Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3435/2020 ~ М-3043/2020 от 18.05.2020

10RS0011-01-2020-004175-94

Дело № 2а-3435/2020-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2020 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н. при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Республиканский наркологический диспансер» к Государственной инспекции труда в Республике Карелия о признании предписания незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ГБУЗ РК «РНД» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда Республики Карелия с требованиями о признании незаконным предписания от 27.04.2020 года №10/6-412-20-ПВ/12-1098-И/2018-6/2-299. По доводам иска инспектор труда неверно квалифицировал режим работы работников палаты ИТИР как режим «сменной работы», осуществляемой в порядке ст. 103 ТК РФ, в связи с чем незаконно возложил на административного истца обязанности организовать режим сменной работы и закрепить такой режим в трудовых договорах. Помимо этого предписание неисполнимо, поскольку внесение изменений в трудовые договоры требует предварительного уведомления работников не менее чем за два месяца, тогда как срок выполнения предписания указан в нем до 11.06.2020 года.

Представитель административного истца Беляков С.В. по доверенности в судебном заседании иск поддержал, пояснил, что в настоящее время в Петрозаводском городском суде рассматривается иск палатной медицинской сестры диспансера Н. к ГБУЗ РК «РНД» об оспаривании дисциплинарного взыскания, предметом спора является режим работы указанного работника, по тем же вопросам проводилась проверка госинспектором труда и выдано оспариваемое предписание.

Административный ответчик в суд представителя не направил, о рассмотрении дела извещен, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствие с ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного нормативного предписания Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, пунктом 4 которого установлено, что предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а пунктом 5 определено, что сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций.

Частью 1 статьи 354 ТК РФ установлено, что федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В силу п. 4, п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 Федеральная служба по труду и занятости как непосредственно, так и через свои территориальные органы осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Госинспекция труда Республики Карелия в соответствие с п. 1 и 2 Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости – Государственной инспекции труда в Республике Карелия, утвержденного Приказом Роструда от 31.03.2017 № 161, является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Республики Карелия.

Судом установлено, что с 06.04.2002 года по 27.04.2020 года по распоряжению заместителя руководителя ГИТ РК Федорова М.Т. проведена внеплановой выездной проверки ГБУЗ РК «РНД» с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом обязательных требований трудового законодательства.

По результатам проверки составлен акт проверки №10/6-412-20-ПВ/12-1098-И/2018-6/2-299 от 27.04.2020 года, в котором указано на наличие ряда выявленных нарушений, в том числе, нарушение ст. 57, 100 ТК РФ, режим работы, закрепленный в трудовых договорах, не соответствует фактическому режиму работы: трудовыми договорами работникам установлена продолжительность рабочего времени 36 часовая неделя, тогда как фактически работниками осуществляется сменная работа с суммированным учетом рабочего времени. В тот же день административному истцу выдано обоснованное необходимостью применением ст.ст. 57, 72,2, 100 ТК РФ предписание №10/6-412-20-ПВ/12-1098-И/2018-6/2-299 – в срок до 11.06.2020 года привести в соответствии трудовые договоры работников ИТиР (режим работы, закрепленный в трудовых договорах, не соответствует фактическому режиму работы - трудовыми договорами работникам установлена продолжительность рабочего времени 36 часовая неделя, тогда как фактически работниками осуществляется сменная работа с суммированным учетом рабочего времени).

Срок на подачу иска соблюден.

Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре, в том числе, указывается режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя). В силу статьи 72.2 ТК РФ по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу. В ст. 100 ТК РФ указано, что режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

В соответствии с Отраслевым региональным соглашением от 11.06.2015 между Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия и Карельской республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации на работодателя возложена обязанность обеспечивать продолжительность рабочей смены не более 12 часов, а в исключительных случаях возможно увеличение продолжительности смены до 24 часов; в соответствии с положениями Коллективного договора в отделениях стационара, в том числе ИТиР, продолжительность смен устанавливается в 12 часов. По заявлению работника и с согласования первичной профсоюзной организацией работодатель может установить продолжительность смены в 24 часа.

Согласно пунктам 6.5, 6.11 раздела 6 Коллективного договора в ГБУЗ РК «PHД» устанавливаются следующие виды рабочей недели: 5-ти-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями; рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику.

В стационарных подразделениях и кабинете медицинского (наркологического) освидетельствования устанавливается рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику; заведующие отделениями, врачи, старшие медицинские сестры, сестры - хозяйки работают по пятидневной рабочей неделе.

В ГБУЗ РК «РНД» устанавливаются следующие особые режимы рабочего времени: - работа с ненормированным рабочим днем (статья 101 ТК РФ); - работа в режиме гибкого рабочего времени (статья 102 ТК РФ); сменная работа (статья 103 ТК). Суммированный учет рабочего времени, учетный период - 1 месяц для работников стационарных подразделений, отделения наркологических экспертиз, отделения платных медицинских услуг, уборщицы, сторожа с предоставлением выходных дней по скользящему графику.

При работе в режиме гибкого рабочего времени, начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня определяются по соглашению сторон трудового договора.

При анализе трудовых договоров работников ИТиР в ходе проведенной Госинспекцией труда проверки административным ответчиком установлено, что режим работы, закрепленный в трудовых договорах, не соответствует фактическому режиму работы: трудовыми договорами работникам установлена продолжительность рабочего времени 36 часовая рабочая неделя, тогда как фактически работниками осуществляется сменная работа с суммированным учетом рабочего времени.

Согласно статье 103 ТК РФ сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

Как указано в акте проверки, из графиков учета рабочего времени ИТиР следует, что работники данного структурного подразделения осуществляют трудовую деятельность по сменному режиму работы с продолжительностью смен в 24 часа.

Суд соглашается с доводами иска об ошибочности выводов административного ответчика о сменном характере работы работников ИТиР, поскольку при продолжительности смены 24 часа работа в две, три или четыре смены в течение одних суток невозможна, в связи с чем требование о приведении трудовых договоров в соответствие с требованиями ст. 57, 72.2, 100 ТК РФ судом признается необоснованным.

Более того предоставленный срок исполнения требований предписания, предусматривающий предварительное уведомление работников о предстоящих изменениях условий труда в порядке ст. 74 ТК РФ, составляет менее двух месяцев, что само по себе свидетельствует о незаконности предъявленных в предписании требований.

Поскольку законных оснований для внесения представления и указания срока на его исполнение менее двух месяцев не имелось, оспариваемым представлением на истца незаконно возложены обязанности, у суда имеются основания для признания оспариваемого представления незаконным и нарушающим права администртиного истца.

Расходы истца по оплате госпошлины подлежат взысканию с административного ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 295-298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным предписания №10/6-412-20-ПВ/12-1098-И/2018-6/2-299 от 27.04.2020, вынесенное в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Республиканский наркологический диспансер» Главным государственным инспектором труда по правовым вопросам Селяковой М.А..

Взыскать с Государственной инспекции труда в Республике Карелия в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Республиканский наркологический диспансер» расходы по оплате госпошлины 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Н.Н. Тарабрина

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 177 КАС РФ 17.06.2020 года

2а-3435/2020 ~ М-3043/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Республиканский наркологический диспансер"
Ответчики
Государственная инспекция труда в Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тарабрина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
18.05.2020Регистрация административного искового заявления
18.05.2020Передача материалов судье
19.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2020Дело оформлено
19.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее