мотивированное решение составлено
25 июля 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тавда 21 июля 2016 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Федотовой Н.С.,
с участием помощника Тавдинского городского прокурора Серебрянникова Г.С.,
при секретаре Шелест А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тавдинского городского прокурора в интересах Богдановой ФИО7 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Тавдинский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Богдановой Н.А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району о предоставлении жилого помещения, и просит возложить обязанность на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области предоставить Богдановой Н.А. за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Тавдинского городского округа, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» заключить договор найма специализированного жилого помещения с Богдановой Н.А.; обязать Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району обеспечить после получения из Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» договора найма специализированного жилого помещения, подписание данного договора Богдановой Н.А., и в течение 5 рабочих дней от даты подписания Богдановой Н.А. договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
В соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 24 апреля 2013 года № 527-ПП эти обязанности возложены на ответчиков.
В исковом заявлении прокурор указал, что Богданова Н.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет возможности защитить свои нарушенные права в суде самостоятельно, так как не обладает познаниями в юриспруденции, не имеет средств для квалифицированной юридической помощи. Родители: мать – ФИО1 решением Тавдинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а отец юридически отсутствует.
Приказом начальника Управления социальной политики Министерства социальной политики по Свердловской области по Тавдинскому району от ДД.ММ.ГГГГ № Богданова Н.А. принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Богданова Н.А. обратилась в Тавдинскую городскую прокуратуру с заявлением о защите её жилищных прав, указав, что она поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении по договору найма жилого помещения, из государственного специализированного жилищного фонда, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, но жилое помещение ей так и не предоставлено.
В обоснование иска помощник прокурора в судебном заседании пояснил, что приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложено на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, как распорядителя областного бюджета и после приобретения жилого помещения, за счет средств областного бюджета должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Тавдинского городского округа, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированного жилого помещения Богдановой Н.А., ГКУ «Фонд жилищного строительства» обязан заключить договор найма специализированного жилого помещения с Богдановой Н.А., поскольку именно на этого ответчика возложено заключение таких договоров, а также Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району обязано обеспечить подписание Богдановой Н.А. договора найма специализированного жилого помещения, которой будет распределено жилое помещение, и в течение 5 рабочих дней от даты подписания лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей Богдановой Н.А. договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Истец Богданова Н.А. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом была извещена о месте и времени рассмотрения дела, уважительных причин неявки в суд не представила.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно представленному отзыву, в удовлетворении исковых требований просит отказать, поскольку в случае удовлетворения заявленных требований будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели.
Представитель ответчика ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о месте и времени судебного заседания, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, уважительных причин неявки в суд не представил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представитель ответчика Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району представил в судебное заседание отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных исковых требований прокурором в интересах Богдановой Н.А., поскольку Управление социальной политики ведет лишь учет детей – сирот, и лиц оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Данное управление не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений данной категории граждан и по заключению с ними договоров найма специализированного жилого помещения, стороной такого договора Управление социальной политики выступать не может, а лишь выполняет функции по доведению до лица, которому распределено жилое помещение, сведений о заключенном договоре и получению от него подписи в договоре, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Суд, заслушав доводы прокурора, учитывая мнение представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных Тавдинским городским прокурором исковых требований в интересах Богдановой Н.А. по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Богданова Н.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, её родители: мать – ФИО1 решением Тавдинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а отец ФИО2 юридически отсутствует. Согласно справке о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце истца внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Приказом начальника Управления социальной политики Министерства социальной политики по Свердловской области по Тавдинскому району от 07 марта 2013 года № 239 Богданова Н.А. принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес>.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № Богданова Н.А. имеет регистрацию по адресу: <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В 2015 году ФИО1 окончила Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – среднюю общеобразовательную школу <адрес>, о чем выдан аттестат № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой директора <данные изъяты> <адрес> и соответствующим аттестатом.
По сведениям Тавдинского бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости наличие недвижимого имущества в <адрес>, Тавдинском и Таборинском районах Свердловской области за Богдановой Н.А. не зарегистрировано. В Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав Богдановой Н.А. на недвижимое имущество отсутствуют.
Богданова Н.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, согласно приказу от 07 марта 2016 года № 239, и выписке из сводного списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Из данного списка истец не исключена, находится под номером 85.
При разрешении данного спора суд принимает во внимание следующее.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют в силу п. 1 ст. 148, п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации право, в том числе на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Статья 2 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющая целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, поясняет, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 1).
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
- жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
- общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подпункты 2 и 3 пункта 4).
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5).
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления площади жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма, установленной абзацем первым части 1 статьи 7 настоящего закона области.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда области предоставляются в порядке очередности гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый уполномоченным органом исполнительной государственной власти области в порядке, установленном законом области.
В Свердловской области действует «Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 527-ПП.
В соответствии с п. 3 вышеуказанного Порядка (в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 15 июля 2015 года № 614-ПП), обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Согласно п. 4 вышеуказанного Порядка получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства".
Согласно «Порядку предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 527-ПП, жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, находящиеся в оперативном управлении Фонда, предоставляются детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по договорам найма специализированных жилых помещений однократно.
Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указывается фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения.
Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, и приказы Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений. Форма договора найма специализированных жилых помещений устанавливается законодательством Российской Федерации.
Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд.
Фонд в течение 10 рабочих дней от даты принятия приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в двух экземплярах, подписанных со стороны Фонда, в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.
Подписанные детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений в одном экземпляре возвращаются управлениями социальной политики в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет.
Учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области. Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируется в соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Министерством социальной политики Свердловской области.
Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району обеспечивает подписание договора найма специализированного жилого помещения лицом из числа детей- сирот, которому распределено жилое помещение, и в течение 5 рабочих дней от даты подписания лицом из числа детей - оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения подписанные экземпляры договора возвращает в Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Из материалов дела установлено, что Богданова Н.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, окончила в 2015 году образовательное учреждение, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом области в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 24 апреля 2013 года № 527-ПП, Положением, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 5 сентября 2012 г. N 963-ПП, в том числе по принятию решений о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области указанной категории граждан, а ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» заключает договор найма специализированного жилья, вместе с тем, Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району обеспечивает подписание договора найма специализированного жилого помещения лицом из числа детей - сирот.
В судебном заседании нашли подтверждение обстоятельства, необходимые для предоставления жилого помещения Богдановой Н.А.
Предоставление таких жилых помещений в порядке очередности законодательством не предусмотрено. Предоставление такой категории граждан жилых помещений поставлено в зависимость от ряда условий, указанных в ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п.6 вышеуказанного Порядка, Управление социальной политики в течение 21 рабочего дня от даты получения адресного перечня жилых помещений представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району является надлежащим ответчиком по делу, поскольку именно на данного ответчика, в силу вышеуказанных нормативных положений, возложена обязанность обеспечить после получения из Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» договора найма специализированного жилого помещения, подписание этого договора Богдановой Н.А., и в течение 5 рабочих дней от даты подписания Богдановой Н.А. договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора, ответчик обязан возвратить в Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
При данных обстоятельствах, исковые требования, заявленные прокурором в интересах Богдановой Н.А. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области предоставить Богдановой ФИО8 за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Тавдинского городского округа, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» заключить договор найма специализированного жилого помещения с Богдановой ФИО9.
Обязать Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому району:
обеспечить после получения из Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» договора найма специализированного жилого помещения подписание данного договора Богдановой ФИО10;
в течение 5 рабочих дней от даты подписания Богдановой ФИО11 договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тавдинский районный суд Свердловской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 25 июля 2016 года.
Решение изготовлено машинописным способом.
Председательствующий судья Федотова Н.С.