РЕШЕНИЕ дело № 2-122/2014
Именем Российской Федерации
с. Поярково 11 февраля 2014 года
Михайловский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Паньковой А.С.,
с участием заявителей Шелахова И.М., Шелаховой Т.Н., представителя администрации Михайловского района Амурской области Бобышевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шелахова И.М., Шелахова Р.И., Шелаховой Т.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО12 к администрации Михайловского района Амурской области, администрации <адрес> сельсовета Михайловского района Амурской области, третьим лицам Министерству финансов Амурской области, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области о признании права на выплату единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с повреждением и утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к администрации Михайловского района Амурской области, администрации <адрес> сельсовета Михайловского района Амурской области о признании права на выплату компенсации в счет возмещения ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование предъявленных требований истцы указали, что в августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), выхода из берегов рек Зея и Амур на территории <адрес> сельсовета, был подтоплен земельный участок, расположенный по адресу <адрес>. Принимая во внимание факт постоянного пользования данным земельным участком, истцы обратились в администрацию Михайловского района с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи вследствие причинения ущерба. Однако ДД.ММ.ГГГГ администрация Михайловского района в удовлетворении данного заявления отказала.
Истцы просили суд признать за ними право на выплату материальной помощи в размере 10000 руб. на каждого члена семьи, в результате чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании истица Шелахова Т.Н. уточнила исковые требования, просила признать ее и членов ее семьи пострадавшими в результате ЧС, признать право на выплату единовременной материальной помощи, а также право на выплату финансовой помощи. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она подавала заявление в администрацию сельсовета, но документы были утеряны. В результате наводнения был подтоплен огород, утрачен урожай сельскохозяйственных культур. Вода была в подполье жилого дома, уровень воды был до пола, но в доме воды не было, откачивали насосом. Жилое помещение используется на основании договора социального найма. Она устно обращалась в адрес сельсовета о предоставлении материалов для производства ремонта, но так и не помогли. Комиссией при сельсовете обследовалась усадьба, но акта обследования она не видела. На момент подачи заявлений у двоих ее детей, достигших возраста 14 лет, не были оформлены паспорта, один из детей обучается в учебном заведении, в сельсовете пояснили, что в таком случае выплата на него не положена. Она несколько раз переписывала заявления, но выплат так и не было.
Представитель ответчика администрации Михайловского района Бобышева Е.В. исковые требования не признала в полном объеме, указала, что на момент обращения с заявлениями о предоставлении компенсации не все необходимые документы были представлены истцами, у детей не было паспортов, ненадлежащим образом оформлена регистрация. Финансовая помощь выплачивается при наличии воды в жилом помещении, из пояснений истцов следует, что воды в доме не было. Кроме того, истцами не представлено доказательств утраты имущества первой необходимости.
Представитель ответчика администрации <адрес> сельсовета Михайловского района Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, причин неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица – Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В отзыве на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ просили оказать в удовлетворении исковых требований. Указали, что статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер. В пострадавших от чрезвычайно ситуации районах Амурской области гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 №750 и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 №214. Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). В случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодовоовощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество не производится. Правовым основанием данной позиции являются положения ст.136 ГК РФ, в соответствии с которыми плоды и продукция определяется как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с этим плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не рассматривается в качестве имущества, при утрате которого предоставляются единовременная материальная помощь и финансовая помощь за утраченное имущество. Выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, компенсаций (единовременных денежный выплат) вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, может быть произведена исключительно по особому решению, принятому уполномоченными органами в соответствии с подпунктом «л» пункта 1 ст.11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от чрезвычайных ситуаций единовременных денежных выплат, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены. Для выплаты компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур Правительство РФ должно определить источники финансирования и обеспечить оперативное доведение денежных средств до соответствующих получателей.
Распоряжением Правительства РФ от 05.10.2013 №1797-р источником данных выплат определен резервный фонд Правительства РФ, определены категории лиц, имеющих право на выплату - граждане, признанные пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, утратившие урожай сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, при этом списки указанных граждан должны быть подтверждены комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС РФ, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 1 июля 2013, а также определен размер бюджетных ассигнований, выделенных Амурской области- 1460835 тыс.руб.
Указанная компенсация рассматривается в вышеуказанных правовых актах РФ в качестве самостоятельного вида выплат. Соответственно утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.
Частью 14 ст. 10 Закона Амурской области от 17.12.2012 №123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (в ред. от 27.09.2013 №225-ОЗ) в целях компенсации гражданам утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, предусмотрено предоставление местным бюджетам иного межбюджетного трансферта. При этом Правилами предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, утвержденными постановлением Правительства области от 11.10.2013 №489, предусмотрена компенсация гражданам за счет средств федерального бюджета вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Указанными Правилами определены цели, условия, размеры компенсации.
Согласно п.9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02.11.2010 №2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией. Акт обследования в Минфин АО не поступал и к исковому заявлению истцами не приложен. Согласно исковому заявлению вода в дом не зашла, находилась ниже уровня пола. Факт утраты имущества комиссией не установлен и в акте обследования не отражен. Факт подтопления и наличия воды в подполье, отраженный в акте обследования, сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию. Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС. Таким образом, в рассматриваемом случае обязательным условием признания пострадавшим в результате ЧС и оказании единовременной материальной и финансовой помощи является, наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено. В силу ч.2 ст.15 Жилищного кодекса, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в ст.16 ЖК РФ. В своем заявлении истец указал на подтопление подполья и погреб, однако подполье и погреб в силу норм Жилищного кодекса не является жилым помещением. На основании изложенного, просили в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Амурской области в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно постановлению главы Михайловского района Амурской области №764 от 04.08.2013 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Михайловского района» следует, что с 20.00 часов 04.08.2013 на территории Михайловского района введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлено главам Поярковского, Димского, Чесноковского, Новочесноковского, Калининского сельсоветов рекомендовать ввести на территории поселений режим чрезвычайной ситуации.
Согласно постановлению главы <адрес> сельсовета Михайловского района Амурской области №66 от 01.08.2013 «О введении на территории Новочесноковского сельсовета режима чрезвычайной ситуации» следует, что с 18.00 часов 01.08.2013 на территории <адрес> сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно Перечню населенных пунктов, пострадавших в результате ливневых дождей, утвержденному Главой Михайловского района 16.09.2013 и главным специалистом службы ГЗ и ПБ администрации района от 16.09.2013, на территории <адрес> в августе 2013 года были повреждены домовладения и имущество граждан в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной частыми проливными дождями.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
Кроме того, 31 августа 2013 года издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.
13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ № 693 от 31 августа 2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года N 750 (в ред. от 20.06.2013) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.
Согласно п. 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. п. "г", "д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий за N 2-4-60-12-22. В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. В соответствии с Методическими рекомендациями списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территории.
При этом в силу раздела II данных Методических рекомендаций одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является постоянное или преимущественное проживание такого лица в жилом доме (жилом помещении) на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации.
Из справки администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации истцы и несовершеннолетние дети фактически проживали по адресу: <адрес>. Семья истцов состоит из 6 человек: Шелахова Т.Н., Шелахов И.М., Шелахов Р.И., несовершеннолетние ФИО12
Согласно предоставленным истцами копиям паспортов истцы зарегистрированы в <адрес> по адресу: <адрес>.
Из договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией <адрес> сельсовета (наймодатель) и Шелаховой Т.Н. (наниматель) следует, что жилое помещение, расположенное в <адрес> предоставлено в бессрочное владение и пользование для постоянного проживания нанимателю и членам его семьи. В соответствии с данным договором совместно с нанимателем будут постоянно проживать Шелахов И.М., ФИО12
Согласно уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ сведения о регистрации права собственности на жилое помещение, расположение по адресу <адрес> отсутствуют.
В соответствии со ст.56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, суд учитывает, что для признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации требуется наступление совокупности признаков, а именно: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, подвергшемуся наводнению, утрата имущества первой необходимости либо полная утрата имущества.
В подтверждение причиненного ущерба истцами предоставлены собственные пояснения, указывающие на затопление подполья жилого дома. Однако судом не установлено, что у истцов в результате наводнения было утрачено полностью или частично какое-либо имущество первой необходимости. Истцами не представлено суду доказательств утраты такого имущества.
Участники процесса, непосредственно обозревавшие имеющиеся повреждения жилого дома, в судебном заседании указали, что при осмотре жилища установлено, что вода в доме выше уровня пола не поднималась, кроме того, не было указано на повреждение иного имущества истицы.
Наличие воды в подполье жилого дома, на которые указывает истица, не может служить основанием для признания факта утраты либо повреждения жилого дома или иного имущества в результате наводнения. Доказательств возникновения указанных причин истицей не представлено.
Истцами не представлено доказательств повреждения конструктивных элементов жилого помещения, а также утраты имущества вследствие подтопления жилого дома не установлено. В силу ч.2 ст.15 Жилищного кодекса, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в ст.16 ЖК РФ. Истица указала на причинение ущерба подполью, однако подполье в силу норм Жилищного кодекса не является жилым помещением.
При этом выплата финансовой помощи за утрату и повреждение имущества предоставляется исключительно собственнику поврежденного имущества. Истцами же указывалось только на подтопление подполья жилого дома, который не принадлежит истцам на праве собственности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для выплаты истцам финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости отсутствуют.
Судом установлено, что жилое помещение используется истцами на основании договора социального найма, в соответствии с ч. 2 ст.681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Таким образом, на основании данной нормы права в случае необходимости производства капитального ремонта, истцы имеют право обратиться с данной инициативой в адрес наймодателя жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для выплаты истцам финансовой помощи в связи с утратой либо повреждением имущества первой необходимости отсутствуют, в связи с чем,отсутствуют основания для удовлетворениязаявленных требований.
Истцами также заявлено о выплате единовременной финансовой помощи в размере 10000 рублей на каждого члена семьи в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур. Вместе с тем, суд находит, что заявителями не доказан факт наличия на земельном участке огородной продукции, а также утраты истцами такой огородной продукции, нет доказательств причинения ущерба имуществу истцов по месту их проживания.
Уничтожение садово-огороднических насаждений на земельном участке истцов при наличии условия постоянного или преимущественного проживания истцов на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, не является достаточным для их признания пострадавшими в результате ЧС и включения в соответствующие списки граждан, пострадавших от ЧС.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства повреждения надворных построек по месту проживания истцов.
Вместе с тем, исходя из заявленных требований об утрате сельскохозяйственной продукции, выращенной на земельном участке, расположенном в пределах сельского поселения, в котором проживают истцы, суд находит, что подлежит проверке также наличие права истцов на получение выплаты, вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» предусмотрена выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Постановлением главы Михайловского района №889 от 02.10.2013 утвержден Порядок предоставления компенсации гражданам, вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, расположенных в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, с изменениями, внесенными Постановлением главы Михайловского района от 19.11.2013 № 1050.
Из указанного Постановления следует, что компенсация гражданам, вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, расположенных в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, предоставляется в размере 3000 руб. за 0,01 га пострадавших посевов, но не более 2,5 га. В пункте 4 Постановления закреплен срок для обращения – не позднее 10.10.2013, а также приведен перечень документов, которые должен предоставить заявитель при обращении.
Законодательное определение понятия «личное подсобное хозяйство» дано в статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее Закон об ЛПХ), согласно которой личное подсобное хозяйство – это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с ч.1,2 ст. 3 указанного закона право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
Положениями ст. 4 указанного закона предусмотрено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Из имеющихся в деле документов прослеживается, что земельный участок по <адрес> имеет разрешенное использование: личное подсобное хозяйство.
Кроме факта предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, необходимо также вносить сведения в похозяйственную книгу о ведении личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 ст.8 Федерального закона от 7 июля 2003 года №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Положениями п.2 ст.8 указанного закона предусмотрено, что в похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.
Таким образом, сведения относительно ведения ЛПХ должны предоставляться пользователями земельных участков и собирание таких сведений, а также проверка ЛПХ, не относится к обязанностям органа местного самоуправления.
Из представленной истцами выписки из похозяйственной книги № <адрес> сельсовета Михайловского района от ДД.ММ.ГГГГ (лицевой счет № №) следует, что главой хозяйства значится Шелахова Т.Н., площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур- 01381 га; в том числе: картофеля -010 га, овощами открытого грунта- 00381 га.
Из представленной администрацией <адрес> сельсовета выписки из похозяйственной книги № <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (лицевой счет № 231) следует, что площадь приусадебного земельного участка- 0,1381, в том числе посеяно картофеля- 0,10; овощи открытого грунта-0,0381. Приусадебный участок предназначен для цели связанной с развитием производства продукции сельского хозяйства в ЛПХ.
Однако суд исходит из того, что в представленных выписках отсутствует информация относительно местонахождения земельного участка, кроме того, в выписке из похозяйственной книги, представленной суду администрацией сельсовета отсутствуют сведения о единице измерения площади земельного участка и площади посевов, вследствие чего суд не может признать данные выписки в качестве доказательства по делу. Кроме того, суд находит, что сведения, представленные администрацией в выписках, не соответствуют сведениям, непосредственно отраженным в похозяйственной книге.
Так, согласно копии лицевого счета из похозяйственной книги, представленной суду администрацией <адрес> сельсовета, хозяйство по адресу <адрес> записано на Шелахова И.М., имеются отметки о земельном участке площадью 0,1381 га. По состоянию на 2013 года отсутствуют сведения о ведении личного подсобного хозяйства по данному адресу, в том числе нет сведений по состоянию на 01.07.2013.
Таким образом, в силу указанных положений Закона об ЛПХ суд приходит к выводу о том, что земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, находящиеся в пользовании истцов, не относится к числу личных подсобных хозяйств по смыслу положений Закона об ЛПХ.
Соответственно суд приходит к выводу о том, что истцы не являются гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство на данных на земельных участках.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в связи с отсутствием в похозяйственной книге сведений, предусмотренных законом, относительно ведения истцами личного подсобного хозяйства по состоянию на 01.07.2013, истцы не вправе претендовать на получение компенсации, вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве, в связи с чем исключается возможность получения истцами компенсации в порядке подпункта «з» пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шелахова И.М., Шелахова Р.И., Шелаховой Т.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО12 к администрации Михайловского района Амурской области, администрации <адрес> сельсовета Михайловского района Амурской области, третьим лицам Министерству финансов Амурской области, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Амурской области о признании права на выплату единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с повреждением и утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В.Кундикова
В окончательной форме решение изготовлено 16.02.2014