РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2018 г. г.Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре Зотовой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-890/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоСтройИнвест» к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоСтройИнвест» обратилось 15 декабря 2017 г. в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого здания площадью 356,7 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., дом 7, строение 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 5953882 руб.;
- нежилого здания площадью 96,7 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., дом 7, строение 4, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 1843872 руб.;
- земельного участка площадью 2842 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., владение 7, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 9330286 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником спорных объектов недвижимости, не согласен с их кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика земельного налога и налога на имущество организации. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлены отчеты об оценке от 8 июня 2017 г. №017-17 ОКС, №018-17 ОКС, №019-17 ОКС, подготовленные оценщиком индивидуальным предпринимателем Синявским Р.А. Однако решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 22 августа 2017 года №51-17825/2017 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости. С учетом изложенного административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка и нежилых зданий, равной их рыночной стоимости.
В ходе рассмотрения дела административный истец общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоСтройИнвест» подало дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит установить кадастровую стоимость:
- земельного участка общей площадью 2842 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., владение 7, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 34790000 руб.;
- нежилого здания общей площадью 356,7 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., дом 7, строение 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 6671000 руб.;
- нежилого здания общей площадью 96,7 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., дом 7, строение 4, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 2123000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоСтройИнвест» - Соловьев А.В., действующий по доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении (уточнении) к нему.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного Департамента городского имущества города Москвы – Агатов А.А., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя указанного лица, участвующего в деле, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежат на праве собственности: нежилое здание общей площадью 356,7 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., дом 7, строение 2; нежилое здание общей площадью 96,7 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., дом 7, строение 4; земельный участок общей площадью 2842 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., владение 7, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ, статей 65, 66 Земельного кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в отношении спорного нежилого здания и плательщиком земельного налога за земельный участок. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьёй 65 и пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ налоговая база определяются исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. №790-ПП «Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года» утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. в отношении нежилого здания с кадастровым номером <...>в размере 12406803 руб. 61 коп., нежилого здания с кадастровым номером <...>в размере 3463175 руб. 12 коп.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. №791-ПП «Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г.» утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 117122173 руб. 56 коп.
Административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 7 августа 2017 г. заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 22 августа 2017 г. №51-17825/2017 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и нежилых зданий по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года №135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд считает обоснованными доводы административного истца о том, что утвержденные постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года №790-ПП, №791-ПП результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости напрямую затрагивают его права и обязанности, поскольку административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в отношении спорных нежилых зданий и плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, которые исчисляются исходя кадастровой стоимости данных объектов недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода. При этом суд учитывает Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. №1555-О, согласно которому налогоплательщик не лишен права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном её рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, ему принадлежащего.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является законным. Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден. Доводы административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением основаны на неправильном применении и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая заявленные требования об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2016 г. При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества, административный истец представил суду отчеты об оценке от 8 июня 2017 г. №017-17 ОКС, №018-17 ОКС, №019-17 ОКС, подготовленные оценщиком индивидуальным предпринимателем Синявским Р.А. В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного ответчика и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 12 февраля 2018 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 22 марта 2018 г. №3А-890/18, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория независимой оценки «БОЛАРИ» Артемовым В.И.:
- отчеты об оценке от 8 июня 2017 г. №017-17 ОКС, №018-17 ОКС, №019-17 ОКС, подготовленные оценщиком индивидуальным предпринимателем Синявским Р.А., не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость земельного участка общей площадью 2842 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., владение 7, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 34790000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого здания общей площадью 356,7 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., дом 7, строение 2, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 6671000 руб.
- рыночная стоимость нежилого здания общей площадью 96,7 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., дом 7, строение 4, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 2123000 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого, а также учитывая расхождение между кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости и их рыночной стоимостью, определенной в заключении оценочной судебной экспертизы, административный истец подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит установить кадастровую стоимость спорных нежилых зданий и земельного участка, в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Агатов А.А. не оспаривал выводы оценочной судебной экспертизы, но считает правильной и достоверной кадастровую стоимость. При этом административные ответчики не привели суду конкретные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии заключения оценочной судебной экспертизы требованиям действующего законодательства. Ходатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы административные ответчики суду не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 22 марта 2018 г. №3А-890/18, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория независимой оценки «БОЛАРИ» Артемовым В.И., соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. №297, №298, №299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года №611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости нежилых зданий основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием затратного и доходного подходов, величина рыночной стоимости земельного участка определена экспертом доходным подходом, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее экономическое образование, проходил профессиональную переподготовку по программе «Профессиональная оценка и экспертиза объектов и прав собственности. Специализация оценка стоимости предприятий (бизнеса)», повышение квалификации по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)»; является членом саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства «Кадастр-оценка», включен в реестр членов 21 июня 2011 года, регистрационный номер 00445, подтверждается свидетельством от 26 января 2017 года; гражданская ответственность эксперта застрахована по полису страхования ответственности в СОАО «ВСК» №160D0В40R1440, период страхования с 27 апреля 2016 года по 26 апреля 2018 г.; является оценщиком I категории, стаж работы в оценочной деятельности 19 лет; эксперт является заместителем генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория независимой оценки «БОЛАРИ».
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 22 марта 2018 г. №3А-890/18 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчетов об оценке от 8 июня 2017 г. №017-17 ОКС, №018-17 ОКС, №019-17 ОКС, подготовленных оценщиком индивидуальным предпринимателем Синявским Р.А., требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. земельного участка в размере 34790000 руб., нежилого здания с кадастровым номером <...>в размере 6671000 руб., нежилого здания с кадастровым номером <...>в размере 2123000 руб., и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости:
- земельного участка общей площадью 2842 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., владение 7, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 34790000 руб.;
- нежилого здания общей площадью 356,7 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., дом 7, строение 2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 6671000 руб. равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г.;
- нежилого здания общей площадью 96,7 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., дом 7, строение 4, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 2123000 руб.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве является 7 августа 2017 г. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых зданий и земельного участка для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоСтройИнвест» об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 2842 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., владение 7, в размере его рыночной стоимости, равной 34790000 (тридцать четыре миллиона семьсот девяносто тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 356,7 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., дом 7, строение 2, в размере его рыночной стоимости, равной 6671000 (шесть миллионов шестьсот семьдесят одна тысяча) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 96,7 кв.м. с кадастровым номером <...>по адресу: г.Москва, Тимуровская ул., дом 7, строение 4, в размере его рыночной стоимости, равной 2123000 (два миллиона сто двадцать три тысячи) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоСтройИнвест» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 7 августа 2017 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005008:71, нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:05:0005008:1213, <...>для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимого имущества, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005008:71, нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:05:0005008:1213, <...> в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
1