Дело № 2-2582/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Плечкиной К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ипатовой Т.Л. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, назначении пенсии,
у с т а н о в и л:
Ипатова Т.Л. обратилась в суд с иском к ответчику о включении периодов работы в стаж, назначении пенсии. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФ РФ в г. Петрозаводске РК (межрайонное) № № от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии отказано в связи с недостаточной продолжительностью лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимой для установления досрочной страховой пенсии по старости. Согласно решению ответчика в льготный стаж не учтены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, участие в конференции, семинаре, нахождение в учебных отпусках, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как зачет указанных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не предусмотрен Правилами № 516. Истец указывает, что в данный период времени за ней сохранялось рабочее место и средний заработок, а также выплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа. Также ответчиком в льготный стаж не учтен период нахождения в отпуске <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Правилами № 781 зачет указанного периода не предусмотрен. С данным решением истец не согласна. На основании вышеизложенного, с учетом уточненных исковых требований, истец просила обязать ответчика включить в специальный стаж периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации, участие в конференции, семинаре, нахождение в учебных отпусках, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также отпуск <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ее представитель Григорьева Т.А., действующая на основании ордера, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что истец в настоящее время осуществляет лечебную деятельность.
В судебном заседании представитель ответчика Пошарина Д.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную в решении об отказе в установлении пенсии. При этом пояснила, что с учетом включения спорных периодов в стаж, но без учета отпуска по уходу за ребенком до полутора лет в специальный стаж истца право на назначение пенсии у истца возникнет на ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы выплатного дела, приходит к следующим выводам.
Гарантированное каждому статьей 39 Конституции РФ право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 13,8 (на 01.01.2018) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Пунктом 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ и исчисление периодов работы в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона « 173-ФЗ» (далее Список № 781).
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ осуществляется с применением: Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ (далее Правила № 516); Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ» (далее Правила № 781).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Ипатова Т.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ принята на должность палатной медицинской сестры терапевтического отделения Лоухской центральной районной больницы, ДД.ММ.ГГГГ уволена по переводу в Чупинскую районную больницу. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в Чупинской районной больнице в должности медицинской сестры оториноларинголога. С ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке перевода на должность медицинской сестры второго педиатрического отделения Петрозаводской детской больницы № 1 (ДД.ММ.ГГГГ по постановлению мэра г. Петрозаводска № 820 переименование как МУЗ «Городская детская больница» г. Петрозаводска; с ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению Правительства Республики Карелия от 30.12.2011 № 821р-П переименование в ГБУЗ Республики Карелия «Городская детская больница»), где осуществляет трудовую деятельность по настоящее время.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, представив необходимые документы. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске РК (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с недостаточной продолжительностью лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимой для установления досрочной страховой пенсии по старости. В специальный стаж ответчиком включено ДД.ММ.ГГГГ лет ДД.ММ.ГГГГ месяца ДД.ММ.ГГГГ дней, что меньше требуемого стажа – ДД.ММ.ГГГГ лет. Требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена.
Ответчиком в специальный стаж Ипатовой Т.Л. не были включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, участие в конференции, семинаре, в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено и как следует из материалов дела, Ипатова Т.Л. в спорные периоды направлялась работодателем на курсы повышения квалификации, в учебные отпуска, принимала участие в семинарах, находилась в командировке по сопровождению больных. По окончании курсов, учебы истцу выданы соответствующие свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации к диплому №, сертификат специалиста №, диплом с отличием №, сертификат №, свидетельство № к диплому №, сертификат специалиста №, и удостоверение о повышении квалификации №.
В вышеуказанные периоды за истцом была сохранена заработная плата и место работы. Данные обстоятельства подтверждаются документально, ответчиком не оспорены.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии с требованиями статьи 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (действующих до 02.02.2012), приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.2001 № 314 «О порядке получения квалификационных категорий» (действующего до 15.10.2011) повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.
Исходя из вышеизложенного, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Поскольку нахождение на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках, в командировке, участие в семинарах, приравнивается к работе, то исчисление стажа в вышеобозначенные периоды должно быть произведено в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, то есть в льготном исчислении.
С учетом системного толкования приведенных выше положений законодательства и принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 26.01.2010 № 59-О-О, суд приходит к выводу о том, что с учетом выполняемой Ипатовой Т.А. работы до направления ее на курсы повышения квалификации, семинары, в учебные отпуска, командировку указанные выше периоды подлежат включению в специальный стаж. При этом судом учитывается, что в спорные периоды истец осуществляла деятельность, связанную непосредственно с охраной здоровья населения, при этом занимала должность в учреждении, работа в котором дает право на назначение досрочной пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ.
Также подлежит специальному учету период осуществления истцом медицинской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который подтвержден документально.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о включении в специальный стаж отпуска <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске <данные изъяты> в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске <данные изъяты> перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск <данные изъяты> начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30, период нахождения женщины в отпуске <данные изъяты> подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Учитывая, что отпуск <данные изъяты> был предоставлен Ипатовой Т.Л. с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после внесения изменений в законодательство, в соответствии с которыми указанный отпуск не подлежал включению в специальный трудовой стаж, правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о включении периода нахождения в отпуске <данные изъяты> в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не имеется.
На дату обращения к ответчику у истца недостаточно специального стажа работы, ДД.ММ.ГГГГ лет лечебной деятельности у истца возникло на дату ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд полагает возможным, в целях защиты пенсионных прав гражданина, обязать ответчика назначить истцу пенсию с указанной даты.
Согласно статье 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) включить Ипатовой Т.Л. в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в льготном порядке исчисления (работа в течение года как год и шесть месяцев) периоды: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Ипатовой Т.Л. государственную пошлину 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В. Франгулова
Мотивированное решение составлено 28.04.2018.