№ 10RS0012-01-2020-000579-62 Дело № 12-45/2020
РЕШЕНИЕ
26 ноября 2020 года г. Питкяранта
Судья Питкярантского городского суда Республики Карелия Прокофьева И.М.,при секретаре Радчук С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Харлуского сельского поселения Михалап И.П. на постановление главного государственного инспектора Олонецкого и Питкярантского районов по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Олонецкому и Питкярантскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия ФИО6. от 16 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора Олонецкого и Питкярантского районов по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Олонецкому и Питкярантскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия ФИО6. (далее - Госинспектор) от 16 октября 2020 года юридическое лицо - администрация Харлуского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
К административной ответственности юридическое лицо привлечено по тем основаниям, что входящая в состав Харлуского сельского поселения территория земельного участка вблизи <адрес> в д. Рауталахти Питкярантского района Республики Карелия, имеющего координаты №, являющейся территорией, прилегающей к лесу, в нарушении требований п. 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, не отделена от него противопожарным барьером.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, глава Харлуского сельского поселения Михалап И.П. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование требований указывает, что вышеуказанный земельный участок вблизи <адрес> в д. Рауталахти Питкярантского района Республики Карелия, имеющий координаты № не входит в территорию границ населенных пунктов поселения, в связи с чем относится к не разграниченным землям. Ссылается на положения Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», согласно которому полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляют органы государственной власти Республики Карелия.
В судебном заседании законный представитель Харлуского сельского поселения Михалап И.П. доводы жалобы поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении.
Госинспектор в судебном заседании выразил несогласие с доводами жалобы, просит постановление № 18 от 16 октября 2020 года оставить без изменения, жалобу главы Харлуского сельского поселения без удовлетворения.
Выслушав доводы главы Харлуского сельского поселения, Госинспектора, свидетеля ФИО8., исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регламентированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Статьей 37 вышеуказанного закона установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Согласно ч. 1 ст. 38 вышеуказанного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Согласно ст. 20 указанного Закона, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу п. 9 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в РФ, содержащие требования пожарной безопасности и устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу пункта 72(3) Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, учитывая положения административного законодательства, прихожу к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств наличия в действиях юридического лица - администрации Харлуского сельского поселения признаков инкриминируемого ему административного правонарушения, исходя из следующего.
Как следует из протокола об административном правонарушении, по факту обращения гражданина о нарушении требований пожарной безопасности проведена проверка, в ходе которой 4 сентября 2020 года произведен осмотр, обследование территории вблизи <адрес> деревни Рауталахти Питкярантского района Республики Карелия. По результатам осмотра 8 сентября 2020 года составлен акт осмотра, обследования территории по плановому (рейдовому) заданию в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора.
Согласно указанному акту в ходе осмотра проводился визуальный осмотр (обследование), замеры расстояний, фотосъемка фотоаппаратом Canon Power Shot SX200 IS, а также использовалась рулетка измерительная «Matrix».
В ходе обследования установлено, в том числе, что земельный участок, имеющий координаты №, является территорией, прилегающей к лесу, которая не отделена от него противопожарным барьером.
Вместе с тем, каким образом, и с использованием каких именно технических средств в ходе данного обследования определены вышеуказанные координаты прилегающей к лесу территории в акте не указано и из приложенных к акту план-схемы и фототаблицы не усматривается.
При этом, как следует из письма заместителя министра Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, имеющегося в материалах дела №, представить сведения о правообладателях земельного участка имеющего координаты №, не представляется возможным.
С учетом изложенного, в протоколе об административном правонарушении не конкретизирована территория, прилегающая к лесу, которая не отделена от него противопожарным барьером, что не позволяет проверить, владеет ли, пользуется ли и распоряжается ли указанной территорией Харлуское сельское поселение Питкярантского района Республики Карелия в лице Администрации Харлуского сельского поселения. Кроме этого, как в протоколе об административном правонарушении, так и в оспариваемом постановлении не указано время совершения инкриминируемого юридическому лицу правонарушения, также не установлен «период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова», указанный в пункте 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что, ни в Акте осмотра, ни в протоколе об административном правонарушении не отражены факты и не названы доказательства, позволяющие сделать достоверный вывод о наличии в действиях администрации Харлуского сельского поселения признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Таким образом, ни в протоколе, ни в Акте не приведены документально подтвержденные данные, на основании которых административный орган сделал вывод о том, что администрацией Харлуского сельского поселения на земельном участке вблизи <адрес> деревни Рауталахти Питкярантского района Республики Карелия допущено нарушения требований п. 72(3) Правил противопожарного режима в Российской Федерации. Фактические обстоятельства дела, которые, согласно закону, являются объективной стороной состава административного правонарушения, должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении.
Кроме того, согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В нарушение указанных требований в оспариваемом постановлении также не конкретизированы обстоятельства, не конкретизированные в протоколе об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих наличие в действиях администрации Харлуского сельского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч.1 ст. 24. 5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии в действиях лица состава административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного оспариваемое постановление подлежит отмене как незаконное и необоснованное с прекращением производства по делу об административном правонарушении на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса.
Руководствуясь ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление главного государственного инспектора Олонецкого и Питкярантского районов по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Олонецкому и Питкярантскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия ФИО6 от 16 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - администрация Харлуского сельского поселения отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 суток через Питкярантский городской суд Республики Карелия.
Судья И.М. Прокофьева