Гражданское дело № 2-324/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магдагачи 02 октября 2018 года
Амурская область
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Волошина О.В.,
при секретаре Барковой Я.В.,
с участием:
истца помощника прокурора Магдагачинского района Истомина М. П.,
ответчика общества с ограниченной ответственностью «Магдагачинская теплоснабжающая компания» (ООО «МТК») в лице представителя ФИО4, действующего на основании доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Магдагачинская теплоснабжающая компания» о возложении обязанности обеспечить наличие нормативного запаса угля на котельных « ЦРБ» по адресу: п. Магдагачи, ул. Лесная д. 17, котельной « КЕ»- пгт. Магдагачи,
УСТАНОВИЛ:
и. о. прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Магдагачинская теплоснабжающая компания» о возложении обязанности обеспечить наличие нормативного запаса угля на котельных « ЦРБ» по адресу: п. Магдагачи, ул. Лесная д. 17, котельной « КЕ»- пгт. Магдагачи, заявленные требования обоснованы следующим.
Прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка готовности объектов ТЭК и ЖКХ к предстоящему отопительному сезону 2018-2019 гг. В соответствии с ч. 5 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и тепловые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей. На основании п. 2 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 10 августа 2012 года № 377 (далее по тексту Порядок) норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее по тексту ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее по тексту НЭЗТ). В соответствии с п.п. 3, 21 вышеуказанного Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года. Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток. Согласно п. 11 указанного Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Пунктами 12,13 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) устанавливают, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Так, согласно п. 20 Порядка при доставке твердого топлива автотранспортом объем ННЗТ рассчитывается на 7 суток. НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Подпунктом «а» п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правил) закреплено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества. Согласно пп. «а» п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Следующие муниципальные котельные на основании договора аренды имущества от 28.12.2017заключенного между ООО «МТК» и администрацией пгт. Магдагачи переданы ООО «МТК» с целью обеспечения коммунальными услугами потребителей на территории пгт. Магдагачи: 1) котельная «ЦРБ» расположенная по адресу - пгт. Магдагачи, ул. Лесная, д.17; 2) котельная КЕ - пгт. Магдагачи, ул.Молодежная. Посредством указанных котельных осуществляется теплоснабжение населения, объектов социальной инфраструктуры, административных зданий, расположенных на территории муниципального образования рабочего поселка Магдагачи Магдагачинского района Амурской области. Согласно информации администрации Магдагачинского района ННЗТ на 01.10.2018 на указанных котельных должен составлять 7,281 тыс. тонн. По состоянию на 05.09.2018 запас топлива составляет 1,409 тыс. тонн, что составляет 19 % от ННЗТ. Сложившаяся ситуация в сфере обеспечения котельных расположенных на территории пгт. Магдагачи Магдагачинского района топливом свидетельствует о ненадлежащем исполнении ООО «МТК» принятых на себя обязательств в качестве теплоснабжающей организации, что создает реальную угрозу срыва отопительного сезона на территории муниципального образования рабочий поселок Магдагачи и нарушении прав неопределенного круга лиц на получение коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества. Данная ситуация недопустима и подлежит устранению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, просит обязать ООО «МТК» обеспечить наличие нормативного запаса угля не менее 7,281 тыс. тонн к 01.10.2018 на котельных: 1) котельная «ЦРБ» расположенная по адресу - пгт. Магдагачи, ул. Лесная, д. 17; 2) котельная КЕ пгт. Магдагачи, ул.Молодежная б/н.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные прокурором Магдагачинского района исковые требования поддержал по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил: его доверитель с иском прокурора не согласен по следующим основаниям: деятельность котельных по созданию запасов топлива регламентируется Приказом Минэнерго России № 377 от 10 августа 2012 года, которым утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках (котельных). Согласно п. 2 Порядка, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ). Согласно пункту 12, пункту 15 части 1 указанного Порядка нормативный запас топлива нормативного эксплуатационного запаса топлива (ОНЗТ) рассчитывается и определяется на 01 октября (и не позднее) планируемого года. При этом, указанный Порядок не содержит положений, обязывающих владельца котельной создавать и (или) обеспечивать нормативный запас в течение отопительного сезона. Таким образом, доводы Прокурора Магдагачинского района о необходимости создания ОНЗТ после указанного срока, т.е. после 01 октября противоречат вышеуказанному порядку. Отсутствие ОНЗТ после 01 октября в количестве 7,281 тыс. тонн не влечет остановку работы котельных и срыву отопительного сезона в пгт. Магдагачи, поскольку Обществом осуществляются закупки в необходимом количестве угольной продукции с учетом потребности в топливе потребителями и не создает даже угрозы срыва отопительного сезона в течение всего срока. По состоянию на 1 октября 2018 года на котельных п. Магдагачи создан запас твердого топлива из расчета на 60 суток. Отгружено угля и отправлено поставщиком свыше 10 тысяч тонн, уголь поступает практически ежедневно и к концу октября суммарный запас угля на котельных п.г.т Магдагачи составит 100 процентов от нормативного запаса. Его доверитель в полной мере и в полном объеме выполняет свои обязательства по теплоснабжению на вверенных ему котельных, просит суд в удовлетворении исковых требований прокурору отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация муниципального образования пгт.Магдагачи о времени и месте судебного заседания извещено своевременно и надлежащим образом, представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Суд на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ пришел к выводу о возможности рассмотрения гражданского дела в отсутствие не явившегося третьего лица.
Заслушав объяснения сторон, на основании совокупности исследованных доказательств, суд пришел к следующему.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).
Одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в соответствии со ст.3 Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Пунктом 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно материалов гражданского дела 28 декабря 2017 года между муниципальным образованием р. п. Магдагачи и ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» заключен договор аренды недвижимого муниципального имущества для предоставления услуги теплоснабжения, в соответствии с которым ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» передано во временное владение и пользование имущество, указанное в приложении №1, в том числе, котельная ЦРБ, расположенная по ул.Лесная, 17, котельная КЕ-25-14С, расположенная по ул.Молодежная. (л.д.13-21).
В соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды недвижимого муниципального имущества для предоставления услуги теплоснабжения от 31.01.2018, пункт 2.1 договора изложен в следующей редакции: «действие настоящего договора распространяется на правоотношения между арендатором и арендодателем с 01.01.2018 до момента заключения концессионного соглашения, объектом которого будет являться объект настоящего договора. В случае не совпадения даты заключения и даты начала исполнения обязательств по концессионному соглашению, датой окончания действия настоящего договора будет последний день перед датой начала исполнения обязательств по концессионному соглашению (л.д.28).
Таким образом, полномочия по организации теплоснабжения на объектах муниципального имущества, в том числе на котельных ЦРБ и КЕ-25-14С, переданы ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» на основании договора аренды от 28.12.2017.
В силу ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).
В силу п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Согласно п.11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Таким образом, обязанность обеспечения безаварийной работы объектов теплоснабжения, надежного теплоснабжения потребителей и своевременного создания нормативных запасов топлива возложена на теплоснабжающие организации. ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания», осуществляющее эксплуатацию арендуемых объектов муниципального имущества, в силу вышеуказанного должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную, должна своевременно обеспечивать запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Порядок).
Согласно пп.2, 3 указанного Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
Согласно п.5 Порядка в расчете ННЗТ учитываются следующие объекты:
объекты социально значимых категорий потребителей - в размере максимальной тепловой нагрузки за вычетом тепловой нагрузки горячего водоснабжения;
центральные тепловые пункты, насосные станции, собственные нужды источников тепловой энергии в осенне-зимний период.
Согласно п. п. 19, 20 Порядка расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, в частности, объем запаса твердого топлива при доставке железнодорожным транспортом должен составляет 14 суток, автотранспортом – 7 суток.
Согласно п.п. 11, 12 Порядка НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
Согласно п.21 Порядка для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, в частности, по твердому топливу - 45 суток.
Прокурорской проверкой готовности объектов ЖКХ к отопительному сезону 2018-2019 годов установлено, что запас топлива на котельных п.Магдагачи, находящихся в пользовании ООО «МТК», по состоянию на 05 августа 2018 года составлял 1,40925 тыс.тонн угля, что в свою очередь составляло 19% от запаса основного и резервного видов топлива - 7,281 тыс. тонн и рассчитан на 22 суток (л.д.8-11). Согласно сведениям об ОНЗТ на 20.09.2018 года предоставленным администрацией Магдагачинского района, запас угля на котельных п.Магдагачи составляет 4,778 тыс. тонн (66% к нормативному запасу) и рассчитан на 59 суток.
Относиться критически к сведениям о запасе угля на котельных п. Магдагачи у суда оснований не имеется, поскольку эти сведения подтверждаются актом инвентаризации склада топлива котельной КЕ-25, согласно которому по состоянию на 01.10.2018 на складе хранится 3228 тонн угля.
Доводы представителя ответчика о выполнении в полном объеме требований законодательства регулирующего формирование запасов твердого топлива подтверждаются:
квитанцией о приеме груза ЭЭ844454, согласно которой 30 сентября 2018 года в адрес ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» направлен уголь бурый массой 1019,850 тонн, срок доставки – 11.10.2018.
- квитанцией о приеме груза ЭЭ807063, согласно которой 29 сентября 2018 года в адрес ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» направлен уголь бурый массой 750,05 тонн, срок доставки – 10.10.2018;
- квитанцией о приеме груза ЭЭ757159, согласно которой 28 сентября 2018 года в адрес ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» направлен уголь бурый массой 955,850 тонн, срок доставки – 09.10.2018;
- квитанцией о приеме груза ЭЭ660110, согласно которой 26 сентября 2018 года в адрес ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» направлен уголь бурый массой 614,3 тонн, срок доставки – 07.10.2018;
- квитанцией о приеме груза ЭЭ618269, согласно которой 25 сентября 2018 года в адрес ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» направлен уголь бурый массой 951,7 тонн, срок доставки – 06.10.2018.
Таким образом в адрес ООО «Магдагачинская теплоснабжающая компания» направлено 4291,750 тонн угля, что вместе с остатком угля на котельных Магдагачи составляет 7519,75 тонн угля, что больше нормативного запаса угля, заявленного прокурором к обеспечению. Оснований относиться критически к представленным ответчиком документам у суда оснований не имеется.
В судебном заседании установлено, что ответчиком принимаются все возможные меры по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей на территории пгт.Магдагачи, в связи с чем, доводы прокурора Магдагачинского района о неисполнении теплоснабжающей организацией своих обязанностей по договору аренды муниципального имущества в части обеспечения нормативного запаса топлива и создании реальной угрозы нарушения прав потребителей на надлежащее предоставление коммунальных услуг являются необоснованными.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурору Магдагачинского района – отказать.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Магдагачинском районном суде 5 октября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в месячный срок со дня изготовления в окончательной форме.
Судья
Магдагачинского районного суда О. В. Волошин