Дело № 2-3030/2013 29 ноября 2013 года
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Поповой Т.В.,
при секретаре Махневой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Мануиловой Н. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
Мануилова Н.А. обратилась в суд с иском Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование исковых требований указала, что в <Дата> обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако в ее назначении было отказано по причине отсутствия необходимого педагогического стажа. Полагает, отказ является необоснованным, поскольку имеет необходимое для назначения пенсии количество педагогического стажа. Считает, из педагогического стажа пенсионным органом необоснованно исключен период ее работы с <Дата> по <Дата> в должности <***> <№> <***>, поскольку в этот период она участвовала в воспитательно-образовательном процессе, фактически работала в детском саду. Неправильное наименование детского учреждения не должно влиять на ее право на досрочное пенсионное обеспечение. При этом указывает, что, несмотря на принятие ее на должность <***>, она фактически работала на ставку <***>. Кроме того, считает необоснованным исключение из стажа педагогической деятельности периодов курсов повышения квалификации с <Дата> по <Дата> а также периодов участия в забастовках <Дата>
В ходе рассмотрения дела истец изменила основание иска: просит включить в стаж педагогической деятельности, помимо заявленных периодов, период учебного отпуска с <Дата> по <Дата>
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте его рассмотрения извещена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В предварительном судебном заседании истец пояснила, что была тарифицирована по должности <***> и работала на полную ставку по указанной должности примерно по 4 часа в день. Работала на всех группах, проводила музыкальные занятия и утренники, развлечения, индивидуальную работу с детьми. Занятия проводила до обеда, после обеда занималась подготовкой утренников, распределением ролей, репетициями. В детском саду было несколько единиц музыкальных руководителей, каждый из которых работал на полную ставку. На период болезни кого-либо из воспитателей переводилась воспитателем на группу. Считает, данный период работы подлежит включению в стаж педагогической деятельности, поскольку не работала на неполную ставку. Также указала, что в период работы в ясли-саду <№> ей предоставлялся отпуск по уходу за ребенком. Кроме того, за период ее трудовой деятельности предоставлялся учебный отпуск, она направлялась на курсы повышения квалификации, которые, по ее мнению, подлежат включению в стаж педагогической деятельности ввиду того, что в период нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках за ней сохранялись рабочее место и заработная плата, с которой производились необходимые отчисления. Просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель истца Ушакова Е.Ф. исковые требования в судебном заседании поддержала в полном объеме, уточнила оспариваемые периоды: просила включить в стаж педагогической деятельности истца период работы в должности музыкального руководителя за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы и отпуска по уходу за ребенком с <Дата>. Не оспаривала также исключение периодов участия в забастовках <Дата>. Доводы, изложенные в иске и дополнениях к нему, поддержала в полном объеме. При этом указала, что факт работы истца на полную ставку подтверждается справкой о заработной плате.
Представитель ответчика в судебное заседание также не явился, о времени и месте его рассмотрения извещен надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика, извещенных о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы отказного пенсионного дела истца, лицевые счета за <Дата>, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что <Дата> истец обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В ее назначении было отказано ввиду отсутствия необходимого педагогического стажа работы для назначения пенсии. Указанный стаж на момент обращения в пенсионный орган составил 23 года 10 месяцев 04 дня.
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ (далее - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании п.1 ст.7 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, трудовая пенсия по старости назначается, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»).
Из трудовой книжки истца следует, что в период с <Дата> по <Дата> она работала <***> с <Дата> принята по переводу в детсад-ясли <№> <***>, <Дата> уволена. С <Дата> принята <***> <№> «<***> где и работает по настоящее время.
Факт работы истца в детсад-ясли <№> <***> подтверждается также архивными справками. При этом в справках наименование учреждения, а также должность истца именуются по-разному: учреждение - и как детсад-ясли, и как детский комбинат, должность - <***> или <***>
Согласно п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно указанному Списку в графе «наименование должностей» указаны должности «музыкальный руководитель» и «учитель», в графе «наименование учреждений» значатся дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли, а также общеобразовательные учреждения: школы всех наименований.
Наименование дошкольного учреждения «детский комбинат», а также должность «музыкальный работник» в Списке отсутствуют.
Тождество должностей «музыкальный руководитель» и «музыкальный работник» установлено Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23.06.2003 № 39.
С учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463 утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», согласно которому в графе «наименование учреждений» значатся детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли). Детские комбинаты не предусмотрены данным Списком профессий и должностей.
Указанный вид дошкольного учреждения не был предусмотрен также ни Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1, ни Временным положением о дошкольном учреждении в РСФСР, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 23.02.1991 №119, ни Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 №677.
Вместе с тем, согласно общесоюзному классификатору «Отрасли народного хозяйства», утвержденному 01.01.1976 Госкомитетом СССР по статистике, Госпланом ССР, Госкомитетом по стандартам, действовавшему в момент работы истца, раздел «Дошкольное воспитание» предусматривал такие виды детских дошкольных учреждений, как детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Таким образом, суд считает, что детский комбинат - это иное наименование яслей-сада. Детский комбинат также являлся дошкольным образовательным учреждением, в котором истец осуществляла педагогическую деятельность в качестве музыкального руководителя, осуществляя образовательный процесс детей дошкольного возраста, то есть осуществляла педагогическую деятельность. При этом неправильное и неточное наименование образовательного учреждения не должно влиять на право истца на досрочное пенсионное обеспечение при выполнении функций, условий и характера деятельности тех работ, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем, следует учитывать, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа (п. 5 указанных выше Правил).
Для музыкальных руководителей норма часов педагогической работы за ставку заработной платы установлена 24 часа в неделю.
Таким образом, период работы в должности музыкального руководителя может быть включен в стаж педагогической деятельности только в случае представления доказательств выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Из материалов дела следует, что истец в ясли-сад принята <***>, т.е. принята не на полную ставку. Других сведений о работе истца на полную ставку, количестве отработанных педагогических часов, тарификационных списков в архивных документах не имеется. В то же время, имеющиеся документы не позволяют суду сделать вывод о работе истца на полную ставку. Так, в имеющихся лицевых счетах за <Дата> указано количество отработанных дней и часов, однако из них невозможно установить, какое количество именно педагогических часов было отработано истцом. Более того, за некоторые месяцы количество отработанных дней и часов в лицевых счетах вообще не указано. Иных документов, по которым можно было бы определить выполнение истцом в спорный период нормы рабочего времени, ею не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для включения в стаж педагогической деятельности периода работы в должности музыкального руководителя у суда не имеется.
Доводы представителя истца о том, что факт работы истца на полную ставку подтверждается справкой о заработной плате, судом во внимание не могут быть приняты, поскольку из имеющейся справки о заработной плате также невозможно определить норму рабочего времени истца.
Как следует из материалов дела, в спорный период имели место также период отпуска по уходу за ребенком с <Дата> по <Дата>, отпуск без сохранения заработной платы. Исключение данных периодов из стажа педагогической деятельности истцом не оспаривается.
В то же время в спорный период имели место и периоды учебных отпусков с <Дата> по <Дата>. Учитывая, что учебный отпуск предоставлялся истцу в период работы на неполную ставку, т.е. в период нельготной работы, периоды учебных отпусков также не могут быть включены в стаж педагогической деятельности истца.
Вместе с тем, период учебного отпуска с <Дата> по <Дата> и период курсов повышения квалификации с <Дата> по <Дата> подлежат включению в стаж педагогической деятельности истца в силу следующего.
Как указывалось выше, до <Дата> истец работала <***> в средней школе, в <Дата> - <***> в детском саду. Периоды работы в школе до учебного отпуска и периоды работы в детском саду до периода курсов повышения квалификации и после него включены пенсионным органом в стаж педагогической деятельности истца.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе для педагогов, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
В соответствии со ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Курсы повышения квалификации истца в период с <Дата>, на которые ее направлял работодатель, были связаны с выполнением ею должностных обязанностей. В период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялась заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд РФ. Указанные обстоятельства подтверждаются копией приказа и лицевым счетом. Учебный отпуск с <Дата> <Дата> также являлся оплачиваемым.
Таким образом, с учетом исследованных в судебном заседании доказательств, период нахождения истца на курсах повышения квалификации и период учебного отпуска с <Дата> по <Дата> подлежат включению в стаж педагогической деятельности истца.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Как установлено судом, и это не оспаривалось сторонами, истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости <Дата>.
С учетом включения в стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации и периода учебного отпуска, стаж истца, требуемый для льготного пенсионного обеспечения, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составит <***>, что менее требуемых 25 лет и недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
При указанных выше обстоятельствах, оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <Дата> у суда не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Мануиловой Н.А. надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Мануиловой Н. А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Попова