РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2019 года г. Москва
Черемушкинский районный суд г. Москвы в составе судьи Бреховой С.И. при секретаре Кондракове В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-156/19 по административному исковому заявлению Гришаева Василия Ивановича к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по г. Москве **, Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по г. Москве о признании незаконными постановлений о возбуждении исполнительного производства, о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Гришаев *. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по г. Москве *., Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по г. Москве о признании незаконными постановлений о возбуждении исполнительного производства, о взыскании исполнительского сбора, мотивируя тем, что * года судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по г. Москве *. возбуждено исполнительное производство № *-ИП, предметом которого является взыскание денежных средств с Гришаева В.И. Копия данного постановления не направлялась в адрес должника. О наличии исполнительного производства Гришаев В. И. узнал только * года в Арбитражном суде г. Москвы при ознакомлении с заявлением * о включении требований в реестр кредиторов. Исполнительное производство было возбуждено на основании исполнительного листа, выданного на основании решения Одинцовского городского суда Московской области, вступившего в законную силу * года.
Таким образом, административный истец полагает, что срок предъявления исполнительного листа к исполнению истек * года.
* года судебным приставом-исполнителем *. вынесено постановление о взыскании с истца исполнительского сбора в сумме *** коп. Административный истец также полагает данное постановление незаконным, поскольку он не был извещен о сроке для добровольного исполнения требований исполнительного документа, в связи с тем, что ему не направлялась копия постановления о возбуждении исполнительного производства.
Административный истец просит суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МО по ОИП УФССП по г. Москве *. от * года № * о возбуждении исполнительного производства № *-ИП, признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МО по ОИП УФССП по г. Москве *. от * года № * о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № *-ИП.
Административный истец Гришаев *. в судебное заседание не явился, извещен, его интересы по ордеру и доверенности представляет Бизюкова *., которая в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МО по ОИП УФССП по г. Москве *. – представитель административного ответчика Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по г. Москве в судебное заседание явился, исковые требования не признал, мотивируя их необоснованностью, пояснил, что исполнительное производство было возбуждено на законном основании, однако доказательств, подтверждающих факт направления истцу копии исполнительного производства, не имеется. Взыскание исполнительского сбора в отдельное производство не выделялось, следовательно, данное постановление исполнению не подлежит в связи с окончанием исполнительного производства.
Заинтересованное лицо *. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судом установлено, что * года судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по г. Москве *. вынесено постановление № * о возбуждении исполнительного производства № *-ИП в отношении Гришаева *., предметом исполнения по которому являлось взыскание задолженности в сумме * евро, * руб., госпошлина в сумме * рублей, а всего * коп. в пользу взыскателя * Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа № * от * года, выданного *городским судом Московской области на основании решения, вступившего в законную силу * года.
* года судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по г. Москве * вынесено постановление № * о взыскании с Гришаева *. исполнительского сбора в размере * коп.
Согласно истребованным по запросу суда сведениям из Черемушкинского ОСП УФССП по г. Москве, * года судебным приставом-исполнителем Черемушкинского ОСП УФССП по г. Москве вынесено постановление № * о возбуждении исполнительного производства № *-ИП в отношении Гришаева *., предметом исполнения является взыскание с Гришаева *. в пользу *. задолженности. Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа № ** от * года, выданного Одинцовским городским судом Московской области на основании решения, вступившего в законную силу * года.
* года постановлением судебного пристава-исполнителя Черемушкинского ОСП УФССП по г. Москве № * исполнительное производство № *-ИП в отношении Гришаева * окончено в связи с поступлением заявления от взыскателя об окончании исполнительного производства, исполнительный документ возвращен взыскателю.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Согласно ст.22 Федерального закона "Об исполнительном производстве", срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
При этом, в силу п.3.1 ст.22 названного Закона, в случае, если исполнение по ранее предъявленному исполнительному документу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного федеральным законом.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 года N 7-П, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (часть 2), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), положения части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в той мере, в какой эти положения в их взаимосвязи позволяют - при неоднократном прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению предъявлением исполнительного документа к исполнению с последующим возвращением взыскателю на основании его заявления - всякий раз исчислять течение этого срока заново с момента возвращения исполнительного документа по данному основанию взыскателю и продлевать его тем самым на неопределенно длительное время.
Постановлением предписано впредь до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, при предъявлении взыскателем исполнительного документа к исполнению должностные лица службы судебных приставов, а также суды, разрешая вопрос о наличии оснований для возбуждения или отказа в возбуждении исполнительного производства, в частности о соблюдении срока предъявления исполнительного документа к исполнению, в случае, если представленный исполнительный документ ранее уже предъявлялся к исполнению, но затем исполнительное производство по нему было окончено в связи с заявлением взыскателя, при исчислении этого срока обязаны вычитать из установленной законом общей продолжительности срока предъявления исполнительных документов к исполнению периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу осуществлялось, начиная с его возбуждения и заканчивая его окончанием в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по его заявлению.
Таким образом, в случае, если представленный исполнительный документ ранее уже предъявлялся к исполнению, но затем исполнительное производство по нему было окончено в связи с заявлением взыскателя, периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу осуществлялось, вычитаются из общего срока.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что срок предъявления к исполнению исполнительного листа № * от * года, выданного Одинцовским городским судом Московской области на основании решения, вступившего в законную силу * года, на момент его предъявления в МОСП ОИП УФССП по г. Москве истек, в связи с чем у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для вынесения постановления от * года № * о возбуждении исполнительного производства № *-ИП.
В соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» 1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в связи с признанием судом незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства, суд полагает обоснованным требование административного истца о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от * года № * о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № *-ИП.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ , суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ *, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ *. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № *-░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ *. ░░ * ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № *-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 01.07.2019 ░.