№ 12-110/2021
УИД 56RS0030-01-2021-002027-32
Р Е Ш Е Н И Е
05 августа 2021 года г. Оренбург
Судья Промышленного районного суда г. Оренбурга Горбачева Т.В.,
с участием: лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Килякова А.С. и его защитника Рудневой С.А., потерпевших ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10,
при секретарях Князевой А.Н., Паламарь Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора по производству АО <данные изъяты> Килякова А.С. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении директора по производству АО <данные изъяты> Килякова А.С., <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ директор по производству АО <данные изъяты> Киляков А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в суд, Киляков А.С. просит отменить постановление должностного лица, полагая его незаконным и необоснованным, производство по делу прекратить в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Полагает, что право на досрочное назначение трудовой пенсии не является гарантией и компенсацией в рамках трудового законодательства, вследствие чего не подлежит включению в трудовой договор в качестве обязательного условия. Трудовыми отношениями назначение досрочной пенсии не регулируется. Дополнительное соглашение работника ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены условия труда ФИО10, не было предоставлено в ходе проверки в связи со сменой секретаря организации.
Извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы потерпевший ФИО4, должностное лицо, составившее протокол и вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО5 в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, об уважительности причин неявки не сообщали.
В письменных возражениях государственный инспектор труда ФИО5 возражала против удовлетворения жалобы Килякова А.С., полагая постановление законным и обоснованным, просила постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу Килякова А.С. без удовлетворения. Указывает, что право на досрочную пенсию вытекает из трудовых отношений, является гарантией и компенсацией за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, и должны быть указаны в трудовом договоре работодателем в качестве обязательного условия.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть жалобу Килякова А.С. в отсутствие указанных лиц.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Киляков А.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил жалобу удовлетворить, постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. Пояснил, что право на досрочную пенсию не является гарантией и компенсацией и не подлежит включению в трудовой договор в качестве его обязательного условия. Указанным работникам работодателем производятся отчисления страховых взносов по дополнительным тарифам.
Защитник Руднева С.А. в судебном заседании поддержала позицию Килякова А.С.
Потерпевшие ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 в судебном заседании поддержали позицию Килякова А.С. Подтвердили, что согласно специальной оценке условия труда работают во вредных условиях, в связи с чем, работодатель производит в Пенсионный фонд выплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.
Выслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.
Частью 4 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ, трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Содержание трудового договора определяют положения ст. 57 ТК РФ.
Перечень обязательных условий, подлежащих включению в трудовой договор, содержится в ч. 2 ст. 57 ТК РФ.
В соответствии с абз.абз. 6,8 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор, среди прочих, являются следующие условия: гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия труда на рабочем месте.
В силу абз. 13 ч. 1 ст. 219 ТК РФ, каждый работник имеет право, в том числе, на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно абз. 14 ч. 1 ст. 219 ТК РФ, размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст.ст. 92 (сокращенная продолжительность рабочего времени), 117 (ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) и 147 (оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ТК РФ.
Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя (абз. 15 ч. 1 ст. 219 ТК РФ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О специальной оценке условий труда», результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ полномочия единоличного исполнительного органа АО <данные изъяты> были переданы АО <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ приказом генерального директора АО <данные изъяты> - управляющей организации АО <данные изъяты> № обязанности исполнительного директора АО <данные изъяты> возложены на директора по производству Килякова А.С., который на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет организацию и выполнение мероприятий по охране труда.
Согласно п.п. 6.1, 6.9, 6.12 Положения № «О системе управления охраной труда» АО <данные изъяты> обеспечение функционирования системы управления охраной труда на уровне руководителей организации обязанности в сфере охраны труда возложены на и.о. исполнительного директора АО <данные изъяты> а также директора по производству. И.о. исполнительного директора осуществляет общее руководство по созданию безопасных условий труда на каждом рабочем месте, обеспечивает соблюдение законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда в структурных подразделениях, утверждает планы мероприятий подразделений по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, разработанные по результатам специальной оценки труда, обеспечивает режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством. Директор по производству осуществляет оперативное руководство по организации производственного процесса в соответствии с требованиями правил и норм по охране труда, осуществляет общее руководство работой по созданию безопасных условий труда.
На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к данному договору ФИО8 принят на должность электрогазосварщика № разряда цеха № АО <данные изъяты>», установлены вредные условия труда (3.2 класс).
Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к данному договору у ФИО9, принятого на должность электрогазосварщика № разряда цеха № АО «<данные изъяты>», установлены вредные условия труда (3.2 класс).
Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО7, принятого на должность электрогазосварщика № разряда цеха № <данные изъяты> установлены вредные условия труда (3.2 класс).
Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к данному договору у ФИО4, принятого на должность электрогазосварщика 4 разряда цеха № АО «<данные изъяты> установлены вредные условия труда (3.2 класс).
Согласно трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 принят на должность слесаря по ремонту путевых машин и механизмов АО <данные изъяты> Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к данному трудовому договору ФИО10 переведен на должность мастера участка цеха №, установлены допустимые условия труда (класс 2). Указанное дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ является неотъемлемой частью трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, который изложен в новой редакции от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 переведен на должность слесаря по ремонту путевых машин и механизмов АО «<данные изъяты> при этом остальные условия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № оставлены неизменными.
На основании приказа руководителя государственной инспекции труда ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО <данные изъяты> по адресу: <адрес>.а, была проведена плановая выездная проверка с целью проверки соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актам в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки АО <данные изъяты> были выявлены следующие нарушения норм трудового права: в нарушение ст.ст. 22, 57 ТК РФ отсутствует право на досрочное назначение трудовой пенсии как гарантия и компенсация, предоставляемая работнику, занятому на рабочем месте: в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ электрогазосварщика № разряда цеха № ФИО8 (согласно строке <данные изъяты> Карты № специальной оценки условий труда); в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительном соглашении к нему от ДД.ММ.ГГГГ электрогазосварщика № разряда цеха № ФИО9 (согласно строке <данные изъяты> Карты № специальной оценки условий труда); в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительном соглашении к нему от ДД.ММ.ГГГГ электрогазосварщика № разряда цеха № ФИО4 (согласно строке <данные изъяты> Карты № специальной оценки условий труда); в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительном соглашении к нему от ДД.ММ.ГГГГ электрогазосварщика № разряда цеха № ФИО7 (согласно строке <данные изъяты> Карты № специальной оценки условий труда); в нарушение ст. 57 ТК РФ в дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ слесаря по ремонту путевых машин и механизмов ФИО10 отсутствуют условия труда на рабочем месте.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда ФИО5 в адрес АО <данные изъяты> выдано предписание об устранении выявленных нарушений норм трудового законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда ФИО5 в отношении директора по производству АО <данные изъяты> Килякова А.С. был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренный ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, согласно которому в ходе проведения плановой выездной проверки АО <данные изъяты> по адресу: <адрес>.а, в период с ДД.ММ.ГГГГ были установлены следующие нарушения трудового законодательства, а именно: в нарушение ст.ст. 22, 57 ТК РФ отсутствует право на досрочное назначение трудовой пенсии как гарантия и компенсация, предоставляемая работнику, занятому на рабочем месте: в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ электрогазосварщика № разряда цеха № ФИО8 (согласно строке <данные изъяты> Карты № специальной оценки условий труда); в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительном соглашении к нему от ДД.ММ.ГГГГ электрогазосварщика № разряда цеха № ФИО9 (согласно строке <данные изъяты> Карты № специальной оценки условий труда); в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительном соглашении к нему от ДД.ММ.ГГГГ электрогазосварщика № разряда цеха № ФИО4 (согласно строке <данные изъяты> Карты № специальной оценки условий труда); в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительном соглашении к нему от ДД.ММ.ГГГГ электрогазосварщика № разряда цеха № ФИО7 (согласно строке <данные изъяты> Карты № специальной оценки условий труда); в нарушение ст. 57 ТК РФ в дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ слесаря по ремонту путевых машин и механизмов ФИО10 отсутствуют условия труда на рабочем месте.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения постановлением государственного инспектора труда ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ директора по производству АО <данные изъяты> Килякова А.С. к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ – за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Вместе с тем, с постановлением государственного инспектора труда ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ согласиться нельзя на основании следующего.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из анализа перечисленных выше положений следует, что перечень социальных гарантий для работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным, устанавливаются трудовым законодательством, коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Как отмечалось ранее, размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. ст. 92, 117, 147 ТК РФ.
По смыслу ст. 164 ТК РФ, гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством, по своей целевой природе неразрывно связаны с трудовым процессом и направлены на недопущение снижения заработка работника в связи с осуществлением им трудовой деятельности, а также на возмещение работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, процесс реализации которых является прямой обязанностью работодателя.
Реализация указанных гарантий и компенсаций происходит в процессе осуществления работниками своих трудовых обязанностей.
Предоставление права на досрочное пенсионное обеспечение регламентируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ), который устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом (ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ).
Целевое назначение страховой пенсии – компенсация заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных лицами в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, то есть в случае невозможности осуществления трудовой деятельности и ее прекращения ввиду вышеназванных причин, основания возникновения которой и порядок реализации регламентирован ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ.
При этом, суд отмечает, что оценка прав работника на досрочное пенсионное обеспечение входит в полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации, который осуществляет ее на основании списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Отнесение замещаемой работником должности к соответствующему списку работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости, не порождает у пенсионного органа безусловной обязанности по ее назначению, поскольку требует соблюдения требований правил исчисления периодов соответствующей работы (деятельности).
Если характер выполняемой работником работы дает ему в будущем право на назначение досрочной пенсии по старости, то при заключении трудового договора на работодателе лежит прямая обязанность указать наименование профессии, специальности в строгом соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих в зависимости от характера фактической работы работника в конкретном производстве.
Трудовое законодательство не предусматривает в качестве гарантии и компенсации для работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным, тяжелым, право на досрочное назначение трудовой пенсии. По своему смысловому и целевому назначению право на трудовую пенсию не относится к гарантиям и компенсациям, установленным и регулируемым трудовым законодательством, основания возникновения и порядок реализации указанного права регулируется в ином порядке.
Таким образом, в качестве обязательных условий для включения в трудовой договор работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подлежат лишь те гарантии и компенсации, которые установлены непосредственно трудовым законодательством и иными актами локального характера, неразрывно связаны с осуществлением работниками трудового процесса, при этом их обеспечение и реализация возложены на работодателя, производятся за его счет и напрямую от него зависят.
При таких обстоятельствах, из представленных трудовых договоров и дополнительных соглашений работников АО <данные изъяты> ФИО8, ФИО9, ФИО4, ФИО7 следует, что все сведения, предусмотренные абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ указаны, нормами трудового законодательства не предусмотрена обязанность работодателя в лице АО <данные изъяты> по включению в текст трудового договора в качестве обязательного условия ссылки о наличии у данных работников права на досрочное пенсионное обеспечение.
Кроме того, учитывая, что дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ является неотъемлемой частью трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между АО «<данные изъяты> и ФИО10, в трудовом договоре в редакции от ДД.ММ.ГГГГ определены условия труда ФИО10 как допустимые, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения только в части указания должности и формы оплаты труда, а в остальной части условия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, действующего в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, оставлены без изменения, условия труда, подлежащие обязательному указанию в трудовом договоре в соответствии с абз. 8 ч. 2 ст. 57 ТК РФ указаны, нарушений ст. 57 ТК РФ при оформлении трудового договора с ФИО10 не имеется. Вывод должностного лица о необходимости указания в дополнительном соглашении слесаря по ремонту путевых машин и механизмов ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ в качестве обязательного условия - условий труда на рабочем месте, является ошибочным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесено постановление, решение.
При таких обстоятельствах, учитывая все вышеизложенное, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении директора по производству АО <данные изъяты> Килякова А.С. подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу директора по производству АО <данные изъяты> Килякова А.С. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении директора по производству АО <данные изъяты> Килякова А.С., - отменить.
Производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Т.В. Горбачева
Решение вступило в законную силу.