Судья – Фоменко Е.Г. Дело № <...>
Р Е Ш Е Н И Е12 марта 2015 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Морозова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ» по доверенности Тихоненкова А.В. на решение судьи Первомайского районного суда г.Краснодара от 16 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением министерства природных ресурсов Краснодарского края от <...> № <...> юридическое лицо – ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <...> рублей.
Решением судьи Первомайского районного суда г.Краснодара от 16 декабря 2014 года постановление министерства природных ресурсов Краснодарского края от <...> № <...> оставлено без изменения, жалоба представителя ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ» по доверенности Тихоненкова А.В. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ» по доверенности Тихоненков А.В. просит решение судьи отменить, как незаконное, указывая на его необоснованность, в связи с недоказанностью обстоятельств, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции считает решение судьи районного суда законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Судья Первомайского районного суда г.Краснодара, оставляя жалобу заявителя на постановление по делу об административном правонарушении № <...> от <...>, вынесенным государственным инспектором Краснодарского края по охране природы по ст.8.2 КоАП РФ без удовлетворения, пришел к выводу о том, что вина ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ», как юридического лица, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полностью подтверждается материалами дела.
Судья вышестоящего суда соглашается с указанным выводом, полагая его верным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из материалов дела следует, при проведении планового выездного надзорного мероприятия министерством природных ресурсов Краснодарского края в отношении ООО «СБС-КЮЧАВТО МИЦУБИШИ» 22 августа 2014 года установлено, что основными видами деятельности общества согласно уставу являются оптовая и розничная торговля автотранспортными средствами, розничная торговля автомобильными деталями, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей.
Территориально предприятие расположено по адресу: <...>, нежилое здание торгово-административного центра площадью <...> кв. м (литер А), а также нежилое строение площадью 7,4 кв. м. (литер Г) находятся в эксплуатации ООО «СБС-КЮЧАВТО МИЦУБИШИ» по договору аренды <...> с ООО «СБСВ».
ООО «СБС-КЮЧАВТО МИЦУБИШИ» эксплуатируются 11 автомобилей, 2 с дизельными двигателями и 9 с бензиновыми, ремонт автотранспортных средств осуществляется в собственных ремонтных боксах.
В результате осуществления хозяйственной деятельности ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ» образуются, накапливаются и размещаются отходы производства и потребления: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1 класс опасности), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности), аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные (2 класс опасности), обтирочный материал, загрязненный маслами (3 класс опасности); масла автомобильные отработанные (3 класс опасности); покрышки отработанные (4 класс опасности), тормозные колодки отработанные без асбестовых накладок (5 класс опасности); пыль, порошок от шлифования черных металлов (4 класс опасности), фильтры воздушные автомобильные отработанные (4 класс опасности); фильтры масляные автомобильные отработанные (3 класс опасности); песок, загрязненный маслами (3 класс опасности), фильтры, загрязненные лакокрасочными материалами (4 класс опасности), тара жестяная из-под лакокрасочных материалов (4 класс опасности), смет с территории предприятия, автостоянки (4 класс опасности), отходы полимерных материалов (тара из-под тормозной жидкости) (4 класс опасности); тара полимерная из-под моторного масла (3 класс опасности); смет с территории автостоянки малоопасный (4 класс опасности); отходы некондиционных полимерных материалов (5 класс опасности в соответствии с результатами биотестирования проведенного ЦЛАТИ по ЮФО) (согласно представленным паспортам отходов, расчетам платы за НВОС за 2013-2014 год, справкам о производственной деятельности предприятия, актам выполненных работ по вывозу отходов, журналов учета образования отходов предприятия).
В 2013 году был заключен договор № <...> на вывоз ТБО с ОАО «Мусороуборочная компания». В 2014 договор на вывоз ТБО заключен с ЗАО «Чистый сервис», размещение отходов происходит на полигоне ТБО в ст.Динской, эксплуатируемом ООО «ЭкоСтрой-Юг».
Представлены акты по проведению работ по сбору, утилизации отходов ООО «Агентство «Ртутная безопасность»: акт <...> от <...> на сбор обтирочного материала (0,068 т), отработанных масляных фильтров (0,232 т), отработанных покрышек (0,15 т); акт <...> от <...> на сбор тары металлической из-под лакокрасочных материалов (0,052 т), тара из-под тормозной жидкости (0,05 т), фильтров, загрязненных лакокрасочными материалами (0,3 т).
В ходе выездного мероприятия в целях осуществления функции государственного экологического надзора главным специалистом отдела инструментального контроля (испытательная лаборатория) ГБУ КК «КИАЦЭМ» Михайловской Н.Э. <...> произведен отбор проб отходов, образующихся в процессе производственной деятельности ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ»:
- тары полимерной из-под моторного масла (акт отбора пробы <...> от 14.08.2014), протоколом биотестирования от <...> <...> установлен 3 класс опасности данного вида отходов;
- тара из прочих полимерных материалов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5 % и более) (акт отбора проб <...> от 14.08.2014), протоколом биотестирования от <...> <...> установлен 3 класс опасности данного вида отходов);
- фильтр масляный автомобильный отработанный (акт от отбора проб <...> от 14.08.2014), протоколом биотестирования от <...> <...> установлен 3 класс опасности данного вида отходов);
- смет с территории (акт отбора проб <...> от 14.08.2014), протоколом биотестирования от <...> <...> установлен 4 класс опасности данного вида отходов).
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ» разработан и согласован в установленном порядке <...> года. В составе порядка производственного контроля в области обращения с отходами проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения на территории ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ».
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения: согласно представленному свидетельству о классе опасности отход от замены фильтров окрасочно-сушильной камеры при проведении покрасочных работ отнесен к 4 классу опасности, определен компонентный состав отхода (стекловолокно 93,8%; остатки лакокрасочных средств 6,2%). В выданном Ростехнадзором в 2008 году свидетельстве об определении класса опасности, указывалось, что данный вид отходов необходимо передавать на утилизацию организациям, имеющим лицензию на данный вид деятельности. Актов передачи данного вида отходов за 2013- 1 кв. 2014 года не представлено.
В пояснительной записке ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ» указано, что с <...> по апрель 2014 года данный вид отхода передавался на утилизацию ОАО «Мусороуборочная компания» г.Краснодара с целью захоронения, однако в лицензии данной специализированной компании № <...> и в действовавшей ранее, отсутствует право осуществлять деятельность по сбору, размещению отходов фильтров, загрязненных лакокрасочными материалами.
Паспорта на отходы 1-4 класса опасности ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ», согласованные в установленном порядке, не представлены: фильтры воздушные автомобильные отработанные (4 класс опасности); фильтры масляные автомобильные отработанные (3 класс опасности); песок, загрязненный маслами (3 класс опасности), фильтры, загрязненные лакокрасочными материалами (4 класс опасности), тара жестяная из-под лакокрасочных материалов (4 класс опасности), смет с территории предприятия, автостоянки (4 класс опасности), отходы полимерных материалов (тара из-под тормозной жидкости) (4 класс опасности); тара полимерная из-под моторного масла (3 класс опасности); смет с территории автостоянки малоопасный (4 класс опасности).
В журналах учета образования отходов за февраль 2014 года, июнь 2014 года не отражено образование отходов фильтров, загрязненных лакокрасочными материалами, отходов тары из-под лакокрасочных материалов. В результате проведения планового выездного мероприятия, осмотра территории и помещений ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ», установлено, что отсутствуют места временного накопления отходов, предусмотренные порядком производственного контроля: стеллажи, предназначенные для накопления отходов аккумуляторов отработанных, площадка для накопления покрышек отработанных, закрытый металлический контейнер для сбора поглотительных фильтров, закрытый металлический контейнер для сбора картона упаковочного незагрязненного с целью дальнейшей передачи для использования. Образование указанных видов отходов в процессе хозяйственной деятельности предприятия подтверждается журналами учета образования отходов, так в 1 квартале 2014 образовалось 0,15 т покрышек отработанных, столько же во 2-м квартале 2014 года, отчетностью по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, за 2013 год, представленной в территориальный орган Росприроднадзора по Краснодарскому краю своевременно, с указанием в ней образование за год 0,25 т покрышек отработанных.
Селективный сбор отходов картона с целью дальнейшей передачи на переработку не организован.
Президиумом Высшего Арбитражного суда определена правовая позиция по применению статьи 8.2 КоАП РФ в постановлении от 12 июля 2011 г. № 709/11, в котором сказано, что субъектами административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Часть 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, в том числе обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На основании требований абзаца 1 статьи 11 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
С учётом положений статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Статьёй 19 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах Приказом МПР № 721 от 01.09.2011 года «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».
В силу требований статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3.6 -3.8 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года № 80, хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II — в надёжно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III — в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV — навалом, насыпью в виде гряд. При временном хранении отходов вне стационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников — накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается её присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями: поступление загрязнённого ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоёмы без очистки не допускается. Хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде (навалом) на промплощадках без применения средств пылеподавления.
Согласно пункту 2.1 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твёрдых бытовых отходов, утверждённой Министерством строительства Российской Федерации 02 ноября 1996 года категорически запрещается вывоз на полигоны отходов, пригодных к использованию в народном хозяйстве в качестве вторичных ресурсов.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.2КоАП РФ, составляет несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Исходя из этого, определяющим для решения вопроса о том, является ли привлеченное к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ лицо субъектом этого правонарушения выступает то, осуществляет ли это лицо деятельность по обращению с отходами, или не осуществляет.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из ст. 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Факт образования у общества отходов производства и потребления подтверждается материалами административного дела.
В нарушение указанных норм юридическим лицом ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в части обращения с отходами производства и потребления.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Постановлением Министерства природных ресурсов Краснодарского края № <...> о назначении административного наказания от <...> ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ» привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением ему штрафа в размере <...> рублей.
Действия ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ» правильно квалифицированы административным органом по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Доказательствами по делу являются протокол об административном правонарушении от <...> № <...> в отношении юридического лица ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ» привлечении к ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях; акт проверки от <...> № <...>; расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду, фотоматериалы и другие материалы дела об административном правонарушении.
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, принимая во внимание характер и обстоятельства совершенного правонарушения, а также отсутствие смягчающих обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления, поскольку оспариваемое постановление было принято в соответствии с законом в пределах полномочий административного органа. Каких-либо нарушений при его вынесении судом не установлено.
При принятии решения законность и обоснованность оспариваемого постановления судом проверены в полном объеме.
При таких обстоятельствах, действия ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ» квалифицированы верно по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО «СБСВ – КЛЮЧАВТО МИЦУБИШИ» подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, оцененными судьей районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей назначено в пределах, установленных санкцией указанной статьи, с учетом смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Доводы жалобы об отсутствии в деятельности Общества события и состава административного правонарушения несостоятельны, поскольку опровергаются материалами дела.
Порядок рассмотрения дела соблюден. Доказательств, свидетельствующих о существенных нарушениях материальных и процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется.
При таких обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
Р Е Ш И Л:Постановление судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 16 декабря 2014 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья