27 октября 2020 года город Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Карматковой Е.В.,
при секретаре Ефремовой Л.Н.,
с участием
представителя истца Урбана П.Д.,
представителя ответчика Черновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к КГУП «Камчатский водоканал» о возложении обязанности организовать очистку сточных вод сбрасываемых через выпуск № 7 "ПМК-132" до нормативных значений, посредствам оборудования выпуска сооружениями обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод,
УСТАНОВИЛ:
Камчатский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к КГУП «Камчатский водоканал» о возложении обязанности организовать очистку сточных вод сбрасываемых в реку Авача через выпуск № 7 "ПМК-132" до нормативных значений, посредствам оборудования выпуска сооружениями обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка соблюдения законодательства об охране и использовании водных объектов. При проведении проверки установлено, что КГУП «Камчатский водоканал» осуществляет эксплуатацию систем водоотведения и предоставление услуг водоотведения на территории, в том числе, Елизовского муниципального района, с нарушением действующего законодательства. При осуществлении указанной деятельности КГУП «Камчатский водоканал» осуществляет водоотведение сточных вод в поверхностные водные объекты, в том числе в реку Авача. На основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 27.03.2017 № 41-19.07.00.002-Р-РСБХ-С-2017-01280/00, сроком действия до 31.12.2027 (далее - Решение) сброс сточных вод должен осуществляться Предприятием в р. Авача через выпуск № 7 «ПМК 132». Требования к максимальному содержанию загрязняющих веществ определены в решении исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ для водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение (подпункт 10 пункта 2.3 Решения). Река Авача относится к водным объектам, имеющим рыбохозяйственное значение. Через выпуск № 7 «ПМК 132» Предприятием осуществляется сброс неочищенных сточных вод, при этом очистные сооружения на выпуске № 7 «ПМК 132» отсутствуют. КГУП «Камчатский водоканал» собственной аккредитованной лабораторией осуществляет производственный контроль за качеством сбрасываемых сточных вод, результаты анализов которых показали, что сброс сточных вод от выпуска № 7 «ПМК 132» в реку Авача осуществляется с превышением концентрации ряда загрязняющих веществ, а именно: БПКполн - в 21 раз, взвешенные вещества - в 1,9 раза; ион амония - в 155 раз, фосфаты в 75,8 раз; железо - в 10,3 раза, алкилсульфонаты (АПАВ) - 18 раз, нефтепродуктов - в 17,8 раз. В ходе изучения поступивших протоколов результатов анализа сточных проб, установлено, что вода реки Авача не соответствует нормативам предельно-допустимых концентраций вредных веществ, предусмотренных для воды водного объекта рыбохозяйственного значения. Со сточными водами в реку сбрасываются следующие загрязняющие вещества: взвешенные вещества, хлориды, сульфаты, БПКп0Лн, ион аммония, нитриты, нитраты, фосфаты, железо алкилсульфонаты (АПАВ), нефтепродукты. Таким образом, сброс сточных вод КГУП «Камчатский водоканал» выпуска № 7 «ПМК 132» осуществляется с нарушением правил водопользовании, а именно: сброс сточных вод осуществляется с нарушением подпункта 10 пункта 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование, предусматривающее требования к максимальному содержанию загрязняющих веществ, которые определены в решении исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ для водных объектов, имеющих рыбохозяйствкенное значение. В нарушение указанных требований КГУП «Камчатский водоканал» не обеспечено соответствие качества сточных вод, сбрасываемых в водный объект, нормативным критериям, не приняты меры направленные на поддержание обслуживаемых сетей водоотведения в удовлетворительном техническом состоянии с целью предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, что влечет нарушение закрепленных статьей 42 Конституции Российской Федерации прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, просил обязать КГУП «Камчатский водоканал» организовать очистку сточных вод сбрасываемых через выпуск № 7 "ПМК-132" до нормативных значений, посредствам оборудования выпуска сооружениями обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в срок до 01 июля 2021 года.
В судебном заседании представитель истца – помощник Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Урбан П.Д. на удовлетворении исковых требований, с учетом их уточнения, настаивал, по изложенным в иске основаниям и дополнениям к нему. Обосновать доводы относительно срока исполнения решения суда не смог.
В судебном заседании представитель ответчика КГУП «Камчатский водоканал» Чернова А.А., действующая на основании доверенности, требования истца не оспаривала, по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснила, что на сегодняшний день обеззараживание стоков на выпуске № 7 "ПМК-132"не производится, выпуск очистными сооружениями не оборудован. Для обеспечения нормативной очистки сточных вод необходимо произвести комплекс работ по строительству новых очистных сооружений, которые осуществляются в рамах инвестиционной программы. Утверждение такой программы в отсутствие схемы водоснабжения и водоотведения не допускается. Основные направления и принципы развития централизованной системы водоотведения Елизовского городского поселения определены перспективной схемой водоотведения на 2014-2015 годы, актуализированной решением собрания депутатов Елизовского городского поселения № 590 от 26.09.2019. В соответствии с указанной схемой предполагается отведение сточных вод от выпусков, необорудованных очистными сооружениями на проектируемые канализационные насосные станции с последующим их перенаправлением на существующие и проектируемые очистные сооружения биологической очистки. Срок реализации запланированных мероприятий – 2025 год. Данные мероприятия требуют масштабного финансирования, предварительная стоимость работ составит 1108000 руб., в связи с чем, предприятие не имеет реальной возможности реализовать указанные мероприятия за счет собственных средств. Указала, что Гражданским процессуальным законодательством предусмотрено, что судебные решения должны быть исполнимыми, в установленный истцом срок, реализация мероприятий по обеспечению очистки сточных вод, невозможна. В связи с чем, просила установить суд более реальные сроки для исполнения обязательства по обеспечению выпуска сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
Представитель третьего лица – Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направило, о причинах неявки представителя не сообщило. В направленном отзыве, полагали, что срок, заявленный истцом, является заведомо неисполнимым даже при полном финансовом обеспечении.
Представитель третьего лица – Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направило, о причинах неявки представителя не сообщило.
С учетом мнения представителя истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 3 Водного кодекса РФ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Согласно ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, которые разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ запрещается при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Согласно пунктами 1, 3 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
В соответствии со ст. ст. 35, 39, 55 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, охране водных объектов.
Гигиенические требования к условиям отведения сточных вод в водные объекты установлены СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000). В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00, водопользователи на основе регламентированных условий сброса сточных вод и требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны обеспечить разработку и реализацию водоохранных мероприятий, осуществление контроля за использованием и охраной вод, принятие мер по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов, том числе вследствие залпового или аварийного сбора (пункт 3.4 правил).
В соответствии с приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» веществ (ион-амония, нитрит-ион, нитрат-ион, хлориды, железо, алкилсульфонаты, нефтепродукты) относятся к токсикологическим (оказывающим прямое токсичное действие на водные биологические ресурсы); взвешенные вещества и сульфат-анионы относятся к санитарно-токсикологическим (оказывающим действие на водные биологические ресурсы и санитарные показатели водных объектов рыбохозяйственного значения); фосфат-ион относится к санитарным (при попадании вещества в воду водного объекта рыбохозяйственного значения способствует нарушению экологических условий, в том числе нарушение самоочищения воды водных объектов).
В соответствии со ст. ст. 11, 21 Водного кодекса РФ использование водных объектов для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, осуществляется на основании соответствующего разрешения.
В судебном заседании установлено, что на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 27.03.2017 № 41-19.07.00.002-Р-РСБХ-С-2017-01280/00, сроком действия до 31.12.2027 (далее - Решение) сброс сточных вод должен осуществляться Предприятием в р. Авача через выпуск № 7 «ПМК 132» (л.д. 12-26).
Требования к максимальному содержанию загрязняющих веществ определены в решении исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ для водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение (подпункт 10 пункта 2.3 Решения).
Река Авача относится к водным объектам, имеющим рыбохозяйственное значение.
Через выпуск № 7 «ПМК 132» Предприятием осуществляется сброс неочищенных сточных вод, при этом очистные сооружения на выпуске № 7 «ПМК 132» отсутствуют.
Сброс сточных вод от выпуска № 7 «ПМК 132» в реку Авача осуществляется с превышением концентрации ряда загрязняющих веществ, а именно: БПКполн - в 21 раз, взвешенные вещества - в 1,9 раза; ион амония - в 155 раз, фосфаты в 75,8 раз; железо - в 10,3 раза, алкилсульфонаты (АПАВ) - 18 раз, нефтепродуктов - в 17,8 раз. В ходе изучения поступивших протоколов результатов анализа сточных проб, установлено, что вода реки Авача не соответствует нормативам предельно-допустимых концентраций вредных веществ, предусмотренных для воды водного объекта рыбохозяйственного значения.
Со сточными водами в реку сбрасываются следующие загрязняющие вещества: взвешенные вещества, хлориды, сульфаты, БПКп0Лн, ион аммония, нитриты, нитраты, фосфаты, железо алкилсульфонаты (АПАВ), нефтепродукты.
В ходе судебного заседания представитель ответчика не оспаривала, что сброс сточных вод от выпуска № 7 «ПМК 132» осуществляется с нарушением условий Решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что деятельность КГУП «Камчатский водоканал» при сбросах сточных вод осуществляется с нарушением природоохранного законодательства.
В связи с чем, удовлетворяет требование Камчатского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности на КГУП «Камчатский водоканал» организовать очистку сточных вод сбрасываемых через выпуск № 7 «ПМК 132» до нормативных значений, посредствам оборудования выпуска сооружениями обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нём срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Федеральный законодатель - исходя из требований статей 46 - 53, 118, 120, 123 и 125 - 128 Конституции Российской Федерации - закрепляет способы и процедуры судебной защиты применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел, учитывая особенности соответствующих материальных правоотношений, характер рассматриваемых дел, существо и значимость вводимых санкций и правовые последствия их применения.
Право на полную и эффективную судебную защиту, по смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, с учетом принципа правовой определенности как неотъемлемого элемента права на суд включает в себя исполнимость вступивших в законную силу судебных решений.
В силу требований статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение суда должно быть исполнимым.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание, наличие угрозы нарушения прав граждан и интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также требования разумности, учитывая, что для обеспечения нормативной очистки требуется комплекс работ по строительству новых очистных сооружений, реализация которых возможно с учетом инвестиционной программы на текущий год и предоставления надлежащего финансирования из средств краевого бюджета, суд считает возможным установить срок ответчику для исполнения решения суда срок до 01 июля 2024 года.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с КГУП «Камчатский водоканал» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Камчатского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать КГУП «Камчатский водоканал» организовать очистку сточных вод сбрасываемых через выпуск № 7 "ПМК-132" до нормативных значений, посредствам оборудования выпуска сооружениями обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в срок до 01 июля 2024 года.
Взыскать с КГУП «Камчатский водоканал» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.В. Карматкова
Решение в окончательной форме изготовлено 10 декабря 2020 года.
Копия верна:
Судья Е.В. Карматкова