Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-197/2015 ~ М-84/2015 от 05.02.2015

Дело № 2-197/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.**. 2015 года                                                                                                    г.Остров

Островский городской суд Псковской области в составе:

председательствующей судьи Мучициной Н.О.,

при секретаре Андреевой И.И.,

с участием: истицы - Ивановой В.А., представителей истцов Ивановой В.А., Неустроева С.В. - Васильева А.А., действующего по доверенностям от **.**.2013 и **.**.2014, сроком действия *** года, и представителя истицы Ивановой В.А. - Киряковой А.А., действующей по доверенности от **.**.2015, сроком действия *** год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой В.А., Неустроева С.В. в лице представителя Васильева А.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Иванова В.А. и Неустроев С.В. в лице представителя по доверенности обратились в суд с иском к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г.Остров-* Псковской области, д.***, кв. ***, на условиях социального найма и признании за ними права долевой собственности по 1/2 (одной второй) доле в праве за каждым на указанное жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование заявленных требований указано, что истица Иванова В.А. является нанимателем жилого помещения - четырехкомнатной квартиры № ** в доме № ** в г.Острове-* Псковской области, предоставленной Островской квартирно-эксплуатационной частью района МО РФ для проживания последней на состав семьи из 4-х человек, включая ее мужа -Н.В.С., сына - истца Неустроева С.В. и несовершеннолетнего опекаемого М.В.И., *** года рождения, на основании договора найма служебного жилого помещения № ** от **.**.2005. Данная квартира была предоставлена истице Ивановой В.А. в порядке обмена ввиду улучшения жилищных условий взамен ранее занимаемого по договору социального найма жилого помещения, не соответствующего санитарным нормам, по адресу: г.Остров-* Псковской области, д. ***, кв. ***, на основании ордера № ** от **.**.1995. После сдачи указанного жилья, истцы вселились в спорное жилое помещение, при этом при заключении договора истице Ивановой В.А. было разъяснено, что квартира служебной не является, предоставляется на условиях социального найма. Данные обстоятельства также подтверждаются самим договором, согласно п. 1.1. которого квартира предоставляется в бессрочное пользование. Поскольку в заключенном с истицей Ивановой В.А. договоре найма служебного жилого помещения срок, на который предоставляется жилое помещение, не определен, то истица полагает, что фактически с ней был заключен договор социального найма, что соответствует положения ч. 2 ст. 60 ЖК РФ. Истцы считают, что в результате обмена квартиры, занимаемой по договору социального найма, и предоставлением взамен квартиры по договору найма служебного жилого помещения нарушены их жилищные права, так как объем их правомочий в отношении спорной квартиры ограничен. В данном жилом помещении истцы зарегистрированы и проживают с **.**.2006 по настоящее время. Вместе с ними по указанному адресу с **.**.2006 зарегистрирован и проживает несовершеннолетний опекаемый истицы - М.В.И., которым свое право на приватизацию жилого помещения реализовано, на основании договора приватизации № ** от **.**.2006 является собственником квартиры № ** в доме № ** по ул. *** в г.Острове Псковской области. Иных лиц в спорном жилом помещении не зарегистрировано, муж истицы - Н.В.С. умер, в связи с чем, последний **.**.2007 был снят с регистрационного учета.Желая реализовать предоставленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения представителем истицы - Васильевым А.А. было направлено соответствующее заявление в адрес ответчика. Согласно поступившему ответу из ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Учреждение при рассмотрении обращения отказало в передаче жилого помещения в порядке бесплатной приватизации, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилому фонду. Истцы считают, что данный отказ нарушает их права на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения. Полагают, что поскольку г.Остров-* Псковской области исключен из Перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, установленные законом доказательства присвоения спорному жилому помещению статуса служебного жилья отсутствуют, требований к истцам об освобождении жилья никто не предъявлял, то фактически они занимают спорное жилое помещение на условиях социального найма, ранее в приватизации жилья участия не принимали, однако, последние не могут реализовать свое право на бесплатную приватизацию по независящим от них причинам, в связи с чем, ссылаясь на положения Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» представитель истцов просит исковые требования удовлетворить.

Определением Островского городского суда от **.**.2015 в дело в качестве соответчиков привлечены - Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения МО РФ и ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.

В судебном заседании истица Иванова В.А. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что спорное жилое помещение было предоставлено ей, как гражданскому персоналу, работающему в структурах Минобороны РФ. Занимаемая ею квартира, ранее находилась в оперативном управлении Островской КЭЧ района, в настоящее время балансодержателем жилья является ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, она вместе со свои сыном - истцом Неустроевым С.В. своевременно вносят квартплату в ОАО «***», производят текущий ремонт, обеспечивают сохранность жилья. Ранее в приватизации они участия не принимали, иного жилья в пользовании или на праве собственности не имеют, жильем по линии Министерства обороны РФ не обеспечивались. Спорная квартира является их единственным постоянным местом жительства, на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации района они не состоят. Считает, что поскольку на момент предоставления спорной квартиры она военнослужащей не являлась, г.Остров-* Псковской области исключен из Перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, требований об освобождении жилья никто не предъявлял, то, ввиду отсутствия надлежащих доказательств присвоения спорному жилому помещению статуса служебного жилья, она вместе со своим сыном - истцом Неустроевым С.В. фактически занимает спорное жилое помещение на условиях социального найма, однако, они не могут реализовать свое право на бесплатную приватизацию по независящим от них причинам, в связи с чем, просит признать право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г.Остров-* Псковской области, д.***, кв. ***, на условиях социального найма и признать за ними права долевой собственности по 1/2 (одной второй) доле в праве за каждым на указанное жилое помещение в порядке приватизации.

Истец Неустроев С.В., будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представители истцов Ивановой В.А., Неустроева С.В. - Кирякова А.А. и Васильев А.А. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, просили признать за истцами Ивановой В.А. и Неустроевым С.В. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г.Остров-* Псковской области, д.***, кв. ***, на условиях социального найма и признать за ними права долевой собственности по 1/2 (одной второй) доле в праве за каждым на указанное жилое помещение в порядке приватизации. Представитель истицы Ивановой В.А. - Кирякова А.А. дополнительно пояснила, что ссылку представителя ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ - Смирновой Я.А. на определение Верховного Суда РФ от 27.01.2015 N 18-КГ14-173 находит несостоятельной, т.к. указанные в определении суда обстоятельства различны с обстоятельствами настоящего дела. На день заключения договора найма служебного жилого помещения № ** от **.**.2005 утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду от 26.01.2006, вступившие в действие 14.02.2006, не действовали. Считает, что договор найма служебного жилого помещения ввиду введения нового правового регулирования в жилищное законодательство и отсутствием надлежащих образцов оформления договора социального найма жилого помещения, был ошибочно оформлен на данном бланке. Фактически с истцом был заключен договор социального найма жилого помещения, так как указанный в нем срок, на который предоставляется жилое помещение, не определен. Кроме того, надлежащих доказательств присвоения спорному жилому помещению статуса служебного жилья ответчиками не предоставлено.

Представители ответчиков - Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представитель ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ - Смирнова Я.А. в возражении, адресованном суду, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исключить Учреждение из числа соответчиков как ненадлежащего ответчика, в удовлетворении иска полагала необходимым отказать по тем основаниям, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу как служебное на период трудовых отношений на основании договора найма служебного жилого помещения № ** от **.**.2005, который истицей в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан. Решение о предоставлении истице жилого помещения, в отношении которого заявлен спор, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Кроме того, со ссылкой на абз. 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указала, что спорное жилое помещение не могло быть предоставлено истице на условиях социального найма, так как на момент его предоставления г.Остров-* имел статус закрытого военного городка. Помимо этого, при разрешении данного дела просила учесть, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит, что также нашло отражение в определении Верховного Суда РФ от 27.01.2015 N 18-КГ14-173.

В порядке ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Неустроева С.В. и ответчиков.

Выслушав истцов, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и материалы дела в целом, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, представитель истцов Ивановой В.А. и Неустроева С.В. - Васильев А.А. направил в ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ заявление о предоставлении в собственность в порядке бесплатной приватизации занимаемого последними жилого помещения - квартиры № ** в доме № ** в г.Острове-* Псковской области, однако в приватизации жилья истцам было отказано по тем основаниям, что они занимают спорную квартиру на основании договора найма служебного жилого помещения № 111, в связи с чем, указанное жилье приватизации не подлежит (л.д. 19).

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Порядок осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования урегулирован Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. от 16.10.2012, далее Закон).

Согласно ст. 1 данного Закона, приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Статьей 2 Закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Данная правовая норма одним из условий реализации права граждан на приватизацию жилого помещения определяет занятие этого жилого помещения по договору найма.

По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

Судом установлено, что отношения по пользованию спорным жилым помещением - 4-х комнатной квартирой № ** в доме № ** в г.Острове-* Псковской области возникли у истцов на основании договора найма служебного жилого помещения № ** от **.**.2005, заключенного между Островской квартирно-эксплуатационной частью района и истицей Ивановой В.А. на основании решения (протокола) № ** заседания жилищной комиссии гарнизона Остров-* от **.**.2005. Совместно с нанимателем в данную квартиру были вселены члены ее семьи: муж - Н.В.С., сын - истец - Неустроев С.В. и несовершеннолетний опекаемый - М.В.И., *** года рождения. Срок, на который предоставляется жилое помещение, в заключенном с истицей Ивановой В.А. договоре найма служебного жилого помещения не определен, в п. 1.1 данного Договора указано, что Наймодатель предоставил Нанимателю спорное жилое помещение в бессрочное возмездное владение и пользование (л.д. 8).

Данное жилое помещение было предоставлено истице Ивановой В.А. в порядке обмена ввиду улучшения жилищных условий взамен ранее занимаемого по договору социального найма жилого помещения, не соответствующего санитарным нормам, по адресу: г.Остров-* Псковской области, д. ***, кв. ***, на основании ордера № ** от 31.08.1995, выданного 214 квартирно-эксплуатационной частью района. В указанном жилом помещении истцы Иванова В.А. и Неустроев С.В. были зарегистрированы и проживали в период времени с **.**.1995 по **.**.2006, что подтверждается архивной справкой филиала «Псковский ОАО «***» от **.**.2014 (л.д. 12, 16).

Согласно архивной справке от **.**.2014 и выписке из финансово-лицевого счета № ** филиала «Псковский ОАО «Славянка» от **.**.2014, истцы Иванова В.А., *** года рождения, и Неустроев С.В., *** года рождения, с **.**.2006 и по настоящее время зарегистрированы и проживают в спорном жилом помещении - квартире № ** в доме № ** в г.Острове-* Псковской области. Вместе с ними по вышеуказанному адресу с **.**.2006 по настоящее время зарегистрирован и проживает несовершеннолетний опекаемый истицы - М.В.И., *** года рождения, которым свое право на приватизацию жилого помещения реализовано, на основании договора приватизации № ** от **.**.2006 является собственником квартиры № ** в доме № ** по ул. *** в г.Острове Псковской области. Иных лиц по данному адресу не зарегистрировано (л.д. 9, 10, 17).

С момента вселения истцы Иванова В.А., Неустроев С.В. и члены их семьи, использовали квартиру № ** в доме № ** в г.Острове-* Псковской области - по назначению для своего проживания, своевременно вносили плату за пользование, оплачивали коммунальные услуги.

В соответствии с приказом МО РФ № 1871 от 17.12.2010 года Островская квартирно-эксплуатационная часть района реорганизована путем присоединения к ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

В связи с реорганизацией ФГУ «Островская КЭЧ района» занимаемая истцами квартира, в составе прочего имущества, была передана на баланс ФГУ «Северо-Западное управление имущественных отношений» МО РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2012 года № 422-р было создано ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ путем изменения типа существующего ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Согласно статье 4 Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Усматривается, что жилой дом № ** в г.Острове-*, включая спорное жилое помещение (квартиру № **), являлся частью жилищного фонда закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации, следовательно, приватизация в силу Закона была невозможна.

Однако, распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 № 487-р город Остров-* Псковской области исключен из Перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства РФ №752-р от 01 июня 2000 года.

Указанное свидетельствует о том, что жилой дом № ** потерял статус дома, являющегося жилищным фондом закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации, в связи с чем, запрет на приватизацию квартир, содержащихся в указанном объекте недвижимости, перестал действовать.

Таким образом, суд считает установленным, что спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду и граждане, занимающие жилые помещения, находящиеся ранее на территории закрытого военного городка, приобрели право на их приватизацию.

Кроме того, как следует из пояснений истицы Ивановой В.А. в суде, на момент предоставления спорной квартиры она военнослужащей не являлась.

В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В силу ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения, причем в качестве таковых используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных законом. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилищным фондом.

Как указывает Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 (ред. от 22.10.2014) «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилой фонд и об исключении их из указанного фонда.

Правила и порядок отнесения помещений к специализированному жилищному фонду установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42. Данные Правила действуют с 14.02.2006.

В соответствии с указанными Правилами включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (п. 12 Правил).

Пунктом 14 названных Правил предусмотрено, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Согласно п. 15 использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

В соответствии с разъяснениями Пленума ВС РФ, данными в п. 41 постановления N 14 от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ», нарушение требований ЖК РФ и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ может служить основанием для признания недействительным договора найма специализированного жилого помещения.

В свою очередь, в порядке ст. 56, 60 ГПК РФ ответчики не представили суду допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения. Доказательств, свидетельствующих о включении спорного жилого помещения в число «служебных» в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, а также доказательств того, что спорное жилое помещение было предоставлено истцам без законных оснований, стороной ответчика также не представлено.Расположение спорного жилого дома на территории военного городка не свидетельствовало о том, что жилое помещение относилось к служебным.

Помимо этого, не смотря на то, что найм служебного жилого помещения по своей правовой природе является срочным правом владения и пользования жилым помещением, в заключенном с истицей Ивановой В.А. договоре найма служебного жилого помещения срок, на который предоставляется служебное жилое помещение, не определен, квартира предоставлена в бессрочное пользование.

Суд также учитывает, что спорное жилое помещение было предоставлено истице Ивановой В.А. в связи с обменом ранее занимаемого ею по договору социального найма жилого помещения, что действующим законодательством не допускается.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что спорное жилое помещение не могло быть предоставлено Ивановой В.А. в качестве служебного жилья, и фактически было предоставлено на условиях социального найма, поскольку об этом свидетельствует само содержание договора.

При этом, следует учесть, что требований к истцам Ивановой В.А. и Неустроеву С.В. о выселении их из спорного жилого помещения из-за отсутствия у последних трудового договора и служебных отношений с Министерством обороны РФ, никем не предъявлялись.

Сведений о том, что занимаемое истцами Ивановой В.А. и Неустроевым С.В. жилое помещение находится в аварийном состоянии, не имеется. Квартира под арестом, запретом или иным обременением не состоит.

Также суду не представлено данных о том, что при реорганизации Островской квартирно-эксплуатационной части района разрешались вопросы определения статуса принадлежащих ей жилых помещений, в том числе спорной квартиры, о том, что данному жилью в установленном законом порядке присваивался статус служебного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время ЖК РФ.

Таким образом, изложенное позволяет суду прийти к выводу, что между сторонами возникли правоотношения по пользованию спорным жилым помещением на постоянной основе, фактически истцы занимают спорное жилое помещение на условиях социального найма, в связи с чем, в силу Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указанное жилье может быть объектом приватизации.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 (ред. от 22.10.2014) «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. В силу подпункта «а» пункта 2 указанного Постановления Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.

Аналогичные нормы также содержатся в Положении о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (ред. от 20.01.2015), в соответствии с пунктом 1 которого именно Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.

Как следует из Приказа Министерства обороны РФ от 18.11.2010 года № 1550, распределение жилых помещений, заключение и расторжение договора социального найма жилого помещения, решение иных вопросов, связанных с обеспечением жилых помещением военнослужащих и граждан РФ, возлагается на Департамент жилищного обеспечения МО РФ (п.2.1 Приказа).

В силу пунктов 1, 2 Приказа Министерства обороны №1455 от 03.11.2010 года Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ как уполномоченный орган МО РФ осуществляет свои функции через специализированные организации МО РФ - ФГУ Западное, Центральное, Восточное и Южное региональные управления жилищного обеспечения. Согласно п. 3 данного приказа специализированные организации МО РФ принимают решения о предоставлении жилых помещений в собственность граждан бесплатно по избранному или постоянному месту жительства.

Указанным федеральным государственным казенным учреждениям вышеназванными нормативными актами представлены полномочия по согласованию предоставления жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность граждан по договорам приватизации.

Согласно приложению № 1 к Приказу Министерства обороны РФ от 27.08.2010 года №1135 «Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» на территории Псковской области функции по даче согласия на приватизацию жилого помещения, находящегося в распоряжении Министерства обороны РФ, осуществляет ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.

В соответствии со ст. 18 Закона, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Содержание данной правовой нормы указывает на то, что реорганизация Островской квартирно-эксплуатационной части района путем присоединения к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ не могло повлечь за собой приобретение правопреемником государственного учреждения права частной собственности (собственности юридических лиц) на жилье, находившееся у него на праве оперативного управления.

Материалами дела подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют данные о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - жилого помещения по адресу: Псковская область, город Остров-*, д. ***, кв. *** (л.д. 22).

Спорная квартира, в которой проживают истцы, находится на балансе ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, муниципальным имуществом не является, в связи с чем не учитывается в реестре муниципальной собственности Островского района, и в реестре федерального имущества, учитываемого на территории Псковской области, не значится (л.д. 27).

В соответствии со ст. 6 Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно статьи 7 Закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно справкам Управления жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика) (отдел приватизации) **.**.2014, истцы Иванова В.А., *** года рождения, и Неустроев С.В., *** года рождения, в г.Острове и Островском районе Псковской области в приватизации не участвовали и приватизированного жилья не имеют (л.д. 28, 29).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области Островский отдел от **.**.2015 истице Ивановой В.А. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- квартира № ** в доме № ** по ул. *** в г.***, площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, на основании договора дарения от **.**.2012;

- жилой дом № **, площадью *** кв.м., с кадастровым номером *** и земельный участок, площадью *** кв.м., с кадастровым номером ***, находящиеся по адресу: г.Остров Псковской области, пер. *** на основании договора дарения от **.**.2013.

Ранее на праве собственности на основании договора дарения от **.**.2006 принадлежали следующие объекты недвижимости: садовый дом и земельный участок, находящиеся по адресу: Псковская область, Островский район, *** волость, снт «***», ул. ***, д. ***. Дата государственной регистрации прекращения права - **.**.2014 (л.д. 23-25).

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области от **.**.2015 об отсутствии запрашиваемых сведений усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах истца Неустроева С.В. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества за период с **.**.1998 по **.**.2015 (л.д. 26).

Из справки ГП Псковской области «БТИ» от **.**.2015 следует, что в собственности истца Неустроева С.В. по состоянию на **.**.1998 квартир, комнат, жилых домов и иных жилых и нежилых объектов по г.Пскову и Псковской области не зарегистрировано.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности.

Из анализа приведенных норм права следует, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

Как установлено судом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения жилым помещением, расположенным по адресу: Псковская область, город Остров-*, дом № **, квартира № **, является Министерство обороны РФ, правообладателем на праве оперативного управления является ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, однако каких-либо прав последним на спорный объект недвижимости в установленном законом порядке не зарегистрировано. Функции по даче согласия на территории Псковской области на приватизацию жилого помещения, находящегося в распоряжении Министерства обороны РФ, осуществляет ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.

Бездействие ответчиков в виде уклонения от надлежащего рассмотрения обращений истцов по передаче им в собственность в порядке бесплатной приватизации занимаемого по договору социального найма жилого помещения, суд относит к независящим от Ивановой В.А. и Неустроева С.В. причинам, которые создают для них препятствие в реализации предоставленного статьей 35 Конституции Российской Федерации и Законом №1541-1 права на однократное приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцы не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность жилого помещения, что является нарушением положений ст. 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона.

Согласно статьи 8 Закона, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Соответственно, если гражданин по независимым от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, учитывая, что статус спорной квартиры как служебной не подтвержден, истцы Иванова В.А. и Неустроев С.В. ранее в приватизации жилья участия не принимали, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Ссылку представителя ответчика ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ - Смирновой Я.А. на определение Верховного Суда РФ от 27.01.2015 N 18-КГ14-173 суд находит несостоятельной, поскольку указанное определение не может иметь преюдициального значения для настоящего гражданского дела, ввиду того, что судебный прецедент в Российской Федерации источником права не является, а заявленный спор разрешается исходя из конкретных фактических обстоятельств дела и заявленных правовых оснований. Однако даже при сравнимых обстоятельствах, формально схожие заявленные требования, могут иметь различный правовой результат исходя из формулировки заявленных требований и их доказанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 194-199, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ивановой В.А., Неустроева С.В. в лице представителя Васильева А.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.

Признать за Ивановой В.А., *** года рождения, уроженкой ***, и Неустроевым С.В., *** года рождения, уроженцем ***, право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г.Остров-* Псковской области, д.***, кв. ***, на условиях социального найма

Признать за Ивановой В.А., *** года рождения, уроженкой ***, и Неустроевым С.В., *** года рождения, уроженцем ***, право собственности по 1/2 (одной второй) доле в праве за каждым, на жилое помещение, расположенное по адресу: Псковская область, город Остров-*, дом № **, квартира № **, в порядке приватизации.

Установленное настоящим решением право собственности подлежит обязательной государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено **.**. 2015 года.

Судья Островского

городского суда:                                            Н.О. Мучицина

Решение суда в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу.

2-197/2015 ~ М-84/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Неустроев Сергей Викторович
Иванова ВераАлександровна
Ответчики
Департамент жилищного обеспечения МО РФ
Министерство обороны РФ
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ
ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ
Другие
Васильев Александр Александрович
Суд
Островский городской суд Псковской области
Судья
Мучицина Н.О.
Дело на странице суда
ostrovsky--psk.sudrf.ru
05.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2015Передача материалов судье
10.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.03.2015Предварительное судебное заседание
20.04.2015Судебное заседание
24.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее