Мотивированное решение изготовлено 28.01.2021
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Североуральского городского суда Свердловской области Лещенко Ю.О., рассмотрев в заседании от 25.01.2021 протест прокурора г. Североуральска на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Североуральского судебного района от 01.12.2020, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.6.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
Матюшенко В. П. <данные изъяты> зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, Главы Североуральского городского округа,
У С Т А Н О В И Л:
названным постановлением прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Матюшенко В.П. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, заместитель прокурора г. Североуральска подал в Североуральский городской суд протест на постановление, в котором указал, что мировым судьей при вынесении постановления допущены нарушения требований КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела об административном правонарушении, правильном применении норм материального права. Выводы мирового судьи о том, что отсутствие проверочных мероприятий как составных частей проверки в целом в отношении Арцыбашева свидетельствует о том, что должностные лица Администрации Североуральского городского округа действовали не в рамках проведения проверки в отношении конкретного индивидуального предпринимателя, а в процессе реализации полномочий по вопросу соблюдения и исполнения Правил Благоустройства без проведения проверочных мероприятий в отношении него, являются ошибочными.
Прокуратурой города по результатам рассмотрения обращения индивидуального предпринимателя Арцыбашева А. Б. по вопросу законности проведения проверок в отношении него как субъекта предпринимательской деятельности в деятельности Администрации Североуральского городского округа установлены грубые нарушения требований законодательства о муниципальном контроле.
Установлено, что Главой Североуральского городского округа Матюшенко В.П., уполномоченного на осуществление муниципального контроля, допущено несоблюдение требований законодательства о муниципальном контроле, выразившееся в проведении 15.07.2020 проверки в отношении индивидуального предпринимателя Арцыбашева А.Б. при отсутствии оснований для ее проведения.
Так, 15.07.2020 сотрудником Администрации Североуральского городского округа в ходе осуществления полномочий по осуществлению контроля за соблюдением на территории Североуральского городского округа правил благоустройства по адресу: <адрес> было установлено, что на фасаде многоквартирного дома по указанному адресу установлены вывески: <данные изъяты>» без согласования с Администрацией Североуральского городского округа в лице отдела градостроительства, архитектуры и землепользования, чем нарушен подпункт 9.1.2 пункта 9.1 Правил благоустройства территории Североуральского городского округа, утв. Решением Думы Североуральского городского округа от 21.02.2018 № 7.
Установлено, что собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> помещение № является Арцыбашев А.Б., который по данному адресу осуществляет предпринимательскую деятельность.
По факту выявленных нарушений Администрацией Североуральского городского округа 16.07.2020 в адрес индивидуального предпринимателя Арцыбашева А.А. внесено предписание об устранении нарушений Правил благоустройства территории Североуральского городского округа с требованием демонтировать самовольно установленные вывески «Выбирай-ка! ПроСевероуральск.ru», «ozon.ru выбирайте», «логистика интернет магазинов IML», «boxberry письма и посылки» в течение десяти дней со дня получения предписания.
Акт обследования от 15.07.2020 и предписание от 16.07.2020 направлены Администрацией Североуральского городского округа в адрес индивидуального предпринимателя почтовой корреспонденцией.
Согласно информации Администрации Североуральского городского округа от 04.09.2020 проверки в отношении Арцыбашева А.Б. как субъекта предпринимательской деятельности в рамках муниципального контроля, Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» органом муниципального контроля -Администрацией Североуральского городского округа в 2019 году и текущем периоде 2020 года не планировались, не организовывались и не проводились.
Однако прокуратурой г. Североуральска установлено, что 15.07.2020 проверка в отношении Арцыбашева А.А. как субъекта предпринимательской деятельности (индивидуального предпринимателя) проведена Администрацией Североуральского городского округа с грубым нарушением требований законодательства о муниципальном контроле, о защите прав субъектов предпринимательской деятельности по осуществлении муниципального контроля.
Нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> индивидуальный предприниматель Арцыбашев А.А. использовал в целях осуществления предпринимательской деятельности, в этих же целях он размещал вывески. Данные сведения в Администрации Североуральского городского округа имелись.
Индивидуальный предприниматель Арцыбашев А.А. включен в реестр субъектов малого предпринимательства с 2016 года.
Таким образом, оснований для проведения в отношении данного субъекта предпринимательской деятельности плановых и внеплановых проверок у Администрации Североуральского городского округа не имелось.
Изучением материалов проверки установлено, что Главой Североуральского городского округа Матюшенко В.П., уполномоченного на осуществление муниципального контроля, допущено несоблюдение требований законодательства о муниципальном контроле, выразившееся в проведении 15.07.2020 проверки в отношении индивидуального предпринимателя Арцыбашева А.Б. при отсутствии оснований для ее проведения.
Главой Североуральского городского округа допущено проведение ведущими специалистами Администрации Североуральского городского округа проверки в отношении индивидуального предпринимателя Арцыбашева А.Б., по результатам которой им же выдано предписание индивидуальному предпринимателю об устранении нарушений от 16.07.2020.
Все необходимые сведения об осуществлении субъектом предпринимательской деятельности по адресу г. <адрес> для проведения проверки и принятия органом муниципального контроля мер реагирования у Администрации Североуральского городского округа имелись. Основания запрашивать в ходе проверки какие- либо дополнительные документы для осуществления муниципального контроля в указанной сфере отсутствовали (отсутствовала необходимость).
Так, из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что Арцыбашев А.Б. является индивидуальным предпринимателем, сведения о прекращении им деятельности отсутствуют. Сведения ЕГРИП являются общедоступными, размещены на официальном сайте налогового органа. Сведения и документы о том, что Арцыбашев А.Б. является собственником помещения по адресу: <адрес>, и осуществляет там предпринимательскую деятельность, также имелись в распоряжении органа муниципального контроля, что подтверждается ранее внесенными в адрес индивидуального предпринимателя предписаний об устранении нарушений Правил благоустройства по данному адресу. Сведения и документы о согласовании (прохождении процедуры согласования) размещения вывесок имелись именно у Администрации Североуральского городского округа и взаимодействия (истребования документов) с субъектом предпринимательской деятельности в данном случае не требовалось.
Для осуществления муниципального контроля в отношении индивидуального предпринимателя Арцыбашева А.Б. у Администрации Североуральского городского округа имелись все необходимые сведения и документы. Проведение же проверочного мероприятия - обследования (осмотр) помещения в целях установления несанкционированного размещения вывесок на витринной (оконной) части, а также на наружных стенах помещения не требовало обследования (осмотра) помещения в целом, достаточным в целях проверки является именно визуальный осмотр витринных (оконных) частей и наружных стенах помещения.
Совокупность указанных сведений и документов и является достаточным для проведения муниципального контроля в отношении субъекта предпринимательской деятельности.
Таким образом, при организации проведения проверочных мероприятий в отношении индивидуального предпринимателя Арцыбашева А.Б. Главой Североуральского городского округа грубо нарушены требования федерального законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении муниципального контроля, что привело к нарушению прав индивидуального предпринимателя.
В постановлении о прекращении производства по делу от 01.12.2020 мировой судья ошибочно пришел к выводу, что обнаружение нарушений в деятельности индивидуального предпринимателя Арцыбашева А.Б. осуществлено должностными лицами Администрации Североуральского городского округа не в рамках проведения проверки непосредственно в отношении конкретного индивидуального предпринимателя, а в процессе реализации полномочий по вопросу соблюдения и исполнения Правил Благоустройства без проведения проверочных мероприятий в отношении него.
Просил постановление мирового судьи отменить, возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение.
В судебном заседании помощник прокурора г. Североуральска Вершинина Е.А. протест поддержала.
Матюшенко В.П. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, нахожу постановление законным и обоснованным.
Часть 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление контроля, либо муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке,, привлечении к проведению проверки не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст. 1 Федерального закона).
Пунктом 5 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов, по проведению их плановых (рейдовых) осмотров, и т.д.
Согласно п.6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установлен ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ.
К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся, в том числе: плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.2 ст. 8.3 Федерального закона мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу ч.5 ст. 8.3 Федерального закона в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями указанных в частях 5-7 статьи 8.2 настоящего Федерального закона сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (ч.6 ст. 8.3 Федерального закона).
При этом, в силу ч.3 ст. 13.2 Федерального закона плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
Из системного толкования положений Федерального закона № 294-ФЗ следует, что под проверочными мероприятиями понимается совокупность мероприятий по контролю, проводимых в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с индивидуальными предпринимателями предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, при этом данные мероприятия включают осмотр территории без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а не проверочные мероприятия в отношении конкретного лица, в связи с чем проверкой в смысле, придаваемом ей положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, не являются.
Решением Думы Североуральского городского округа от 21.02.2018 №7 утверждены Правила благоустройства территории Североуральского городского округа, согласно п. 9.1, 9.2 Правил размещение (установка) рекламных конструкций, вывесок, а также размещение иных графических документов осуществляется в соответствии с утвержденными местными правилами, разработанными с учетом положений Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006. Размещение (установка) вывесок осуществляется по согласованию с Администрацией Североуральского городского округа в лице отдела градостроительства, архитектуры и землепользования.
Орган местного самоуправления наделен полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением на территории Североуральского городского округа правил благоустройства территории Североуральского городского округа, утверждённых Решением Думы Североуральского городского округа от 21.02.2018 № 7 «Об утверждении правил благоустройства территории Североуральского городского округ» (далее - Правила благоустройства), разработанных в рамках соблюдения закона Свердловской области № 52-03 от 14.06.2005 «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».
Оформление и размещение вывесок, рекламы на территории Североуральского городского округа осуществляется в соответствии с пунктом 9.1 Раздела 9 указанных Правил, в котором определены требования к размещению вывесок.
В силу пункта 12.1 Правил благоустройства должностные лица Администрации Североуральского городского округа осуществляют контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями настоящих Правил.
В соответствии с пунктами 12.2.1, 12.2.2 в случае выявления фактов нарушений Правил уполномоченные должностные лица Администрации Североуральского городского округа вправе: выдать предписание об устранении нарушений, составить протокол об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно Уставу Североуральского городского округа, Администрация Североуральского городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Как следует из п. 25 ч. 1 ст. 6 Устава, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение Правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их исполнением.
Как следует из материалов дела, 15.07.2020 ведущим специалистом отдела градостроительства, архитектуры и землепользования Администрации Североуральского городского округа ФИО5 и ведущим специалистом по городскому и жилищно- коммунальному хозяйству Администрации ФИО6 проведено обследование территорий Североуральского городского округа на предмет соблюдения Правил благоустройства. В ходе обследования выявлено, что по адресу: <адрес> на фасаде многоквартирного дома установлены вывески: «<данные изъяты> без согласования с Администрацией Североуральского городского округа в лице отдела градостроительства, архитектуры и землепользования, чем нарушен подпункт 9.1.2 пункта 9.1 Правил благоустройства территории Североуральского городского округа, утв. Решением Думы Североуральского городского округа от 21.02.2018 № 7. Установлено, что собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> помещение № является Арцыбашев А.Б., который по данному адресу осуществляет предпринимательскую деятельность.
По факту выявленных нарушений Администрацией Североуральского городского округа 16.07.2020 в адрес индивидуального предпринимателя Арцыбашева А.А. внесено предписание об устранении нарушений Правил благоустройства территории Североуральского городского округа с требованием демонтировать самовольно установленные вывески «<данные изъяты>» в течение десяти дней со дня получения предписания. Акт обследования от 15.07.2020 и предписание от 16.07.2020 направлены Администрацией Североуральского городского округа в адрес индивидуального предпринимателя почтовой корреспонденцией.
Не согласившись с указанным предписанием Арцыбашев А.А. обратился в прокуратуру г. Североуральска с заявлением о неправомерности действий Администрации Североуральского городского округа и нарушении законодательства о муниципальном контроле.
Из материалов дела следует, что внеплановая проверка в отношении конкретного индивидуального предпринимателя - Арцыбашева А.А. в соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ не назначалась, распоряжение или приказ о проведении проверки согласно ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ не выносились, акт в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ не составлялся. Кроме того, какие-либо сведения касающиеся хозяйственной деятельности у Арцыбашева А.А. не запрашивались, оценка им не давалась.
При таких обстоятельствах, мировой судья пришел к правомерному выводу о том, что Администраций Североуральского городского округа внеплановая проверка не проводилась, что свидетельствует об отсутствии в действиях Матюшенко В.П. объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Принятое мировым судей постановление соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, существенных нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также влекущих отмену постановления, не усматривается.
Доводы протеста, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на правильность определения судьей значимых по делу обстоятельств и не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося постановления.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Североуральского судебного района от 01.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Матюшенко В. П. оставить без изменения, протест прокурора г. Североуральска – без удовлетворения.
Судья Ю.О. Лещенко
Копия верна