Дело № 2-1848/2020
УИД: 92RS0003-01-2020-002162-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2020 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Байметова А.А., при секретаре Гонтарь С.В., при участии истца Яковлева И.В., представителя истца – Лесиной Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлева Ивана Владимировича в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Яковлевой Анны Ивановны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ГБУ города Севастополя «Городская служба жилищного фонда», Департамент образования и науки города Севастополя, о признании права собственности на комнату в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Яковлев И.В. и Яковлева А.И. обратились в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора социального найма истцу была предоставлена комната по адресу: <адрес>, комн. 91, данная комната находилась в государственной собственности <адрес>. Комната была включена в реестр собственности <адрес> на основании распоряжения Правительства Севастополя. Истцы обратились с заявлением в Департамент капитального строительства <адрес> в предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> (приватизация)» истцам, однако им было отказано. На основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» они имеют право на приватизацию комнаты, ранее такое право истцы не использовали. На основании изложенного истцы просили признать за ними право собственности на комнату, расположенную по адресу: <адрес>, комн. 91.
В судебном заседании представитель истца, истец настаивали на исковых требованиях в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что с Яковлевым И.В. заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселена как член семьи дочь – Яковлева Анна Ивановна, 2008 года рождения.
Истец обратился в Департамент капитального строительства <адрес> о предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> (приватизация) на основании пунктов 1, 8, 11 пункта 20 Административного регламента в предоставлении государственной услуги истцу отказано.
Поскольку истцом не предоставлено документы, необходимые для оказания государственной услуги, указанные в пункте 16 Административного регламента, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно:
- отсутствуют справки о регистрации по месту жительства из всех мест проживания после ДД.ММ.ГГГГ - для граждан, изменивших место жительства после ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации или документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства после ДД.ММ.ГГГГ (домовая книга, штамп в паспорте о регистрации), в случае, если заявитель ранее был гражданином иного государства за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
-справки (документы), подтверждающие, что ранее право на приватизацию жилья заявителя не было использовано, из всех мест проживания на территории Российской Федерации, по которым заявитель проживала за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (документ (сведения)), подтверждающий факт неиспользования права приватизации жилых помещений на территории <адрес>, не требуется;
-справки (документы), подтверждающие, что ранее право на приватизацию жилья заявителя не было использовано, из всех мест проживания на территории Российской Федерации по которым заявитель проживал за период с 04.07. 1991 по ДД.ММ.ГГГГ (документ (сведения), подтверждающие факт неиспользования права приватизации жилых помещений на территории <адрес>, не требуется);
- справки о регистрации по месту жительства Яковлевой А.И. из всех мест проживания после 04.07.1991г. – для граждан, изменивших место жительства после 04.07.1991г. на территории РФ за период с 25.01.2006г. по 17.08.2015г.;
- справки (документы), подтверждающие, что ранее право на приватизацию жилья Яковлевой А.И. не было использовано, из всех мест проживания на территории РФ, по которым заявитель проживал за период с 25.01.2006г. по 17.08.2015г.
Кроме того, в решении об отказе в предоставлении государственной услуги указано на то, что в соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности <адрес>», жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком 91 включено в Реестр собственности <адрес> как жилое помещение общежития. Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> на жилое помещение в общежитии противоречит ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991г. № «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», в соответствии с которой, приватизации не подлежат жилые помещения в общежитиях.
Ответчиком в решении об отказе в предоставлении государственной услуги указано на наличие разночтений в предоставленных документах, а именно: согласно выписки из Реестра собственности Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ указан адрес <адрес>, ком. №, при этом в выписке из домовой книги и в паспорте гражданина РФ Яковлева И.В. указан адрес: <адрес>.
В судебном заседании установлено, что истец в указанный период проживал в государстве Украина, о чем свидетельствует паспорт гражданина Украины серия НА № выданный Теофипольским РО УМВД Украины в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано что Яковлев И.В. был прописана постоянно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Яковлев И.В. был зарегистрирован в <адрес> корп. «А», <адрес>.
До получения данного паспорта документом удостоверяющим личность был паспорт гражданина УССР который был сдан после получения паспорта Украины.
Согласно представленного уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/№ отсутствует в ЕГРН информация о правах Яковлева И.В. на объекты недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации. В справке №-и указано в том, что Яковлев И.В. в период регистрации в городе Севастополе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> А, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу <адрес>, ком. №, участия в приватизации жилых помещений не принимал.
Допрошенные в судебном заседании свидетели: ФИО7, ФИО8, зарегистрированные по адресу <адрес> являются соседями истца, показали, что истец Яковлев И.В. постоянно проживает по спорному адресу более 10 лет с дочерью и женой постоянно место жительства не менял.
Решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе города-героя Севастополя» поддержано принятие Верховной Радой Автономной Республики Крым решения о провозглашении Крыма независимым суверенным государством - Республики Крым, в которой город-герой Севастополь имеет особый статус (п. 1). Все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с её участием на территории <адрес>, признаны учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными городом Севастополем (п.5). Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории <адрес>, признана собственностью <адрес> (п.6).
Согласно ст.ст. 1. 2 Договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Российской ФИО1 и Республикой Крым о принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее - Договор), ст. ст. 1, 2 Федерального Конституционного Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - <адрес> и <адрес> значения» Севастополь, (далее - Конституционный Закон) <адрес> принят с ДД.ММ.ГГГГ в состав Российской Федерации в качестве <адрес> значения.
В силу ст. 9 Договора, ст. 23 Федерального конституционного закона, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия ДД.ММ.ГГГГ в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и <адрес>, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и <адрес>, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.
На территории города федерального значения Севастополя, согласно ст. 12 Конституционного Закона, действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право на жилище, согласно ст.. 17 Конституции РФ, принадлежит каждому от рождения. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются совершеннолетние лица, дети. Право на жилище, провозглашенное в указанной статье, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в законе.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (ч. 2 ст. 60 ЖК РФ).
В силу ч.1 ст. 63, ч.7 ст. 100 ЖК РФ договор социального найма, договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, а также правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище определены Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
В силу статьи 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, на основании ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 18 указанного Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственной ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Передача жилых помещений в собственность граждан, согласно ст. 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 4 названного Закона установлен запрет на приватизацию жилых помещений в общежитии.
Жилые помещения в общежитии, на основании п. 2 ч.3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 188-ФЗ (ЖК РФ) (с изменениями и дополнениями), являются одним из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Специализированный жилищный фонд, в силу ч.1 и ч.5 ст. 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>» - это совокупность жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес>, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых в соответствии с разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и по правилам настоящего Закона. Жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд, вносятся в Реестр специализированного жилищного фонда <адрес>.
На основании ст. 10 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>» в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.
Правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что комната 91 в <адрес> в <адрес>, предоставленная истцу на основании договора социального найма жилого помещения № ДСН/17-995 от ДД.ММ.ГГГГ, не является жилым помещением в общежитии, на которые распространяется запрет в приватизации.
Суд учитывает, правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в которой разъяснено, следующее.
Решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона, поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.
Передача жилых помещений в собственность граждан, в соответствии со ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 7 «Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Применительно к этой норме следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Следовательно, факт принятия решения о передаче жилых помещений в общежитии, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность свидетельствует об изменении статуса жилого помещения.
Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.
Согласно части первой статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть первая статьи 56 настоящего Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценивая доказательства по делу в их совокупности, суд принимает во внимание то обстоятельство, что Департамент капитального строительства <адрес>, в порядке статьи 56 ГПК РФ, не предоставил доказательств о наличии оснований, установленных законом, для отказа в предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> (приватизация)».
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем в том числе признания права.
Таким образом, суд при рассмотрении дела установил, что истцы в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право на приобретение в собственность в порядке приватизации комнаты № в <адрес> в <адрес>, с учетом их проживания в ней на условиях договора социального найма, а так же ранее не участия в приватизации жилья, в связи с чем исковые требования о признании права собственности на него обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд-
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить.
Признать за Яковлевым Иваном Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на ? долю в жилом помещении – комнате №, расположенной по адресу: ФИО1, <адрес>, общей площадью 16,3 кв.м.
Признать за Яковлевой Анной Ивановной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на ? долю в жилом помещении – комнате №, расположенной по адресу: ФИО1, <адрес>, общей площадью 16,3 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение одного месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий –
Решение в окончательной форме изготовлено 30 ноября 2020 года.