Решение от 26.09.2022 по делу № 02-4830/2022 от 08.07.2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

 

26 сентября 2022 года Лефортовский районный суд адрес в составе:

председательствующего судьи Борониной Е.В.,

при секретаре фио,

с участием прокурора фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4830/2022 по иску фио РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) фио России (ФГАУ «Росжилкомплекс») к фио фио, фио фио, фио фио, фио фио о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении, взыскании денежных средств,

 

УСТАНОВИЛ:

 

 

Истцы обратились в суд с иском к ответчикам Кира Р.Е., Кира И.А., Кира А.Р., Кира И.Р. о признании утратившими право пользования жилым помещением по адресу: адрес Машиностроения, д.7, корп.3, кв.174, выселении из указанного жилого помещения, взыскании денежных средств, обосновывая свои требования тем, что ответчики занимают указанное жилое помещение из служебного жилого фонда не имея на то законных оснований.

Представитель истца (фио РФ) в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель истца (ФГАУ «Росжилкомплекс») по доверенности фио в судебное заседание явился, иск поддержал.

Ответчики фио, Кира И.А., Кира А.Р. в судебное заседание не явились, их интересы в судебном заседании представлял представитель по ордеру адвокат фио, который иск не признал.

Ответчик фио в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Суд, выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что требования о выселении удовлетворению не подлежат, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ и по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных правоотношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;

3)  из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;

4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;

5) из членства в жилищных и жилищно-строительных кооперативах.

Согласно ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предусматриваются по договорам безвозмездного пользования.

Согласно ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Спорное жилое помещение находится по адресу: адрес Машиностроения, д.7, корп.3, кв.174.

Согласно п.1, 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно пп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указам Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» фио РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет фио России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.

В целях организации работы по обеспечению жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации Согласно приказу Министра обороны РФ от 07.11.2018 г. № 621, принятому в целях организации работы по обеспечению жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения является уполномоченным органом Министерства обороны по вопросам реализации в Вооруженных Силах требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Министерства обороны, в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляющим свои функции через специализированные организации Министерства обороны; также данным приказом установлено, что специализированной организацией фио РФ на адрес и адрес установлено ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.

Приказом Министра обороны РФ от 03.09.2020 г. № 444 утверждено Положение о Департаменте военного имущества фио РФ, который предназначен для реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил, земельными участками, ВДВИ; организации деятельности по расквартированию войск (сил); контролю за реализацией инвестиционных контрактов, стороной по которым являются Министерство обороны или учреждения; организации осуществления закупок работ по утилизации обычных ВВТ; организации работы, связанной со сбором и передачей на переработку, реализацию ЛОДМ, а также с учетом ДМ и ДК в Вооруженных Силах, в том числе формированием сводной отчетности в сроки и порядке, которые определены нормативными правовыми актами Российской Федерации; управлению в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах военных лесничеств.

Приказом Министра обороны РФ от 04.04.2020 г. № 175 с 1 мая 2020 г. создано федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в адрес путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования существующего Учреждения.

Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Учреждение подчиняется руководителю Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, отнесено к специализированному жилищному фонду, полномочия собственника в отношении указанного жилого помещения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в связи с прохождением военной службы Кира Р.Е. и членам его семьи по договору найма жилого помещения № 216/156а от 24.09.2009 г., заключенного с Общевойсковой академией ВС РФ (ОА), было предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу: адрес Машиностроения, д.7, корп.3, кв.174.

Решением фио РФ № ЖС-0001487 от 12.03.2018 г. полковнику Кира Р.Е. и совместно проживающим с ним членам семьи Кира И.А. (супруга), Кира И.Р. (сын), паспортные данные, Кира А.Р. (дочь), паспортные данные, предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере сумма

Решением фио РФ № Р-11270/2019 от 12.02.2019 г. Кира Р.Е. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянно проживания в связи с предоставлением военнослужащему субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.

Также 12.03.2019 г. между фио РФ и Кира Р.Е. заключено соглашение, из которого следует, что Кира Р.Е. и члены его семьи обязуются не позднее 4 месяцев с  момента перечисления ЖС на банковский счет освободить занимаемое ими жилое помещение по адресу: адрес Машиностроения, д.7, корп.3, кв.174, сняться с регистрационного учета, представить копию акта приема-передачи жилого помещения управляющей компании с отметкой о сдаче ключей; согласно п.4 данного соглашения при неисполнении гражданином и (или) членами его семьи обязательств по настоящему соглашению, в пользу фио РФ взыскиваются понесенные убытки, сумма неосновательного денежного обогащения и проценты за пользование чужим имуществом.

Платежным поручением от 20.03.2019 г. субсидия в указанном размере перечислена на счет Кира Р.Е.

01.02.2019 г. Кира И.Р. и 05.02.2019 г. Кира Р.Е., Кира И.А., Кира А.Р., действующей с согласия отца Кира Р.Е., даны нотариально оформленные обязательства в 4-х месячный срок со дня получения жилищной субсидии сняться с регистрационного учета, освободить занимаемое служебное помещение – квартиру № 174 по адресу: адрес Машиностроения, д.7, корп.3, предоставить в уполномоченный орган фио РФ документы, подтверждающие фактическое освобождение: акт приема-передачи жилого помещения управляющей компании, с отметкой о сдаче ключей, об отсутствии задолженности.

15.07.2021 г. Кира Р.Е. направлено уведомление об освобождении спорного жилого помещения в срок до 30.08.2021 г.

05.03.2022 г. комиссией ФГАУ «Росжилкомплекс» составлен акт о фактическом проживании ответчиков в спорном жилом помещении.

В возражениях на иск ответчики указывают, что учитывая размер полученной субсидии, необходимые минимальные нормы предоставления площади жилого помещения на Кира Р.Е. и членов его семьи (18 кв.м. общей площади на каждого члена семьи – на семью из трех и более человек), средней стоимости квадратного мест жилья в адрес в первом квартале 2019 г., Кира Р.Е. был подобран вариант такого жилого помещения в границах адрес, отвечающий, в первую очередь, интересам военной службы, в марте 2019 г. между ООО «А101» и Кира Р.Е. заключен договор участия в долевом строительстве на объект долевого строительства общей площадью 74,7 кв.м., без отделки, со сроком передачи объекта 31.07.2020 г., застройщиком в лице ООО «А101» неоднократно и необоснованно сдвигались сроки сдачи объекта долевого строительства, официальных уведомлений о переносе сроков строительства застройщик не направлял, в соответствии с абз.4 п.1 с.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» Кира Р.Е. и члены его семьи на период возвещдения объекта долевого строительства (приобретенного на средства жилищной субсидии) и до момента получения прав собственности на постоянное жилье, проживали в служебном жилом помещении по адресу: адрес Машиностроения, д.7, корп3, кв.174, в период с 01.11.2021 г. по 29.04.2022 г. находился в служебной командировке и возможности освободить спорное жилое помещение не было.

16.06.2022 г. между Кира Р.Е. и управляющей организацией фио РФ подписан акт приема-передачи спорного жилого помещения, из которого следует, что Кира Р.Е. сдал спорное жилое помещение.

Учитывая, что ответчиками спорное жилое помещение сдано оснований для удовлетворения требований о признании ответчиков утратившими право пользования спорным жилым помещением, выселении из спорного жилого помещения не имеется.

В то же время, истец указывает, что неосвобождение ответчиками спорного жилого помещения в установленные сроки препятствовало реализации действующими военнослужащими права на обеспечение служебным жилым помещением на период прохождения военной службы.

Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ФЗ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 г. военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и проживающие совместно с ними члены их семей, не обеспеченные жилыми помещениями в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части (организации, учреждения, органы), закрытых военных городках или близлежащих населенных пунктах, включаются федеральными органами исполнительной власти или федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением в списки нуждающихся в специализированных жилых помещениях и обеспечиваются служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями в общежитиях.

В случае отсутствия свободных служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях федеральные органы исполнительной власти или федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченные ими органы или учреждения предоставляют военнослужащим-гражданам и проживающим совместно с ними членам их семей, включенным в списки нуждающихся в специализированных жилых помещениях, арендованные жилые помещения, а в случае их отсутствия выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в соответствии со статьей 15.3 настоящего Федерального закона (ст.15.2)

Порядок расчета денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и ее размеры утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок выплаты указанной денежной компенсации устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (ст.15.3)

Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 909 «О порядке расчета и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам РФ и иным лицам в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту, за исключением проходящих военную службу по контракту за пределами адрес, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения", по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).

В случае если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, будут ниже размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления, денежная компенсация указанной категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров - для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации (далее - гражданин), уволенного с военной службы, указанных в абзаце первом настоящего пункта, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.

Приказами Министерства труда и социальной защиты РФ утверждается предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв.м. общей площади жилого помещения.

Согласно инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ служебных жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", после сдачи предоставленных по прежнему месту военной службы служебных жилых помещений.

Согласно ст.15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно ст.105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

Истец указывает, что в соответствии с нормативом площади жилого помещения, используемым для расчета размера денежной компенсации, за аналогичное по площади жилое помещение, арендуемое военнослужащим на условиях найма (поднайма), фио РФ выплачивает денежную компенсацию в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 909, то есть, на состав семьи военнослужащего при численности семьи 3 человека – 43 кв.адрес выписке из финансового лицевого счета на спорное жилое помещение, жилая площадь незаконно удерживаемого ответчиками помещения составляет 22,4 кв.м., жилье находится в Москве, спорное жилое помещение является комнатой в общежитии и находится в адрес, спорное жилое помещение на законных основаниях могло быть распределено иному военнослужащему и членам его семьи на состав семьи из трех человек, из расчета по норме предоставления площади жилого помещения в общежитии по 6 кв.м. на каждого члена семьи,  таким образом, фио РФ понесло убытки, связанные с невозможностью предоставления пользования данным служебным жилым помещением военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений в адрес, и вынужденной необходимостью оплачивать им компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета, которые могли бы быть заселены в указанное жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства. В период с 01.07.2019 г. по 01.04.2022 г. истец выплатил компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим с семьей в размере сумма, в связи с изложенным, истец просит взыскать с ответчиков денежные средства за незаконное пользование спорным жилым помещением, в обоснование чего представлен расчет, который суд принимает, поскольку он подробно составлен, расчет по существу ответчиком не оспорен, доказательств несоответствия произведенного истцом расчета положениям закона ответчиками не представлено, как не представлено иного расчета, оснований не доверять данному расчету у суда не имеется,  при таких обстоятельствах, исследовав и оценив письменные материалы дела в совокупности, применяя приведенные нормы права,  суд полагает взыскать с ответчиков в пользу фио РФ денежные средства за период пользования спорным жилым помещением без законных оснований – с 01.08.2019 г. по 01.04.2022 г. в истребуемом истцом размере сумма

При этом доводы ответчиков о том, что Кира Р.Е. действующий военнослужащий и члены его семьи в соответствии с абз.4 п.1 ст.15 «О статусе военнослужащих» до момента получения прав собственности на постоянное жилье, приобретенное за счет жилищной субсидии, проживали в служебном жилом помещении не могут быть приняты судом, поскольку согласно закону служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания, при этом необходимо принимать во внимание, что по смыслу ФЗ "О статусе военнослужащих" выплата жилищной субсидии является одной из форм реализации прав военнослужащих на жилище, то есть равнозначной по правовым последствиям форме реализации прав военнослужащих в виде предоставления жилого помещения для постоянного проживания, кроме того, указанная ответчиками норма права утратила силу в связи с принятием ФЗ № 199-ФЗ от 28.06.2022 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

 

РЕШИЛ:

 

░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░, ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

░░░░░:                                                                ░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02-4830/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено частично, 26.09.2022
Истцы
ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" МО РФ
Минестерство обороны РФ
Ответчики
Кира И.Р.
Кира И.А.
Кира А.Р.
Кира Р.Е.
Суд
Лефортовский районный суд
Судья
Боронина Е.В.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
26.09.2022
Решение
03.10.2022
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее