Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2105/2021 ~ М-602/2021 от 27.01.2021

10RS0011-01-2021-001683-20

№ 2а-2105/2021-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 марта 2021 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе:

председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.

при секретаре Паласеловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гурбанова Владимира Алексеевича к первому заместителю начальника Управления Федеральной службы исполнения наказания России Лещеву Виктору Ивановичу, Федеральной службе исполнения наказания России об оспаривании решения,

установил:

Гурбанов В.А обратился в суд с административным иском к ФСИН России об оспаривании решения от 10.12.2020 года об отказе в переводе для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение того же вида на территории субъекта наиболее близко расположенного к месту жительства ближайшего родственника. Иск мотивирован тем, что отбывание наказания в удаленном от места жительства родственников истца регионе нарушает его личные неимущественные права на общение с родными.

Определением от 19.02.2021 года к участию в деле привлечен соответчик первый заместитель начальника ФСИН России Лещев В.И..

Административный истец, чье участие в деле было обеспечено путем проведения видеоконференции, в проведенном по делу судебном заседании иск поддержал, пояснил, что его мать не приезжает на свидания к истцу, поскольку не имеет финансовых возможностей, удаленность местонахождения колонии от места жительства матери, проживающей в г.Москва, не позволяет воспользоваться положенными истцу свиданиями с матерью, препятствует поддержанию общественно-полезных связей. Истец в своем обращении не указал конкретный регион, куда он просит направить его для отбывания наказания, поскольку не располагает информацией о том, в каких из них имеются колонии строго режима.

Представитель административного ответчика ФСИН России Дагданова А.А. по доверенности в судебном заседании полагала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поддержал представленные по делу письменные возражения на иск.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, Гурбанов В.А. судим приговором Московского городского суда от 19.10.2011 года по ст. 105 ч. 2 п. «а,ж,л», ст. 30 ч. 3 – ст. 105 ч.2 п. «а,ж,л» (в ред. Федерального закона от 21.07.2004 №73-ФЗ), ст. 69 ч. 3 УК РФ к 19 годам лишения свободы в ИК строгого режима. Истец с 25.01.2012 года отбывает наказание в ФКУ ИК-9.

29.09.2020 года истец обратился в адрес ФСИН России с заявлением о переводе для дальнейшего отбывания наказания в регион, наиболее близко расположенный к месту жительства его матери ФИО10

Порядок перевода осужденных определяется статьей 81 УИК, согласно указанной статье перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.

Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы.

Порядок перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Соответствующий порядок утвержден Приказом Минюста России от 26.01.2018 №17 "Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое".

В материалы дела представлено подготовленное УФСИН России по РК и направленное во ФСИН России на рассмотрение вместе заявлением истца о переводе заключение от 20.10.2020 года об определении места отбывания наказания. Из указанного положительного заключения усматривается, что истец состоит на профилактическом учете как лицо, склонное к совершению преступления террористического характера и экстремистской направленности, а также лицо, изучающее, пропагандирующее, исповедующее либо распространяющее экстремистскую идеологию.

С позиции административного ответчика ФСИН России истец к осужденным, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, не относится.

Как следует из норм приведенного выше порядка перевод осужденных осуществляется по решению ФСИН России. При этом основанием для вынесения такого решения является мотивированное заключение территориального органа УИС о переводе. Заключение о переводе утверждается начальником территориального органа УИС либо лицом, его замещающим. Утвержденное территориальным органом УИС заключение о переводе с материалами направляется во ФСИН России. К заключению о переводе должны прилагаться: характеристика; справка о поощрениях и взысканиях; письменное заявление осужденного на перевод; при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, - справка оперативного управления (отдела, группы) территориального органа УИС с указанием мер, принятых территориальным органом УИС для устранения обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении; справка медико-санитарной части.

Документальные свидетельства о дате направления и составе направляемых УФСИН по РК во ФСИН России материалов в отношении истца суду не представлены. По пояснениям представителя ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН по РК направлялись представленные в дело заявление истца, положительное заключение от 20.10.2020 года, справка по личному делу осужденного от 15.10.2020 года, медицинское заключение. При этом сведения о месте жительства матери истца представлены в справке по личному делу осужденного, они соответствуют сведениям, изложенным истцом в его личном заявлении в адрес ФСИН России.

10.12.2020 года решением первого заместителя начальника ФСИН России Лещева В.И. истцу отказано в удовлетворении его заявления со ссылкой на то, что истец не указал регион, куда следует перевести его для дальнейшего отбывания наказания. Указанное решение зарегистрировано в ФКУ ИК-9 25.12.2020 года. Иск подан в суд 10.02.2021 года в установленный ч.1 ст.219 КАС РФ срок.

Формально оспариваемое решение вынесено полномочным должностным лицом, оформлено в установленной законом форме. Вместе с тем закону оно не соответствует.

Как следует из приведенных выше нормативно-правовых актов закона, осужденный имеет право на перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.

Истец в своем заявлении от 29.09.2020 года изложил свои требования в соответствии с формулировкой, приведенной в ст. 81 УИК РФ, поскольку данными о наличии колоний в близлежащих от Москвы регионах не располагал.

С учетом этого административные ответчики были не вправе отказывать истцу в удовлетворении его заявления по существу со ссылкой на то, что истец не указал регион, куда следует перевести его для дальнейшего отбывания наказания.

Порядок действий ФСИН России в случае не указания осужденным конкретного региона, в который он просит направить его для дальнейшего отбывания наказания Приказом Минюста России от 26.01.2018 №17 «Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое» не урегулирован. При таких обстоятельствах суд полагает возможным применение к сложившемуся правоотношению положений ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», предусматривающей, что при рассмотрение обращения государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Поскольку обращение истца было рассмотрено по существу без истребования у него необходимых для рассмотрения обращения сведений о регионе, в который истец полагает он должен быть направлен, суд приходит к выводу о том, что административные ответчики нарушили требования закона и нарушили права административного истца.

Данных об урегулировании заявления истца, в том числе в ходе повторного рассмотрения его заявления, ответчиками и заинтересованным лицом суду не представлены, истцу сведения о положительном разрешении его заявления не известны.

В силу указании постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Поскольку подлежащие установления при вынесении решения о переводе обстоятельства не были исследованы и оценены административным органом при разрешении заявления истца, а данные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения заявления и подлежат обязательному установлению, суд приходит к выводу о том, что способом восстановления прав истца является понуждение административного ответчика ФСИН России повторно рассмотреть обращение Гурбанова В.А. от 29.09.2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск удовлетворить.

Признать ответ первого заместителя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказания России Лещева Виктора Ивановича от 10.12.2020 года №ОГ-12-56841 на обращение Гурбанова Владимира Алексеевича от 29.09.2020 года незаконным и нарушающим его права.

Обязать Управления Федеральной службы исполнения наказания России в течение месяца повторно рассмотреть обращение Гурбанова Владимира Алексеевича от 29.09.2020 года и сообщить об исполнении решения в суд и Гурбанову Владимиру Алексеевичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Тарабрина Н.Н.

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 177 КАС РФ 26.03.2021 года

2а-2105/2021 ~ М-602/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гурбанов Владимир Алексеевич
Ответчики
первый заместитель начальника ФСИН России Лещев В.И.
ФСИН России
Другие
УФСИН России по Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тарабрина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
27.01.2021Регистрация административного искового заявления
27.01.2021Передача материалов судье
28.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.02.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2021Судебное заседание
12.03.2021Судебное заседание
19.03.2021Судебное заседание
26.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее