Решение от 13.05.2021 по делу № 02а-0062/2021 от 06.11.2020

№ 77RS0001-02-2020-004695-55

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

13 мая 2021 года                                                                                                             г. Москва

 

Бабушкинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Фомичевой О.В., при секретаре Турченко Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-62/21 по административному исковому заявлению Самуйленко Евгения Николаевича к ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве, ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей,

УСТАНОВИЛ:

 

Административный истец Самуйленко Е.Н. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит признать действия (бездействие) ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве, выразившиеся в нарушении условий содержания в период с ххг. по ххг., незаконными, взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России в свою пользу компенсацию в размере 1350000 рублей за нарушение условий содержания в указанном выше учреждении. В обоснование требований указывает, что в период с 19.08.2017г. по 20.07.2020г. содержался в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве, где условия содержания являлись бесчеловечными, унижающими его человеческое достоинство.

Административный истец Самуйленко Е.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, от ФСИН России поступил отзыв на административный иск, в котором ответчик просит в иске отказать в связи с необоснованностью требований.

Принимая во внимание то, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, суд, в соответствии со ст.ст.101, 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников процесса по имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч.ч. 1, 4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Исходя из изложенного, учитывая положения п. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, основным последствием признания постановления, действия, бездействия незаконным является устранение допущенных нарушений или препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, восстановление данных прав, свобод и законных интересов, суд принимает во внимание, что одним из условий для удовлетворения административного искового заявления согласно положениям статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ является доказанный административным истцом факт нарушения его прав и законных интересов.

Как установлено п. 1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на основании постановления хх районного суда г. Москвы от ххг. об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, Самуйленко Е.Н. был помещен в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве, где содержался с ххг. по ххг., откуда был освобожден в связи с отбытием срока наказания.

Таким образом, исходя из предмета и основания заявленного административного иска, предметом проверки является соблюдение прав и свобод Самуйленко Е.Н. в период содержания под стражей в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве с ххг. по ххг.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В Российской Федерации в силу ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст.21 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ также установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, определяя правовое положение осужденных, устанавливает обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 82).

Статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы.

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 №189 (далее – Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы).

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. В СИЗО устанавливается распорядок дня с учетом его наполняемости, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств. Распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, приема пищи, участия в следственных действиях и судебных заседаниях, прогулок, предусматривается время для непрерывного восьмичасового сна подозреваемых и обвиняемых.

В связи с тем, что в учреждение круглосуточно прибывает спецконтингент различных категорий, его размещение по камерам происходит согласно Плану покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых, разработанного с учетом складывающейся текущей обстановки содержащихся лиц в соответствии со ст.33 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 №1727-О, в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 128 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

В Определении от 25.05.2017 №1006-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

В соответствии с диспозитивным началом, выражающим цели правосудия по административным делам, прежде всего конституционную цель защиты прав и свобод человека и гражданина, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4), а судья выносит определение о принятии административного искового заявления к производству суда, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу (часть 2 статьи 127).

Таким образом, для принятия административного иска к производству суда достаточно того, что истец выступил в защиту своего нарушенного права. Вместе с тем, для удовлетворения требований административного иска необходимо установить факт нарушения законодательства, а также что такое нарушение в бесспорном отношении к самому истцу должно приводить к нарушению его прав.

Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания действий или бездействия административного ответчика незаконными является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов истца оспариваемым действием (бездействием), и бремя доказывания данного обстоятельства лежит на истце.

В нарушение ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, административный истец не указал, какие конкретно его права были нарушены административным ответчиком и не представил этому доказательств.

Напротив, из представленных административным ответчиком доказательств следует, что при поступлении в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве согласно п. 13 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы заявителю была предоставлена информация о его правах и обязанностях, распорядке дня, режиме содержания под стражей, о порядке применения мер взыскания, о порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, а также о возможности получения психологической помощи. В последующем такого рода информация регулярно предоставляется подозреваемым и обвиняемым по радио, во время посещения камер сотрудниками, на личном приеме подозреваемых и обвиняемых начальником СИЗО и уполномоченными им лицами. Подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются во временное пользование указанные Правила. В каждой камере на стене вывешивается информация об основных правах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, а также распорядок дня.

Лицам, содержащимся в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве в соответствии с пунктами 40-58 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы предоставляется спальное место, постельные принадлежности: матрац, подушка, одеяло; постельное бельё: две простыни, наволочка; полотенце; столовая посуда и столовые приборы: миска (на время приема пищи), кружка, ложка; одежда по сезону (при отсутствии собственной); книги и журналы из библиотеки учреждения.

Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством РФ, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин). Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное, туалетная бумага.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ Самуйленко Е.Н. был обеспечен индивидуальным спальным местом, комплектом постельного белья (наволочка, две простыни, одеял, подушка, матрац, два полотенца), посудой и столовыми приборами, туалетной бумагой, гигиеническим набором, о чем проставлены его подписи в камерной и арматурной карточках. Периодичность выдачи гигиенического набора – 1 раз в месяц, что опровергает доводы истца в части не предоставления гигиенических наборов.

Согласно ст.23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Производится выдача уборочных принадлежностей, инвентаря и дезинфицирующих средств в камеры (на основании устных и письменных заявлений), места общего пользования, производственные участки.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ, подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.

Из материалов дела следует, что в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве Самуйленко Е.Н. содержался в период с ххг. по ххг. По прибытии Самуйленко Е.Н. был размещен в камере № х общей площадью 15,07 кв.м., которая оборудована х спальными местами, фактическое содержание составляло х человека; с ххг. Самуйленко Е.Н. был размещен в камеру № хх общей площадью 36,2 кв.м., которая оборудована хх спальными местами, фактическое содержание составляло х-х человек, что соответствует требованиям ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ, поскольку норма санитарной площади в камерах на одного человека составляет не менее четырех квадратных метров.

Камеры в соответствии с требованиями п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы оборудованы спальными местами, столом и скамейкой с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, светильниками дневного и ночного освещения, напольной чашей (унитазом), умывальником (с горячим и холодным водоснабжением), штепсельными розетками для подключения бытовых приборов, вызывной сигнализацией. Телевизор (тумбочка под телевизор или кронштейн для крепления телевизора), холодильник, оборудуются при наличии возможности. Нормами действующего законодательства также не определены обязательное оборудование камер для содержания подозреваемых и обвиняемых (мужчин) телевизорами и холодильниками. Для вещания общегосударственных программ камеры оборудованы радиоприемником. Санитарные узлы камер оборудованы сплошной кирпичной перегородкой от пола до потолка и деревянной дверью, что обеспечивает необходимую степень приватности. Наличие душа в камерах Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы не предусмотрено.

Все камеры учреждений оборудованы естественной приточно-вытяжной и принудительной вентиляцией, находящейся в исправном состоянии. Дополнительное проветривание помещений камер осуществляется при выводе спецконтингента ежедневно на прогулку и еженедельную санитарную обработку, а в случае необходимости поступление свежего воздуха осуществляется через форточку оконных проемов, к которой имеют самостоятельный доступ лица, содержащиеся в камере.

Железная перегородка над дверью с 16 отверстиями размером 1 см, которая, как считает Самуйленко Е.Н., служит вентиляцией, является антивандальным коробом, в котором расположен радиодинамик.

Также из отзыва представителя ответчика следует, все камеры, в которых содержался Самуйленко Е.Н., оборудованы исправными радиаторами отопления. Отопление в камеры в осенне-зимний период подается согласно графику отопительного сезона (с октября месяца по апрель месяц), температура в камерах составляет 18-23 градуса по Цельсию. 

В соответствии с требованием приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2001 №276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы», в ФКУ СИЗО-4 УСИН России по г. Москве обеспечивается сохранность надлежащего технического состояния и постоянной эксплуатационной пригодности строительных конструкций зданий и сооружений, их санитарно-технического оборудования и систем энергообеспечения. Оконные проемы и освещение соответствует «Нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России» СП 15-01 и оборудованы металлической решеткой, деревянными рамами для обеспечения изоляции подозреваемых и обвиняемых. Камеры оборудованы круглосуточным искусственным освещением мощностью не менее 100 Вт. Дежурное освещение мощностью 75 Вт включается с 22:00ч. до 06:00ч. ежедневно. Ночное освещение оборудовано над дверью камеры, что позволяло лицам, содержащимся в жилой части камеры, спать. Кроме того, в целях осуществления надзора за спецконтингентом, отключение ночного освещения не предусмотрено требованиями действующего законодательства. Естественное освещение в камерах осуществляется через оконные проемы.

Ежемесячно производится дератизация и дезинфекция, а также при необходимости (по заявлению), о чем имеются акты выполненных работ, которые не содержат перечень помещений, в том числе камер с указанием их номеров, в которых осуществляется дератизация и дезинфекция, поскольку дератизация и дезинфекция проводится в комплексе целого помещения (режимных корпусов, административного здания, пищеблока, столовой, складских помещений, гаража, питомника) без указания конкретных номером помещений в актах выполненных работ.

Возражая против доводов истца, представитель ответчика также указывает, что организация питания лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве осуществляется в соответствие с приказом ФСИН России от 02.09.2016 №696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях УИС», нормы питания устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время».

Организация питания повышенных норм рациона и замены продуктов осуществляется на основании Приказа Минюста России от 17.09.2018 №189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

Блюда согласно меню готовятся в соответствии с раскладками продуктов и технологическими картами, обеспечивается разнообразный рацион питания, ежедневно состоящий их мясных и рыбных блюд с крупяными и овощными гарнирами, каши приготавливаются на молоке. Спецконтингент получает продукты питания в виде горячего трехразового питания. Свежие фрукты положены к выдаче только для несовершеннолетних подследственных, осужденных.

Ежедневно перед каждой раздачей пищи сотрудники здравпункта снимают пробу готовой пищи, а также контролируют санитарное состояние пищеблока и минипекарни.

Учитывая изложенное, доводы Самуйленко Е.Н. о плохом качестве питания суд находит не состоятельными. То обстоятельство, что приготовленная пища не устраивала истца по ее вкусовым качествам, не является основанием для вывода о допущенных нарушениях со стороны ответчика.

Приложение №1 (норма №6), утвержденное Приказом Минюста России от 03.12.2013 №216, определяет перечень и сроки эксплуатации выдаваемого имущества спецконтингенту, в том числе постельных принадлежностей: 1 одеяло со сроком эксплуатации 3 года, 1 матрац со сроком эксплуатации 3 года,1 подушка со сроком эксплуатации 3 года, 4 простыни со сроком эксплуатации 1 год, 2 наволочки со сроком эксплуатации 1год, 2 полотенца со сроком эксплуатации 1 год, 1 банное полотенце со сроком эксплуатации 1 год.

В соответствии с п.45 Приказа Минюста РФ от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. При смене постельного белья в пользование подозреваемым, обвиняемым, осужденным выдается две простыни, одна наволочка и два полотенца. Данные о еженедельной смене белья не фиксируются в камерной карточке.

Постельные принадлежности и вещевой инвентарь каждому подозреваемому, прибывшему в следственный изолятор, выдается в соответствии с нормами положенности и установленными сроками эксплуатации. Кроме того, законодательно не закреплено обязательство учреждения по выдаче нового вещевого имущество прибывшему в учреждение спецконтингенту в нарушение сроков его эксплуатации.

Согласно 41 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага; издания периодической печати из библиотеки СИЗО; настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды; предметы для уборки камеры; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование под контролем администрации).

Согласно п.45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Самуйленко Е.Н. в период содержания в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве предоставлялась санитарная обработка не реже одного раза в 7 дней не менее 15 минут, а также ежедневная прогулка в светлое время суток продолжительностью не менее одного часа в соответствии с требованиями указанных Правил. Данный факт Самуйленко Е.Н. в доводах административного иска подтвердил и впоследствии не оспаривал.

Как следует из возражений ответчика на доводы истца о ненадлежащем оборудовании прогулочного двора, ограждение 70 прогулочных дворов и перегородки между ними выполняются кирпичными толщиной не менее 38 см, высотой не менее 3 м. По верху прогулочных дворов крепится металлическая рама, к которой приваривается металлическая решетка с ячейками не более 170х170мм. Сверху на решетку укладывается и закрепляется металлическая сетка с ячейками не более 50х50мм. В середине прогулочного двора устанавливается скамейка, над прогулочными дворами, вдоль стен, противоположных помосту для младшего инспектора, устраиваются навесы для укрытия от атмосферных осадков шириной до 1,2м. Двери прогулочных дворов устраиваются по типу камерных.

Истец также также указывает, что в период содержания в следственном изоляторе его вывозили в суды и к следователю, при этом каждый такой выезд сопровождался подъемом в 6 утра, завтраком, после 06.00ч. выводом на сборное отделение и ожиданием транспортировки в суд. При этом на сборном отделении он находился в стесненных условиях в малоразмерных помещениях совместно с курящими людьми.

Согласно примерному распорядку дня подозреваемых и обвиняемых в соответствии с приложением №4 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, подъем осуществляется в 6.00ч. В сборном отделении находятся 4 бокса временного содержания, площадь которых соответствует Нормам проектирования следственных изоляторов ФСИН России СП 15-01 и составляют 12,1кв.м.; 12,7кв.м.; 13,0кв.м.; 25,4кв.м. Место для курения в указанных камерах не предусмотрено. Кроме того, суд принимает во внимание, что в камерной карточке Самуйленко Е.Н. указано «курит», что последним не оспаривалось.

Ранний вывод спецконтингента из камер обусловлен временем убытия на судебно-следственные действия. Время отправки из учреждений зависит от времени прибытия полка по конвоированию, назначенного от ГУ МВД России, поскольку конвоирование лиц, содержащихся под стражей, осуществляется органами внутренних дел. Распределение подозреваемых, обвиняемых по камерам сборного отделения осуществляется согласно категориям тяжести совершенных преступлений, в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ.

Также, разбирательством дела установлено, что жалоб, заявлений и предложений по условиям содержания от Самуйленко Е.Н. в адрес ФКУ СИЗО-4УФСИН России по г. Москве не поступало.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», размещение в камерах подследственных и осужденных производится с учетом их личности и психологической совместимости, а также пола и возраста. Соблюдение плана покамерного размещения и раздельного размещения спецконтингента является приоритетным направлением в целях обеспечения личной безопасности лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Данное направление контролируется руководством учреждения, прокуратурой г. Москвы, ОНК, УФСИН России по г. Москве и ФСИН России. За период содержания и перемещения административного истца в следственном изоляторе нарушений со стороны контролирующих органов за период содержания заявителя установлено не было. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Согласно разъяснениям, данным в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

В соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Судом административному истцу разъяснены процессуальные права, была обеспечена возможность представить доказательства в обоснование своих доводов по иску.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что совокупность представленных доказательств не подтверждает, что оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении… Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Поскольку в судебном заседании не установлен факт ненадлежащих условий содержания под стражей административного истца, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-4 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░. 

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 13 ░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 24 ░░░ 2021 ░░░░.

 

░░░░░                                                                                                                   ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02а-0062/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 13.05.2021
Истцы
Самуйленко Е.Н.
Ответчики
ФКУ СИЗО-4 УФИН по г. Москве
РФ в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России
Суд
Бабушкинский районный суд
Судья
Фомичева О.В.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
13.05.2021
Решение
24.05.2021
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее