Дело № 2-7159/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 26 сентября 2013 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М. А., единолично,
при секретаре Цыреновой М. Н.,
с участием помощника прокурора г. Якутска Антипьева Д. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергучева К.Л. к автономному учреждению «Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д. К. Сивцева-Суоруна Омоллона» о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
установил:
Сергучев К. Л. обратился в суд с вышеуказанным иском к автономному учреждению «Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д. К. Сивцева-Суоруна Омоллона» (далее – АУ ГТОиБ), ссылаясь на то, что приказом директора АУ ГТОиБ от ____ 2013 года внесены изменения в штатное расписание, произведено сокращение штата и численности работников театра, создана комиссия для работы, связанной с высвобождением работников. Основанием вынесения указанного приказа явилось письмо министра культуры и духовного развития РС (Я) от ____ 2012 года о плане мероприятий по оптимизации численности работников подведомственных учреждений. ____ 2013 года указанная комиссия постановила расторгнуть трудовые договоры с солистами-вокалистами, решения по истцу не выносилось. По обращению истца министр культуры и духовного развития РС (Я) ____ 2013 года издал приказ об отмене приказа ___ ГТОиБ от ____ 2013 года в части сокращения истца, указав истцу продолжить трудовую деятельность в должности ___ ответчика. Непосредственным работодателем истца является Министерство культуры и духовного развития РС (Я), поэтому ___ ГТОиБ, не являясь стороной трудового договора от ____ 2008 года, не имел права его расторгать. Просил признать приказ ___ АУ ГТОиБ от ____ 2013 года о расторжении с Сергучевым К. Л. трудового договора незаконным, восстановить его в занимаемой должности и обязать ответчика оплатить его заработок за время вынужденного прогула, а также моральный вред в размере ___ руб.
Ответчик АУ ГТОиБ в отзыве на исковое заявление иск не признало, указало на изменение ____ 2012 года типа учреждения с государственного учреждения на автономное учреждение, в связи с чем изменен порядок назначения или избрания органов юридического лица, утвержден новый устав юридического лица. Согласно положениям Федерального закона «Об автономных учреждениях», Уставу АУ ГТОиБ единственным исполнительным органом, руководителем данного юридического лица является директор, к полномочиям которого также отнесено утверждение штатного расписания без согласования с учредителем. Уведомление о сокращении занимаемой должности истцу вручено своевременно, не менее чем за 2 месяца до увольнения, также оно направлено и в центр занятости населения. Поскольку истец не являлся членом профсоюза, то основания для применения к процедуре увольнения требований ст. 373 ТК РФ отсутствуют. Доводы иска о том, что комиссия от ____ 2013 года решение об увольнении истца не принимала, ответчик не признает в связи с тем, что должность ___ была ___ единица и сокращена ___ единица, поэтому вопроса о преимущественном оставлении на работе не ставилось. Доводы иска о том, что непосредственным работодателем истца является Министерство культуры и духовного развития РС (Я), ответчик не признал по тем основаниям, что должность ___ введена в штатное расписание театра в 2008 году, однако ни в действовавшем на тот момент Уставе, ни в ныне действующем Уставе относительно данной должности как о руководителе ГТОиБ не указано, соответственно, ___ АУ уполномочен определять структуру, численность работников театра, нанимать и освобождать их должности. Также ответчик указал на то, что договор, заключенный между Сергучевым К. Л. и Министерством культуры и духовного развития РС (Я), является ничтожным, так как последнее не имело права его заключать. Вместе с тем истец был фактически допущен к работе и между ним и ГТОиБ возникли трудовые отношения. Приказ министра культуры и духовного развития РС (Я) от ____ 2013 года, на который ссылается истец, был отменен самим Министерством.
Министерство культуры и духовного развития РС (Я) в своем отзыве на исковое заявление иск поддержало, ссылаясь на нарушение порядка увольнения, выразившегося в не рассмотрении комиссией, созданной для проведения работы, связанной с высвобождением работников и решением вопроса по их трудоустройству, вопроса о сокращении должности художественного ___. Кроме того, указало на необоснованность указания в приказе о сокращении от ____ 2013 года письма Министерства от ____ 2012 года «О плане мероприятий оптимизации численности работников подведомственных учреждений», поскольку данным письмом поручено представить предложения (план мероприятий) по оптимизации с качественным и количественным анализом численности работников своего подведомственного учреждения, между тем ГТОиБ штатные расписания до и после сокращения штатной численности и протокол собрания главных специалистов, решение наблюдательного совета не представило. Также сослалось на постановление Правительства РФ о государственной поддержке театрального искусства в РФ, согласно которому руководство театром осуществляется на основе единоначалия – директором или художественным руководителем, с которым учредитель заключает трудовой договор, либо на основе разделения сфер – директором и художественным руководителем, с каждым из которых учредитель заключает трудовой договор.
В судебном заседании истец и его представитель Яковлев Н. М. исковые требования поддержали в полном объеме, пояснили, что исходя из ФЗ «Об автономных учреждениях», Положения о театре, Устава АУ ГТОиБ, учредитель в лице Министерства культуры и духовного развития РС(Я) был вправе определить форму руководства этого театра, что и было сделало. Расторгнуть договор с истцом как руководителем обладает только учредитель автономного учреждения, т. е. Министерство культуры и духовного развития РС (Я). Во всех остальных случаях ___ обладает полномочиями по сокращению, но и в этой части существует коллективный договор, заключенный между директором и двумя существующими профсоюзами, который распространяется на всех его работников, независимо от их членства в профсоюзе, в том числе и на художественного руководителя. В этом же коллективном договоре указано, что абсолютно все кадровые вопросы работодатель взял на себя обязательства решать с согласования со всеми профсоюзами.
Представитель ответчика Смольникова С. Е. и законный представитель – ___ Местников Г. Г. в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали доводы отзыва на исковое заявление, также пояснили, Положение о театре 1998 года предусматривает как руководство на основе единоначалия или на основе руководства директором и художественным руководителем, однако это должно быть закреплено в учредительных документах, а с 2001 года по этим пунктам изменения в Устав театра не вносились, все редакции Устава согласованы с самим же Министерством культуры и духовного развития РС (Я), утверждены соучредителем – Министерством имущественных отношений РС (Я). Истец не член профсоюза, поэтому профсоюз в отношении истца процедуру, предусмотренную ТК РФ, не проводит. Наблюдательный совет занимается только имущественным комплексом театра, поэтому мы просто поставили его в известность. Просили в удовлетворения иска отказать в полном объеме.
Представитель Министерства культуры и духовного развития РС (Я) Тихонов С. А. в судебном заседании иск поддержал, ссылаясь на доводы отзыва на исковое заявление.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я), привлеченного в качестве третьего лица по делу как соучредителя АУ ГТОиБ, по доверенности Вершинина З. А. в судебном заседании заявила ходатайство об освобождении от участия в деле, поскольку интересы МИЗО РС (Я) в данном деле не затрагиваются, равно и права истца третьим лицом не нарушены. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд освободил третье лицо от участия в процессе.
Суд, заслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении иска отказать ввиду отсутствия нарушений при увольнении, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ____ 2008 года между Министерством культуры и духовного развития РС (Я) – работодателем и Сергучевым К. Л. – работником заключен трудовой договор (контракт) с художественным руководителем. Согласно данному договору работодатель поручает художественному руководителю функцию управления творческой деятельностью ГТОиБ, художественный руководитель самостоятельно решает все вопросы творческой деятельности театра, отнесенные к его компетенции данным договором, Уставом театра и другими локальными актами театра и действующим законодательством. В соответствии с п. п. 8.1, 8.2 трудового договора он заключен на определенный срок и действует с ____ 2008 года по ____ 2010 года, при наличии согласия обеих сторон на продолжение трудовых отношений по истечении срока действия данного договора он должен быть пролонгирован или заключен новый трудовой договор (контракт). Из п. 9.1 трудового договора следует, что он может быть изменен, перезаключен на новый срок только по соглашению сторон, при этом составляется документ, подписываемый обеими сторонами и являющийся неотъемлемой частью настоящего контракта.
Из письма Министерства культуры и духовного развития РС (Я) от ____ 2012 года № следует, что в соответствии с п. 2 Указа Президента РС (Я) от ____ 2012 года № «Об оптимизации численности работников исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» руководителям подведомственных учреждений поручено предоставить предложения (план мероприятий) по оптимизации с качественным и количественным анализом численности работников своего подведомственного учреждения.
На основании приказа директора АУ ГТОиБ от ____ 2013 года № в целях оптимизации структуры учреждения и численности работников в штатное расписание театра внесены изменения, выразившиеся в исключении из него должностей ___ – ___ единица, ___ – ___ единицы, а также во введении в структурное подразделение «Артисты балета» ___ штатных единиц по должности «___». Данным приказом также создана комиссия для проведения работы, связанной с высвобождением работников и решением вопросов по их трудоустройству.
Из протокола ___ заседания комиссии по сокращению численности работников от ____ 2013 года видно, что из ___ штатных единиц ___ сокращению подлежали ___ единицы. В связи с этим на данном заседании решался вопрос об определении работников, на которых распространяется запрет на увольнение в связи с сокращением численности работников и об определении уровня квалификации работников, которые занимают штатные единицы, подлежащие сокращению, и выявлении среди них лиц, обладающих преимущественным правом на оставление на работе.
Приказом от ____ 2013 года ____ в срок до ____ 2013 года постановлено вручить уведомления о предстоящем увольнении ___ Сергучеву К. Л. и трем другим работникам; уведомить органы первичной профсоюзной организации о предстоящем сокращении штата и численности работников; известить органы службы занятости о предстоящем высвобождении работников; предложить высвобождаемым работникам при наличии вакансий должности, соответствующие их квалификации, а при отсутствии такой работы – другие вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу; в случае отсутствия вакантных должностей или отказа работника от перевода на другую работу подготовить приказ о расторжении трудовых договоров.
Приказом ___ АУ ГТОиБ от ____ 2013 года № ___ Сергучев К. Л. уволен ____ 2013 года по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ (сокращение численности или штата работников организации). Как видно из текста данного приказа, работник ознакомлен с ним ____ 2013 года и не согласен, поскольку находится в договорных отношениях с Министерством культуры и духовного развития РС (Я).
____ 2013 года Министерством культуры и духовного развития РС (Я) вынесен приказ № об отмене действия п. ___ приказа АУ ГТОиБ от ____ 2013 года № в части исключения из штатного расписания должности художественного руководителя, Сергучеву К. Л. поручено продолжить трудовую деятельность.
____ 2013 года данный приказ был отменен самим Министерством приказом № на основании ч. 2 ст. 13 федерального закона об автономных учреждениях и п. 8.3 Устава АУ ГТОиБ.
____ 2013 года Сергучев К. Л. подал иск о восстановлении на работе в суд. Следовательно, 1-месячный срок для обращения в суд, установленный ст. 392 Трудового кодекса РФ, истцом не пропущен.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Из представленных суду материалов следует, что с 2012 года ГТОиБ сменило статус государственного учреждения на статус автономного учреждения, что подтверждается его Уставом 2012 года, а также сторонами не оспаривается.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются уставом автономного учреждения в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Часть 2 данной статьи предусматривает, что органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).
Согласно п. 17 Положения о театре в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.03.1999 № 329 (в ред. от 23.12.2002) «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации», управление театром осуществляется его органами, образуемыми в соответствии с законодательством РФ, данным Положением и уставом театра. П. 18 определено, что в полномочия учредителя входит утверждение устава и изменений устава театра, назначение на должность и освобождение от должности руководителей театра. П. 19 установлено, что руководство деятельностью театра, имеющего форму учреждения, по выбору учредителя осуществляется на основе единоначалия – директором или художественным руководителем, с которым учредитель заключает трудовой контракт, либо на основе разделения сфер ведения – директором и художественным руководителем, с каждым из которых учредитель заключает трудовой контракт.
Из Устава АУ ГТОиБ, согласованного ____ 2013 года с его учредителем Министерством культуры и духовного развития РС (Я) (далее – Министерство), а также утвержденного распоряжением его учредителя Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я) от ____ 2013 года №, видно, что учреждение возглавляет директор, утверждаемый в должности учредителем по предложению наблюдательного совета учреждения.
Аналогичные положения были установлены и ранее действовавшими Уставами 2001 и 2010 года.
В силу положений ст. 52 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками). Согласно ст. 7 Закона об автономных учреждениях учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем.
Таким образом, доводы истца о том, что ___ является руководителем АУ ГТОиБ наравне с директором, только по вопросам творческой деятельности театра, подтверждения в судебном заседании не находят. Назначение Министерством ___ в ГТОиБ и заключение с ним трудового договора не было оформлено надлежащим образом, не были внесены изменения в ни в действовавший на Устав учреждения. Выписка из приказа от ____ 2012 года № «Об итогах аттестации руководителей республиканских учреждений культуры и искусства РС (Я)» не может служить надлежащим доказательством того, что художественный руководитель является наряду с директором органом управления АУ ГТОиБ. Иных доказательств того, что руководство театром осуществлялось на основе разделения сфер ведения между директором и художественным руководителем, не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона об автономных учреждениях руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет его годовую бухгалтерскую отчетность наблюдательному совету для утверждения, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.
Согласно письму Министерства культуры и духовного развития РС (Я) от ____ 2012 года № на имя ___ АУ ГТОиБ следует, что Министерство рекомендовало театру увеличение штатной численности за счет увеличения поступления внебюджетных средств, пересмотра структуры штатного расписания, а также за счет аутсорсинга (передачи уборки помещения компаниям, обеспечивающим уборку помещений и т.п.). При этом Министерство разъяснило, что в силу положений п. 2 ст. 13 Закона об автономных учреждениях полномочия по утверждению штатного расписания автономного учреждения отнесены к компетенции его руководителя, который вправе самостоятельно решать вопросы кадрового обеспечения, вводить новые должности и сокращать старые, а учредитель может только косвенно влиять на численность и состав персонала автономного учреждения через государственное или муниципальное задание, определяя в нем те или иные требования по объему и содержанию.
Необходимость в согласовании с наблюдательным советом учреждения нормативно не установлена, о чем также свидетельствует письмо Министерства от ____ 2013 года №.
На основании изложенного, решение о сокращении штата принято ___ АУ ГТОиБ в пределах его полномочий.
В силу требований ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ.
Из представленных материалов следует, что ____ 2013 года на имя председателя профкома театра Д. было направлено уведомление о сокращении численности и штата, которое она получила ____ 2013 года. В судебном заседании установлено, что Сергучев К. Л. не является членом ни одного из двух профсоюзов, созданных в ГТОиБ, данное обстоятельство подтверждается ответом председателя профкома от ____ 2013 года № на запрос ответчика, истцом не оспаривается, доказательств членства не представлено. Таким образом, доводы истца о том, что вторая профсоюзная организация не была извещена, не свидетельствуют о нарушении работодателем процедуры его увольнения.
Как следует из ст. 81 ТК РФ, увольнение в связи с сокращением численности или штата работников допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» обращается внимание на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы. При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (ст. 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).
Согласно штатному расписанию, утвержденному директором ГТОиБ ____ 2012 года, в ГТОиБ имелось всего ___ штатных единиц, в том числе ___ ___, ___ ___, ___ единиц ___ состава. В соответствии со штатным расписанием, утвержденным директором ГТОиБ ____ 2013 года, в ГТОиБ имеется всего ___ штатных единиц, в том числе ___ ___, ___ ___, ___ единиц ___ состава. Таким образом, имело место сокращение штата, без сокращения численности работников организации.
Из объяснений представителей ответчика, указанного штатного расписания от ____ 2013 года следует, что были введены ___ новые штатные единицы ___. Указанная профессия имеет свою специфику и требует не только соответствующего образования и квалификации, но и соответствующее состояние здоровья.
Как видно из архивной справки федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального и послевузовского образования «Российская академия театрального искусства – ГИТИС» от ____ 2010 года № следует, что Сергучев К. Л. был зачислен в состав студентов ___ курса отделения ___, впоследствии переведен на ___ (___). Данные сведения истцом не оспариваются. Доказательств того, что у него имеется образование и квалификация, соответствующие должности ___, не представлено.
Исходя из указанных выше положений ст. 81 ТК РФ, работодатель обязан предложить работнику, должность которого подлежит сокращению, все имеющиеся вакансии, как соответствующие квалификации работника, так и нижестоящие должности и нижеоплачиваемую работу. Между тем должность артиста балета не может быть признана нижестоящей должностью или нижеоплачиваемой работой, поскольку это должность, требующая иной квалификации, относящаяся к иной сфере деятельности и творчества. С учетом изложенного, доводы истца о том, что ему не были предложены вакантные должности ___, суд считает необоснованными и подлежащими отклонению.
На основании указанного, суд приходит к выводу о том, что процедура увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в отношении Сергучева К.Л. соблюдена, нарушений не допущено, решение о сокращении должности принято директором АУ ГТОиБ в пределах его полномочий и с соблюдением всех требований, установленных нормативными правовыми актами.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Сергучева Карла Лазаревича к автономному учреждению «Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д. К. Сивцева-Суоруна Омоллона» о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: М. А. Кузьмина