Дело № 2-2022/5-2014 |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2014 г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гасниковой О.Ю.,
при секретаре Протченко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Переплетовой Т.И. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении земельного участка на праве аренды,У С Т А Н О В И Л:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истец ДД.ММ.ГГГГ с целью получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании ст. 17 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» обратилась с заявлением в Администрацию Петрозаводского округа; просила предоставить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: г. Петрозаводск, кадастровый квартал № (<адрес>). Ответчик отказал в удовлетворении требований, в связи с тем, что проекты планировок перспективных районов индивидуальной и блокированной жилой застройки Администрацией Петрозаводского городского округа не разработаны. Истец полагает, что обязанность по определению и реализации порядка первоочередного предоставления земельных участков инвалидам лежит на органах самоуправления в силу ст. 11 ЗК РФ, их бездействие не может являться основанием ухудшения права граждан на получение в пользование земельных участков в соответствии со ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ. Закон не предусматривает каких-либо ограничений на первоочередное безаукционное предоставление земли в пользу инвалидов, главное чтобы такой участок был определен в границах. Если границы участка не сформированы, то данное обстоятельство также не может являться основанием к отказу в предоставлении земельного участка инвалиду, так как в соответствии с ЗК РФ именно органы муниципальной власти за свой счет должны сформировать земельный участок. Истец, полагая, что нарушено её право, просит признать за ней право на получение в аренду (без торгов) земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № (жилой район <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуального жилищного строительства и обязать ответчика предоставить ей указанный земельный участок; признать решение Главы администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка недействительным.
В судебное заседание истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, просила рассматривать дело в ее отсутствие. Ее представитель Асадова Л.В., действующая на основании доверенности, в ходе судебного заседания поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и письменных пояснениях. Дополнительно пояснила, что ее доверитель является инвалидом, страдает астмой, желает построить деревянный дом. Проживает истец в двухкомнатной квартире, принадлежащей на праве собственности ее супругу, она от приватизации данной квартиры отказалась. Мотивируя требования о предоставлении земельного участка в размере <данные изъяты> кв.м., представитель истца пояснила, что на земельном участке предполагается строительство дома, поэтому желательно предоставление земельного участка в максимально возможном размере, межевание истец готова сделать за свой счет.
Ответчик в судебное заседание не направил своего представителя, до начала судебного разбирательства представил письменный отзыв, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В своем отзыве ответчик указал, что органом местного самоуправления разрешается вопрос о возможности предоставления гражданину конкретного испрашиваемого земельного участка, то есть правовые основания для понуждения Администрации предоставить истцу в первоочередном порядке некий неопределенный земельный участок без указания его местоположения не имеются. Определение местоположения испрашиваемого земельного участка, проведение в отношении него межевых, кадастровых работ является обязанностью заявителя. Истец обратилась с требованием о предоставлении земельного участка на праве аренды для индивидуального жилищного строительства в микрорайоне <данные изъяты> Своим письмом Администрация Петрозаводского городского округа разъяснила истцу порядок предоставления земельных участков, необходимость разработки схем земельных участков в тех районах, где возможно их предоставление, до решения вопроса о предоставлении земельных участков льготной категории граждан, в том числе и в районе <данные изъяты> в пределах кадастрового квартала №. Перспективный район <данные изъяты> имеет значительную площадь <данные изъяты> га, транспортные подъезды к жилому району отсутствуют. Предоставление земельных участков в кадастровом квартале № возможно после разработки силами проектных организаций таких разделов проекта планировки, как транспортная схема, инженерная подготовка территории, расчет технико-экономических и эксплуатационных показателей по застройке жилых районов (кварталов). Ответчик полагает, что отсутствуют основания для обязания Администрации предоставить земельный участок максимального размера <данные изъяты> кв.м. Кроме того, ответчик отметил, что истец не состоит на учете в Администрации Петрозаводского городского округа в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Переплетова Т.И. является инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается копией справки филиала МСЭ по РК от ДД.ММ.ГГГГ №
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении в аренду земельногоучастка для индивидуального жилищного строительства в районе <адрес> в кадастровом квартале №.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Администрация Петрозаводского городского округа сообщила, что возможность предоставления земельных участков в районе существующей индивидуальной жилой застройки (<данные изъяты>) для индивидуального жилищного строительства исчерпана. Администрацией принято решение об использовании перспективных территорий индивидуальной и блокированной жилой застройки для предоставления земельных участков гражданам, имеющим в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов. В связи с тем, что проекты планировок перспективных районов индивидуальной и блокированной жилой застройки не разработаны, предоставление земельных участков будет осуществляться в соответствии со схемами размещения земельных участков, разработанными Администрацией. Истцу рекомендовано обратиться в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка после опубликования информации о предстоящем предоставлении земельных участков на главной странице официального сайта.
Согласно статье 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Пунктом 17 Правил предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, устанавливающих механизм предоставления льгот, определено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
На основании статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Согласно статье 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренда земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
При этом аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся. Подобные разъяснения даны судам общей юрисдикции в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года.
Истцом, в целях реализации установленных и гарантированных законом прав по первоочередному первоочередному предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства в адрес Администрации предъявлено соответствующие заявление.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться в государственные органы.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. При таких обстоятельствах органу местного самоуправления необходимо создавать гражданам, признанным инвалидами и членам их семей, условия равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения настоящего иска.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Данная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации № 91-КГ13-7 от 04.02.2014.
Как следует из материалов дела, Переплетова Т.И. зарегистрирована по адресу: <адрес> (справка о регистрации граждан по месту жительства). Данная квартира принадлежит на праве собственности ее супругу – ФИО1, который приобрел данное жилое помещение в собственность в порядке приватизации. При этом материалы дела правоустанавливающих документов в отношении указанной квартиры свидетельствуют, что истец на момент приватизации жилья имела возможность участвовать в приватизации, однако отказалась от этого. С учетом изложенного, истец, несмотря на то, что в собственности не имеет недвижимого имущества, однако имеет право пользования квартирой площадью <данные изъяты> кв.м.
Единственным членом семьи собственника ФИО1, зарегистрированным в указанном жилом помещении, является истец.
По сведениям, представленным стороной ответчика, Переплетова Т.И. не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Доказательств обратного стороной истца в соответствии со статьей 56 ГПК РФ суду не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства, по мнению суда, истец не относится к той категории инвалидов, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.Ю. Гасникова
Решение в полном объеме в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено 31.03.2014