Дело № 2-614/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2017 года Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Катрыч В.В., при секретаре Сахарновой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске гражданское дело по иску Кошкаровой ОН к администрации муниципального района «Сосногорск» о включении периода в непрерывный стаж государственной гражданской службы, назначении пенсии за выслугу лет,
У С Т А Н О В И Л:
Кошкарова О.Н. обратилась в Сосногорский городской суд Республики Коми с иском к администрации МР «Сосногорск», в котором просила обязать ответчика включить в непрерывный стаж государственной гражданской службы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истец находилась в кадровом резерве Республики Коми, как гарантию, предусмотренную законодательством Республики Коми, а также просила обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости с момента обращения за назначением пенсии – ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований Кошкарова О.Н. указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в администрации г.Сосногорска. Распоряжением главы администрации г.Сосногорска № от ДД.ММ.ГГГГ истец была уволена в отставку с государственной службы в связи с ликвидацией администрации, согласно статьи 33 п.1 КЗОТ РФ и ст.16 п.2 Закона РК «О государственной службе Республики Коми».
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала у предпринимателя без образования юридического лица Гусева Ю.С. на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о пересмотре её заявления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в назначении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимого стажа муниципальной службы.
Истец считает отказ ответчика в назначении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости незаконным, поскольку по её мнению, при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращении штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение 6 месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием в «резерве») и сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.
Истец Кошкарова О.Н. в суд не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Представитель ответчика администрации МР «Сосногорск» в суд не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствии, представил письменные объяснения из которых следует, что с требованием Кошкаровой О.Н. не согласен, поскольку согласно представленным документам истец проработала в администрации г.Сосногорска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволена в отставку с государственной службы в связи с ликвидацией администрации, согласно ст.33 п.1 КЗот РФ и ст.16 ч.2 Закона РК «О государственной службе». Действующим законодательством предусмотрено, что при решении вопроса о назначении и выплате пенсии лицо, замещавшее должность муниципальной службы, должно одновременно: иметь соответствующий стаж, быть уволенным по соответствующим основаниям, предусмотренным Законом 133-РЗ, и замещать должность не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением (за исключением случаев, прямо предусмотренных законом). При этом, данное право возникает только после возникновения права на нее и назначения страховой пенсии по старости (инвалидности). На дату увольнения – ДД.ММ.ГГГГ из администрации города Сосногорска истец не обладала правом на пенсию за выслугу лет. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию МР «Сосногорск» с заявлением о пересмотре заявления о назначении пенсии за выслугу лет и включении в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет одного календарного года. Согласно представленным документам истец после увольнения со службы заключила трудовой договор с индивидуальным предпринимателем и работала в течение полутора лет в должности менеджера по туризму. Ответчик считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (редакция действовавшая на 20.01.2017), условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Согласно части 1 статьи 25 N 25-ФЗ от 02.03.2007 "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ред. от 30.06.2016) в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Частью 2 статьи 23 указанного Закона установлено, что при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
В соответствии с Положением о порядке определения стажа государственной службы государственного служащего Республики Коми, назначения и выплаты надбавки за выслугу лет, предоставления доплаты к пенсии и дополнительного оплачиваемого отпуска, утвержденным Указом Главы Республики Коми от 06 июня 1996 № 161 (действующим на момент увольнения истца - 08.04.1999) - стаж государственной службы государственного служащего Республики Коми (далее - стаж государственной службы), дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, денежного вознаграждения при выходе на пенсию и доплаты к пенсии, включает в себя время работы:
а) в органах представительной и исполнительной государственной власти, местных администрациях;
в судах, арбитражных судах, органах юстиции (кроме адвокатуры, частных нотариусов), прокуратуры в должностях, предусматривающих квалификационные классы - классные чины;
в органах федеральной службы безопасности, внутренних дел, Министерства обороны в офицерских должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава;
в органах народного контроля; в органах Коммунистической партии до 23 августа 1991 года;
в Избирательной комиссии Республики Коми;
б) время военной службы, время обучения с отрывом от работы в образовательных учреждениях, в том числе по повышению квалификации и переподготовке кадров, если этому непосредственно предшествовала работа в органах, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
в) время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в отношении лиц, состоящих в трудовых отношениях с органами, перечисленными в подпункте "а" настоящего пункта.
Согласно части 1 статьи 2 Закона № 48-РЗ под стажем гражданской (муниципальной) службы Республики Коми понимается суммарная продолжительность периодов осуществления гражданской службы и иной деятельности на день увольнения с гражданской службы Республики Коми, учитываемая при определении права на пенсию за выслугу лет лиц, замещавших должности гражданской службы Республики Коми, и при исчислении размера этой пенсии.
Из анализа приведенных норм следует, что включению в государственный стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет подлежат периоды службы (работы) в должностях государственной службы и других должностях, определяемых законодательством. Периоды нахождения граждан в кадровом резерве в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включению не подлежат.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ истец была принята в Сосногорский райисполком на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ на должность инструктора в отдел комплексного, экономического и социального развития.
ДД.ММ.ГГГГ истец на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ уволена в отставку с государственной службы в связи с ликвидацией администрации согласно ст.33 п.1 КЗоТ РФ и ст.16 п.2 Закона РК «О государственной службе».
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям стаж работы истца в администрации г.Сосногорска – <данные изъяты> дней.
Пунктом 2 Положением о порядке определения стажа государственной службы государственного служащего Республики Коми, назначения и выплаты надбавки за выслугу лет, предоставления доплаты к пенсии и дополнительного оплачиваемого отпуска, утвержденным Указом Главы Республики Коми от 06 июня 1996 № 161 предусмотрено, что в непрерывный стаж государственной службы для получения права на дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет на государственной службе и ежемесячной надбавки за выслугу лет включается работа непосредственно в данном органе, а также предшествующая ей работа в органах, перечисленных в пункте 1 настоящего порядка, в должностях руководителей и специалистов, за исключением работы по хозяйственному, инженерно - техническому обслуживанию, при условии, что продолжительность перерывов в работе не превысила сроков применительно к перерывам, установленным законодательством о труде Российской Федерации и пунктами 23-24 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2.
При увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата в случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в Реестре государственных служащих с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.
По смыслу указанной нормы непрерывный стаж государственной службы сохраняется в случае последующего поступления гражданина на государственную службу в течение года после увольнения.
В то же время, как следует из представленного истцом в материалы дела трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, истец на следующий день после увольнения из администрации г.Сосногорска принята на работу в ИТД «Гусев» на должность менеджера по туризму. Указанный договор расторгнут сторонами ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенными обстоятельствами и нормами права суд не находит оснований для включения в непрерывный стаж государственной гражданской службы истца период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в указанный период истец трудилась в ИТД «Гусев».
Довод истца о том, что период нахождения в кадровом резерве государственных служащих Республики Коми подлежит включению в стаж муниципальной службы, так как является гарантией, предусмотренной законодательством Республики Коми после увольнения гражданина при ликвидации государственного органа основан на неверном толковании закона.
ДД.ММ.ГГГГ Кошкаровой О.Н. назначена страховая пенсия по старости.
ДД.ММ.ГГГГ Кошкарова О.Н. обратилась в администрацию МР «Сосногорск» с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
Администрация МР «Сосногорск» отказала Кошкаровой О.Н. в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием требуемого стажа муниципальной службы.
Решением Сосногорского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ Кошкаровой О.Н. отказано в удовлетворении требований у администрации МР «Сосногорск» о включении в стаж муниципальной службы периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Учреждении № в должности мастера жилищно-коммунального хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ Кошкарова О.Н. вновь обратилась в администрацию МР «Сосногорск» с заявлением о пересмотре заявления о назначении пенсии за выслугу лет и включении в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет одного календарного года в соответствии с Законом №-РЗ.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией МР «Сосногорск» отказала истцу в назначении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости в виду отсутствия необходимого стажа муниципальной службы.
В соответствии со статьёй 10 (1) Закона Республики Коми от 21.12.2007 № 133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми» (в редакции, действовавшей на 20.01.2017, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы в Республике Коми (далее - должность муниципальной службы), предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Республике Коми, при одновременном наличии следующих условий:
1) стаж муниципальной службы, определенный в порядке для определения стажа государственной гражданской службы лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми, для назначения пенсии за выслугу лет, не менее 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин;
2) увольнение с муниципальной службы (прекращение трудового договора (контракта) по следующим основаниям:
а) соглашение сторон (пункт 1 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс);
б) истечение срока трудового договора (пункт 2 части первой статьи 77 Кодекса);
в) расторжение трудового договора по инициативе работника (пункт 3 части первой статьи 77 Кодекса);
г) ликвидация организации (пункт 1 части первой статьи 81 Кодекса);
д) сокращение численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Кодекса);
е) достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы (пункт 1 части 1 статьи 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации");
ж) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части первой статьи 77 Кодекса);
з) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части первой статьи 83 Кодекса);
3) замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы.
Пенсия за выслугу лет лицу, замещавшему должность муниципальной службы, назначается по последней должности нахождения на муниципальной службе, определяемой на основании записей трудовой книжки на день обращения за пенсией за выслугу лет, при наличии условий, установленных настоящей статьей.
Из трудовой книжки истца следует, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в филиале ОАО «РЖДЛ» в должности ведущего специалиста.
Таким образом, исковые требования Кошкаровой О.Н. о возложении обязанности на ответчика назначить и выплачивать истцу пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости не подлежат удовлетворению, так как судом установлено, что у истца отсутствуют определяющие условия для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, а именно: необходимый стаж муниципальной службы, замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, предусмотренные статьёй 10 (1) Закона Республики Коми № 133-РЗ от 21 декабря 2007 «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кошкаровой ОН к администрации муниципального района «Сосногорск» о включении периода в стаж муниципальной службы, назначении пенсии за выслугу лет оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 29 июня 2017 года (24, 25 июня 2017 года выходные дни).
Председательствующий: В. В. Катрыч
Копия верна: судья- В. В. Катрыч