РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2022 года г. Москва
Таганский районный суд г. Москвы в составе
председательствующего судьи Киселёвой Н. А.,
при секретаре Корсаковой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-362/2022 по административному исковому заявлению Капитонова Вячеслава Анатольевича к ИФНС России №9 по г.Москве о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Капитонов В. А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России №9 по г.Москве, в котором просил признать недействительным решение ИФНС России № 9 по г.Москве от 12.04.2021 № 13-04/2941 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обоснование заявленных требований Капитонов В.А. указал, что по результатам выездной налоговой проверки вынесен Акт №13-04/7071 от 31.12.2020г., в котором налоговый орган пришел к выводам о неуплате ООО «Оборонэкспертиза», единственным участником которого истец является, НДС в размере 58.422.795 руб., о неуплате Обществом налога на прибыль 3.335.495 руб., а также начислил соответствующие суммы пени и штрафов. ООО «Оборонэкспертиза»ие не согласившись Актом направило в Инспекцию возражения. По итогам рассмотрения возражений Общества на Акт, а также представленных пояснений и документов, Инспекцией принято Решение №13 -04/2941 от 12.04.2021г. о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение получено генеральным директором Общества 16.04.2021 нарочно. Решением № 13-04/2941 от 12.04.2021г. размер начисленной суммы составляет 85.465.010 руб. 14 коп., в том числе: 61.758.290 руб. - недоимка, 2.049.955 руб. – штраф- 21.656.765 руб. 14 коп. – пени. Среди установленных Инспекцией нарушений налогового законодательства, выявлено: неуплата (неполная уплата) ООО «Оборонзкснергиза» налога на добавленную стоимость на сумму 58.422.795 руб., за проверяемый период; неуплата (неполная уплата) ООО «Оборонэкснертиза» налога на прибыль на сумму 3.335.495 руб. за проверяемый период. Решением № 21-10/091789@ от 21.06.2021г. Управлением ФНС но г. Москве апелляционная жалоба заявителя на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без рассмотрения. С решением ИФНС России № 9 по г.Москве административный истец не согласен, ссылаясь на отсутствие оснований для принятия решения о доначислении Обществу налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организации, соответствующих пени и привлечения Общества к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещён судом своевременно, надлежащим образом. Представители административного ответчика ИФНС России №9 по г.Москве в настоящее судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований по доводам письменного отзыва на иск.
Суд, выслушав объяснения представителей административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 8 и ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
Исходя из вышеизложенного, для признания ненормативного правового акта, решения (действия) недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Капитонов Вячеслав Анатольевич является учредителем юридического лица ООО «Оборонэкспертиза», согласно сведениям из выписки из ЕГРЮЛ от 06.10.2022.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 23.04.2021 по делу А40-42361/2020 ООО «Оборонэкспертиза» признано несостоятельным (банкротом) в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Орлова Н.В.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 19.10.2021 по делу А40-167839/2021 отказано ООО «Оборонэкспертиза» в удовлетворении заявления к ИФНС России № 9 по г.Москве о признании недействительным решение от 12.04.2021 № 13-04/2941. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.20122 по делу решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.10.2021 оставлено без изменения. Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20.05.2022 судебные акты судом нижестоящих инстанций оставлены без изменения.
Судами установлено, что на основании решения от 29.12.2017 №13-12/23 Инспекцией совместно с сотрудниками 16 отдела УЭБиПК ГУ МВД России по г. Москве проведена выездная налоговая проверка ООО «Оборонэкспертиза» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, удержания и перечисления налогов и сборов за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
По результатам выездной налоговой проверки Инспекцией составлен акт от 29.12.2020 №13-04/7071 и вынесено Решение, в соответствии с которым ООО «Оборонэкспертиза» привлечено к ответственности, предусмотренной п.1 ст.122, п.1 ст.123, п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 2 049 955 руб., доначислены налоги в общей сумме 61 758 290 руб., в том числе, налог на добавленную стоимость в размере 58 422 795 руб., налог на прибыль организаций в размере 3 335 495 руб., начислены пени в сумме 21 656 765,14 руб. ООО «Оборонэкспертиза», полагая, что Решение необоснованно, обратилось с апелляционной жалобой в Управление, в которой просит отменить Решение полностью. УФНС России по г. Москве вынесено Решение по жалобе от 09.08.2021 г. № 21- 10/119038@, которым оставляет жалобу ООО «Оборонэкспертиза» без удовлетворения.
Инспекцией установлено нарушение статей 247, 274 НК РФ, повлекшее занижение Обществом доходов от реализации, в связи с чем доначислен налог на прибыль организаций за 2016-2018 гг. в общей сумме 3 335 495 руб. При этом в связи с непредставлением Обществом документов, Инспекцией в целях определения налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций применены положения под. 7 п.1 ст. 31 НК РФ.
Инспекцией установлено, что суммы доходов, отраженные Обществом в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций за 2016-2018 гг., соответствуют показателям выручки от реализации, отраженной в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость за аналогичные периоды, и данным выписки банка о движении денежных средств по счету Общества. При этом, как следует из Решения, на требования Инспекции документы, на основании которых Обществом была сформирована налоговая база для исчисления налога на прибыль организаций, Налогоплательщиком не представлены, и налоговым органом, в связи с невозможностью определения состава расходов из-за отсутствия бухгалтерского и налогового учета за периоды 2016-2018 гг., налог на прибыль организаций был определен на основе выявленного соотношения между исчисленной налоговой базой по налогу на прибыль организаций и доходами аналогичных налогоплательщиков. Общество поясняло, что документы, подтверждающие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика за 2016-2018 гг., были представлены в Инспекцию предыдущим генеральным директором Общества по требованиям Инспекции от 24.07.2019 № 25650, от 25.07.2019 № 2/25819. Однако, Общество документально не подтвердило данную информацию, поскольку документы были представлены по ТКС предыдущим генеральным директором Общества. Налоговый орган в ходе судебного заседания пояснил, что по сведениям Инспекции у нее отсутствует информация о направлении документов по вышеуказанным требованиям. При таких обстоятельствах, суд посчитал, что выводы Инспекции о неправомерном занижении налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций в нарушение приведенных выше норм главы 25 НК РФ, а именно документальное неподтверждение показателей, сформировавших налоговую базу за проверяемые периоды и неправомерном включении в состав вычетов по налогу на добавленную стоимость суммы НДС в отсутствие документов, подтверждающих обоснованность заявленных налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, являются обоснованными.
В ходе выездной налоговой проверки установлено, что с целью минимизации налоговых платежей, Обществом использовалась схема уклонения от налогообложения, заключающаяся в создании документооборота в рамках фиктивных финансово-хозяйственных взаимоотношений с контрагентами 1 звена, фактически не имеющими возможности выполнять обязательства в рамках договорных взаимоотношений с ООО «Оборонэкспертиза».
В ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, что у контрагентов Общества отсутствуют необходимые условия для достижения результатов соответствующей экономической деятельности (собственное или арендованное имущество, транспортные средства, основные средства, управленческий и технический персонал), отсутствуют расходы, свидетельствующие о ведении хозяйственной деятельности. Заключение сделок фактически не направлено на осуществление реальной финансово-хозяйственной деятельности и развитие организации. Вышеперечисленные организации являются звеном в схеме, направленной на неправомерное применение вычетов по НДС и завышение суммы расходов для целей налогообложения налогом на прибыль путем искусственного наращивания цепочки поставщиков.
Таким образом, учитывая тот факт, что уровень налоговый нагрузки контрагентов минимальный, а доля вычетов по НДС свыше 98%, в ходе проверки сделан вывод, что представление деклараций носило формальный характер.
В отношении налога на прибыль судом установлено следующее. Общество представило налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2016-2018гг., однако первичные бухгалтерские документы, регистры налогового и бухгалтерского учета, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль представлены не были. Суммы доходов Общества соответствуют показателям выручки от реализации, отраженной в налоговых декларациях по НДС, и не противоречат банковским выпискам о движении по счету, в связи с чем в ходе проверки, с учетом непредставления налогоплательщиком документов, необходимых для проверки полноты отражения и правильности исчисления сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, нарушений в отношении доходов от реализации и внереализационных доходов не выявлено.
Для целей определения доходов Общества Инспекцией использовались сведения о доходах организации, указанные Заявителем в декларациях по налогу на прибыль организаций, представленных в налоговый орган за 2016-2018гг.
Статьей 252 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на величину произведенных расходов (за исключение расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Однако, в связи с невозможностью определения состава расходов из-за отсутствия бухгалтерского и налогового учета за период 2016-2018гг., Инспекция не имела возможности произвести расчет налоговой базы, следовательно, налог на прибыль был определен на основе выявленного соотношения между исчисленной налоговой базой по налогу на прибыль организаций и доходами аналогичных налогоплательщиков. При таких обстоятельствах, а также учитывая, что Обществом не представлены документы, опровергающие выводы налогового органа, суд посчитал требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административных требований Капитонова В.А. и отказывает в удовлетворении административного иска в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Капитонова Вячеслава Анатольевича к ИФНС России №9 по г.Москве о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
1