсией не является, следовательно, подлежит налогообложению, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, истцу Гусаровой Т.В. произведен возврат удержанного налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти, и местного самоуправления, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Гусарова Т.В. ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом в добровольную отставку, была уволена с должности муниципальной службы – <данные изъяты>, на основании п. 1 ст. 26 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия».

Гусаровой Т.В. в связи с выходом на пенсию, установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости за стаж муниципальной службы с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, из которой производится удержание налога на доходы физических лиц.

Из представленных в материалы дела справок о доходах физического лица за ДД.ММ.ГГГГ, а также выписок о начислениях и удержаниях, следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ, Гусаровой Т.В. была начислена доплата к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы в размере <данные изъяты>., фактически выплачена денежная сумма в размере <данные изъяты>., при этом произведено удержание налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> %, сумма которого за 2010-2011 составила <данные изъяты>. За период с ДД.ММ.ГГГГ года доплата к трудовой пенсии истца составила <данные изъяты>., выплачено <данные изъяты>., удержан налог на доходы физических лиц в размере <данные изъяты>. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, ответчиками не оспариваются.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Положениями ст. 11 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 № 1107-ЗРК, регламентировано право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и определено, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 № XXIII-XXVI/418 в редакции от 04.03.2008, в качестве дополнительных гарантий лицам, получателям трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).

Из обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012, следует, что устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24).

Несмотря на то, что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляет термин «пенсия за выслугу лет», а в отношении муниципальных служащих - термин «пенсионное обеспечение за выслугу лет», юридическая природа таких выплат одинакова. Об одинаковой юридической природе пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих указывается и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года № 1190-О-О (п. 2).

При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе), осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» на основании требований п. п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

С учетом изложенного ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с выпиской по лицевому счету, платежным поручением , представленными в материалы дела, удержанный с Гусаровой Т.В. в ДД.ММ.ГГГГ налог на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> возвращен истцу.

Позиция, выраженная ответчиками в письменных возражениях на иск, свидетельствует о том, что доплата к государственной пенсии не рассматривается как её составляющая, в связи с чем должно производиться удержание налога на доходы физических лиц.

Таким образом, оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что удержание из ежемесячной доплаты Гусаровой Т.В. к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы налога на доходы физических лиц производится беззаконных оснований, чем нарушаются права истца в области пенсионного обеспечения, в связи с чем исковые требования Гусаровой Т.В. подлежат удовлетворению за счет Администрации Петрозаводского городского округа, которую суд признает надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем с Администрации Петрозаводского городского округа надлежит взыскать удержанный в ДД.ММ.ГГГГ налог на доходы физических лиц из произведенных доплат за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты> рублей, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ производить Гусаровой Т.В. выплату в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, без вычета налога на доходы физических лиц.

С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что удержание налога на доходы физических лиц производится Администрацией Петрозаводского городского округа, в удовлетворении исковых требований к Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску надлежит отказать, как к ненадлежащему ответчику.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Гусаровой Т. В. о взыскании денежной суммы, о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Гусаровой Т. В. необоснованно удержанный из ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы налог на доходы физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа производить Гусаровой Т. В. выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, без удержания налога на доходы физических лиц с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении исковых требований к Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Петрозаводский городской суд РК.

Судья                                                                                                         Ю.Л. Саврук

<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.

2-1045/2013 (2-9190/2012;) ~ М-9291/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гусарова Тамара Васильевна
Ответчики
ИФНС России по г. Петрозаводску
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Саврук Ю.Л.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
24.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2012Передача материалов судье
27.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2013Судебное заседание
01.02.2013Судебное заседание
05.02.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2013Дело оформлено
12.03.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее