Административное дело № 2а-612/2018
64RS0036-01-2017-000957-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2018 года р.п. Татищево Саратовской области
Татищевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Спириной Е.П.,
при секретаре Юниной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воронежской таможни к Гартунг ФИО6 о взыскании таможенных платежей и пени,
установил:
Воронежская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к Гартунг В.Э., в котором просит взыскать с административного ответчика таможенные платежи в сумме 465 392 рубля 77 копеек, пени в сумме 20 981 рубль 46 копеек, пени, подлежащие взысканию в соответствии с ч.2 ст.151 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», начиная с 27.01.2017 по день фактического исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что гражданином Федеративной Республики Германия Гартунг В.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированным на территории РФ по адресу: <адрес>, при пересечении таможенной границы Евразийского экономического союза произведен ввоз транспортного средства <данные изъяты>, на таможенный пост МАПП Бугаевка Воронежской таможни подана пассажирская таможенная декларация №. В графе 3.3. ПТД Гартунг В.Э. заявлено направление перемещения - «временный ввоз». Согласно отметкам должностного лица таможенного поста в графе «для служебных отметок» ПТД и сведениям из автоматизированной системы «Авто-Транспорт» выпуск транспортного средства разрешен, срок временного ввоза установлен до 14.12.2015. Саратовским таможенным постом Саратовской таможни срок временного ввоза продлен до 13.09.2016. Таможенным постом МАПП Бугаевка Воронежской таможни проведены проверочные мероприятия в отношении временно ввезенных иностранных транспортных средств, по результатам которых установлено, что транспортное средство в установленные сроки за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза должником не вывезено. В этой связи таможенным постом МАПП Бугаевка Воронежской таможни 25.01.2017 принято решение № по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования, которым установлен факт нарушения срока временного ввоза, влекущий наступление обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, установлен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 08.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». В связи с тем, что должником в установленный таможенным органом срок не осуществлен вывоз транспортного средства, то за указанное транспортное средство с должника подлежит взысканию таможенные платежи, рассчитанные в соответствии с пунктом 12 раздела IV приложения № 5 Соглашения. Расчет таможенных платежей осуществлен исходя из: объема двигателя 1731 см3; единой ставки: 3,5 евро за 1 см3 рабочего двигателя, установленной п.12 приложения 5 к Соглашению от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершение таможенных операций, связанных с их выпуском», в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет. Курс евро на 14 сентября 2015 года 76,8165 рублей. 3,5 еврох76,8165 руб.х1731 см3=465 392 рубля 77 копеек. Таким образом, размер подлежащих взысканию таможенных платежей составляет 465 392 рубля 77 копеек. Пунктом 4 ст.91 ТК ТС установлено, что при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Расчет пени подлежит за период с 14 сентября 2016 года (со дня, следующего за днем исчисления срока уплаты таможенных платежей) по 26 января 2017 года (по день выставления требования) с учетом суммы задолженности по таможенным платежам и составляет 20 981 рубль 46 копеек. Согласно п.3 ст.91 ТК ТС взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом, которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов. Пунктом 3 ст.150 ФЗ предусмотрено, что до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 152 настоящего Федерального закона. Воронежской таможней заказным письмом с уведомлением от 26.01.2017 № 12-01-19/799 в адрес должника было направлено требование об уплате таможенных платежей от 26.01.2017 № 15, согласно которому должнику необходимо было не позднее 20 дней со дня получения данного требования уплатить образовавшуюся задолженность по уплате таможенных платежей и пени. Однако требование об уплате таможенных платежей должником получено не было. Кроме того, ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока, в качестве довода указала, что 14 апреля 2017 года Воронежская таможня обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании таможенных платежей и пени с Гартунг В.Э. к мировому судье судебного участка № 1 Татищевского района Саратовской области. 21 апреля 2017 года мировой судья судебного участка № 1 Татищевского района Саратовской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о взыскании с Гартунг В.Э. таможенных платежей и пени. 23 мая 2017 года заявителем была подана частная жалоба, апелляционным определением Татищевского районного суда Саратовской области от 31 июля 2017 года определение мирового судьи судебного участка № 1 Татищевского района Саратовской области оставлено без изменения. 29 сентября 2017 года подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд, определением от 18 октября 2017 года судьей Саратовского областного суда было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения.
Представитель административного истца (по доверенности Болдарев И.Л.) в судебное заседание не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Ответчик Гартунг В.Э. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, возражений по существу иска не представил.
Руководствуясь статьей 263 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика, которые извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.5 ст. 15 КАС РФ, при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Поэтому к данным отношениям суд применяет нормы Таможенного кодекса Таможенного Союза, Федеральный закон от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», действующие на момент возникновения данных правоотношений.
Согласно статье 79 Таможенного кодекса Таможенного Союза ( далее по тексту ТК РС) плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Положениями пункта 6 статьи 4 ТК ТС установлено, что декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Положениями пункта 6 статьи 4 ТК ТС установлено, что декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в соответствии с пунктом 1 статьи 211 ТК ТС возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Ввозные таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (подпункт 1 пункт 3 статьи 211 ТК ТС).
Согласно ст. 355 ТК ТС, таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
Таможенному декларированию в письменной форме подлежат, в том числе, транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию.
Согласно части 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного Союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, определен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее – Соглашение).
Согласно пункту 22 Приложения 3 к Соглашению к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей относятся транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Соглашения до истечения срока временного ввоза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные ТК ТС. При этом физическое лицо освобождается от обязанности декларирования временно ввезенных для личного пользования транспортных средств, если до истечения срока их временного ввоза такие транспортные средства были обращены в собственность государства - члена Таможенного союза или уничтожены (безвозвратно утрачены) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, и таможенному органу предоставлены доказательства наступления таких обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что гражданином Федеративной Республики Германия Гартунг В.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированным на территории РФ по адресу: <адрес>, при пересечении таможенной границы Евразийского экономического союза произведен ввоз транспортного средства <данные изъяты> на таможенный пост МАПП Бугаевка Воронежской таможни подана пассажирская таможенная декларация № (л.д.29-32).
На указанное транспортное средство оформлен временный ввоз по ПТД № сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34-36).
В соответствии с п.5 ст.358 ТК ТС в случае, если временно ввезенные товары (транспортные средства) для личного пользования находятся на таможенной территории ЕАЭС в связи с их невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров (транспортных средств) взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством ЕАЭС.
Факт невывоза транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства и временного ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС физическим лицом для личного пользования, по истечении его предельного (максимального) срока временного ввоза влечет за собой наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов в отношение такого временно ввезенного транспортного средства в соответствии со ст.14 Соглашения. Обязанность по уплате таможенных платежей лежит на декларанте, т.е. на физическом лице, которое осуществило временный ввоз такого транспортного средства.
При этом в соответствии с подп. 3 п. 6 ст. 14 Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств при их невывозе до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза считается день истечения срока их временного ввоза.
Таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в порядке, установленном п. 7 ст. 14 Соглашения.
Согласно п.22 Приложения 3 к Соглашению к товарам для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей относятся транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более, чем на один год.
Воронежской таможней административному ответчику Гартунг В.Э. направлено требование об уплате таможенных платежей № от ДД.ММ.ГГГГ, РПО № (л.д.44), которое им не получено, однако в соответствии с пунктом 16 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) может быть передано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения указанного требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.
Задолженность по уплате таможенных платежей и пени до настоящего времени не погашена.
Согласно статье 14 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) обязанность по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска в свободное обращение (часть 1).
Пунктом 12 приложения № 5 к Соглашению установлено, что в отношении автомобилей, ввозимых самими собственниками, ставка таможенных пошлин составляет в размере 3,5 евро за 1 куб. см. рабочего объема двигателя.
Из сведений о ТС следует, что объем двигателя ввезенного транспортного средства <данные изъяты> составляет 1731 куб. см.
Курс ЕВРО на 14 сентября 2015 года (день подачи пассажирской таможенной декларации) составлял 76,8165 рублей (из справочной системы «Консультант Плюс»).
Таким образом, расчет таможенных платежей: 3,5 евро х 76,8165 рублей х1731 см3=465 392 рубля 77 копеек.
В соответствии со ст. 151 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ, пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Как следует из указанной нормы, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-8 данной статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
В Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Расчет пени за период с 14 сентября 2016 года (со дня, следующего за днем исчисления срока уплаты таможенных платежей) по 26 января 2017 года (по день выставления требования): сумма задолженности по таможенным платежам составляет 20 981 рубль 46 копеек.
Административным истцом представлен расчет таможенных платежей и пени за неисполнения обязательства по уплате таможенной пошлины, возражений относительно расчета пени административным ответчиком не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
14 апреля 2017 года Воронежская таможня обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании таможенных платежей и пени с Гартунг В.Э. к мировому судье судебного участка № 1 Татищевского района Саратовской области. 21 апреля 2017 года мировой судья судебного участка № 1 Татищевского района Саратовской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о взыскании с Гартунг В.Э. таможенных платежей и пени. 23 мая 2017 года заявителем была подана частная жалоба, апелляционным определением Татищевского районного суда Саратовской области от 31 июля 2017 года определение мирового судьи судебного участка № 1 Татищевского района Саратовской области оставлено без изменения. 29 сентября 2017 года подана кассационная жалоба в Саратовский областной суд, определением от 18 октября 2017 года судьей Саратовского областного суда было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения.
Частью 2 статьи 286 КАС Российской Федерации предусмотрена возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.
Аналогично, возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления о взыскании предусмотрена абз. 4 п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации.
Суд находит довод Воронежской таможни заслуживающим внимание и с учетом непродолжительного срока пропуска, находит возможным восстановить срок для обращения в суд с заявлением о взыскании таможенных платежей и пеней.
Проанализировав приведенные нормы закона и установленные обстоятельства, с учетом представленных доказательств, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований, наличии правовых оснований для взыскания с Гартунг В.Э. таможенных платежей и пени.
При рассмотрении вопроса о распределении судебных издержек суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ч. 1 ст. 104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 333.36 НК РФ определен перечень граждан и организаций, освобожденных от уплаты государственной пошлины.
Административный истец освобожден от уплаты госпошлины при подаче настоящего иска в суд.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С учетом изложенного, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 8 064 рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Воронежской таможни к Гартунг ФИО7 о взыскании таможенных платежей и пени удовлетворить.
Взыскать с Гартунг ФИО8 в пользу Воронежской таможни таможенные платежи в сумме 465 392 рубля 77 копеек, пени за период с 14 сентября 2016 года по 26 января 2017 года в размере 20 981 (двадцати тысяч девятисот восьмидесяти одного) рубля 46 копеек, а всего 486 374 (четыреста восемьдесят шесть тысяч триста семьдесят четыре) рубля 23 копейки.
Взыскать с Гартунг ФИО9 в пользу Воронежской таможни пени с 27 января 2017 года по день фактического исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.
Реквизиты для перечисления денежных средств:
Банк получателя- Операционный департамент Банка России г.Москва 701, БИК 044501002, счет № 40101810800000002901,
Получатель- Межрегиональное операционное УФК (ФТС России),
ИНН 7730176610, КПП 773001001, ОКТМО 45328000.
Код таможенного органа- 10104000, для Воронежской таможни.
Взыскать с Гартунг ФИО10 госпошлину в доход федерального бюджета в размере 8 064 (восьми тысяч шестидесяти четырех) рублей.
Принятое по делу решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда путем подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, через Татищевский районный суд Саратовской области в течение месяца с момента его оглашения.
Председательствующий судья: Е.П.Спирина