Гр. дело № 33-9192/2016
Судья Виноградова Л.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 марта 2016 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Климовой С.В.,
и судей Лобовой Л.В., Пильгановой В.М.
при секретаре Клименко И.И.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Ш.Ю.А. на решение Тверского районного суда города Москвы от 13 августа 2015 года, которым постановлено:
Отказать Ш.Ю.А. в удовлетворении исковых требований к Федеральной службе охраны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации об обязании начислить сумму удержанных денежных средств, обязании выплатить денежные средства, обязании возобновить начисление и выплату пенсии.
установила:
Ш.Ю.А. обратился в суд с иском к ответчикам Федеральной службе охраны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации в котором просил начислить сумму удержанных денежных средств пенсионного обеспечения в размере (…) руб. за период с 18.07.2013 г по 31.07.2015 г, возобновить начисление пенсии с 01.08.2015 г, обязать Федеральную службу безопасности Российской Федерации выплатить сумму удержанных денежных средств пенсионного обеспечения в размере (…) руб. за период с 18.07.2013 г по 31.07.2015 г, возобновить выплату пенсии с 01.08.2015 г.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с уведомлением отдела пенсионного обеспечения и социальной защиты управления кадров ФСО России от 19.08.2013 г № *** ему пожизненно была назначена пенсия за выслугу лет с 13.07.2013 г в размере (…) руб. Однако с 18.07.2013 г выплата пенсии была прекращена в связи с тем, что он поступил на службу в Федеральную таможенную службу. Не согласившись с приостановлением выплаты пенсии, истец 11.02.2014 г обратился в ФСО РФ с заявлением о возобновлении выплаты пенсии. В письме от 03.03.2014 г ФСО РФ отказало Ш.Ю.А. в возобновлении выплаты пенсии. С указанным прекращением пенсионного обеспечения истец не согласен, считает его незаконным, нарушающим его право на пенсионное и социальное обеспечение, так как выплата пенсии за выслугу лет могла быть приостановлена в случае его возвращения на военную службу и приобретением статуса военнослужащего, а он поступил на службу в правоохранительные органы. Кроме того, ранее в таможенных органах службу не проходил, выслуга лет за прохождение в таможенной службе к общей выслуге истца не начисляется, поэтому приостановление пенсионной выплаты и незачисление выслуги в таможенных органах в общую выслугу лет нарушает конституционный принцип равенства, поскольку в отличие от другой категории пенсионеров для этой категории граждан отсутствует механизм компенсации приостановления им выплаты за выслугу лет.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика ФСО РФ в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика ФСБ РФ в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований возражал.
Представитель УФСБ РФ по г.Москве и Московской области в судебное заседание явился, также возражал против заявленных требований.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого, просит истец Ш.Ю.А. по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец Ш.Ю.А., представители ответчиков ФСО России, ФСБ России, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении разбирательства дела не представили.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей ответчиков.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Чёрного Ю.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ч.6 ст.330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ш.Ю.А. пожизненно была назначена пенсия за выслугу лет с 13.07.2013 г в размере (…) руб., что подтверждается уведомлением отдела пенсионного обеспечения и социальной защиты управления кадров ФСО России от 19.08.2013 г № ***.
С 18.07.2013 г выплата указанной пенсии была прекращена в связи с тем, что истец поступил на службу в Федеральную таможенную службу.
Не согласившись с приостановлением выплаты пенсии, Ш.А.Ю. 11.02.2014 г обратился в ФСО РФ с заявлением о возобновлении выплаты пенсии. Письмом от 03.03.2014 г № *** ФСО РФ был дан ответ об отказе в возобновлении пенсионной выплаты.
В соответствии со статьями 1,3 Федерального закона от 21.07.1997 г № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.
Согласно ч.1 ст.50 Федерального закона от 21.07.1997 г № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии с п. «в» ч.1 ст.11 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанные в статье 1 данного Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется: Федеральной службой безопасности Российской Федерации – в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей.
В силу ст.50 Закона РФ от 12.02.1993 г № 4468-1 работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службой безопасности РФ применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленном законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Во исполнение выше указанных положений Закона РФ от 12.02.1993 г № 4468-1 Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 01.05.2003 г № 302 утвержден Порядок организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности.
Данный Порядок предусматривает, что пенсионное обеспечение в отношение военнослужащих, уволенных из Главного управления охраны Российской Федерации (Федеральной службы охраны Российской Федерации), осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации в зависимости от ведомственной принадлежности и последнего места военной службы этих лиц.
Согласно п.60 приказа ФСБ РФ от 01.05.2003 г № 302 «Об организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности» выплата пенсии приостанавливается пенсионным подразделением в случаях: а) поступления пенсионера на военную службу, на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, в таможенные органы Российской Федерации или органы и учреждения прокуратуры (в том числе в любых других государствах); б) переезда пенсионера на новое место жительства, подведомственное другому территориальному органу безопасности; в) выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы Российской Федерации; г) осуждения пенсионера судом к отбыванию наказания, связанного с лишением свободы, в учреждении, находящемся на территории, подведомственной другому территориальному органу безопасности; д) признания судом пенсионера безвестно отсутствующим; е) в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 г № 4468-1, лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Согласно ч. 2 ст. 6 указанного выше Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
При этом, какие-либо изъятия из закрепленного в ст. 6 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц предусмотрены не были.
Правовая норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 6 указанного Закона, о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая таможенные органы.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, дав всем доказательствам надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика имелись правовые основания для приостановления выплаты истцу назначенной пенсии за выслугу лет, отказав тем самым в удовлетворении требований истца.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на положениях действующего законодательства и обстоятельствах, установленных в ходе рассмотрения дела.
При этом, судебная коллегия считает необходимым отметить, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 г № 6-П положения части второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» признаны не противоречащим Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 мотивировочной части Постановления от 18.03.2004 г. № 6-П указал, что Закон Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу статьи 1 данного Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие. Вместе с тем рядом законодательных актов действие указанного Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, федеральными законами от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (пункт 2 статьи 44) и от 21.07.1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (пункт 1 статьи 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей. Аналогичное правило закреплялось статьей 17 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 года № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» (признан утратившим силу Федеральным законом от 30.06.2003 года № 86-ФЗ в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации) в отношении сотрудников налоговой полиции.
Предписания названных федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к данному Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. То обстоятельство, что после принятия этих федеральных законов в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его статье 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о правомерности приостановления выплаты пенсии истцу в связи с поступлением на службу в таможенный орган, являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе о том, что суд первой инстанции не принял во внимание судебную практику, не могут служить основанием для отмены решения, так как являются ошибочными, не основаны на законе, подлежащем применению.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права судом применены правильно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
1