РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2022 года пос. Чернь
Плавский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Духовской Е.Р.,
при ведении протокола секретарем Филоновой Е.Г.,
с участием представителя истца Шайхутдиновой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-51/22 по иску Егорова Владимира Александровича к администрации муниципального образования Липицкое Чернского района Тульской области о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности,
установил:
Егоров В.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Липицкое Чернского района Тульской области о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности, мотивируя исковые требования тем, что в его владении находится дом, расположенный по <адрес> Указанное имущество перешло во владение истца в 1988 году на основании договора купли-продажи, который был составлен в письменной форме в трех экземплярах и зарегистрирован в <данные изъяты> сельсовете. Вышеуказанным домом Егоров В.А. владеет открыто, ни от кого не скрывая свои права на него. Однако право собственности на него истец не регистрировал, так как полагал, что является его собственником. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № главы администрации <данные изъяты> сельского совета Егорову В.А. было выдано свидетельство о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № по адресу<адрес> площадью 0,15 га для ведения личного подсобного хозяйства. Адресным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ дому Егорова В.А. присвоен №. В силу преклонного возраста истца он уже не в состоянии ездить в этот дом и в 2021 году решил продать свой его и земельный участок. Оказалось, что договор купли-продажи был утерян, а с продавцом истец уже давно не поддерживает связь. Егоров В.А. обратился в БТИ, где ему подготовили Технический паспорт для дальнейшей регистрации права собственности на дом в упрощенном порядке. Однако он получил уведомление о приостановке государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на жилой дом ввиду отсутствия правоустанавливающего документа. Егоров В.А. обратился в администрацию Липицкого МО для выдачи выписки из похозяйственной книги, но ему выдали документ, что по вышеуказанному дому нет никаких записей, также нет сведений о вышеуказанном доме ни в архиве, ни в Росреестре.
Поскольку истец владеет домом, расположенным по <адрес>, длительное время, то приобрел право собственности в силу приобретательной давности.
На основании вышеизложенного просил суд признать за Егоровым Владимиром Александровичем право собственности на жилой дом по <адрес>, в силу приобретательной давности.
Истец Егоров В.А. в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в деле имеется доверенность на представление его интересов в суде Шайхутдиновой Ж.В.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Шайхутдинова Ж.В. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила суд признать за Егоровым Владимиром Александровичем право собственности на жилой дом по <адрес> в силу приобретательной давности.
Представитель ответчика администрации МО Липицкое Чернского района Тульской области в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, просил суд рассмотреть суд в отсутствие представителя.
Выслушав представителя истца, свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Кроме того, в силу п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных названным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Так, п. 1 ст. 234 ГК РФ предусмотрено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статьей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 ГК РФ, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или, объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Как установлено судом, в соответствии со свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № от ДД.ММ.ГГГГ, выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, Егорову В.А. на праве собственности принадлежит земельный участок <данные изъяты>.
Как следует из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по <адрес>, расположен на земельном участке площадью 1500 кв.м, принадлежащем на праве собственности Егорову В.А. согласно свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей №, выданному администрацией <данные изъяты> сельского совета.
Из справок № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных администрацией МО Липицкое Чернского района Тульской области, уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что сведения о правообладателе на домохозяйство, расположенное по <адрес>, отсутствуют.
В соответствии с показаниями представителя истца, показаниями свидетеля С.В,, Егоров В.А. добросовестно и беспрерывно пользуется жилым домом, расположенным по <адрес>, более 30 лет.
Исходя из чего, владение истцом жилым домом, расположенным по <адрес>, суд признает добросовестным и непрерывным. Давностное владение признается добросовестным, если лицо, получая владение, не знало, и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности и давностное владение является непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
Оценив фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства с учетом правовых норм, регулирующих возникшие спорные правоотношения, суд пришел к выводу, что требования истца о признании за Егоровым Владимиром Александровичем права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в порядке приобретательной давности, подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Егорова Владимира Александровича удовлетворить.
Признать за Егоровым Владимиром Александровичем право собственности на жилой дом, расположенный по <адрес>, в порядке приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.Р. Духовская
Решение в окончательной форме изготовлено 10 марта 2022 года.