Мотивированное решение от 25.06.2019 по делу № 02а-0245/2019 от 23.04.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

20 июня 2019 года                                                                                      г. Москва 

 

Бабушкинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Невзоровой М.В., при секретаре Филипповой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  2а-245/19 по заявлению Борисовой И.С. к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным отказа во включении в Реестр пострадавших граждан, обязании включить в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены,

 

УСТАНОВИЛ:

Борисова И.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным отказа во включении в Реестр пострадавших граждан, оформленного протоколом заседания комиссии от 3 апреля 2019 г.  ПК-20, обязании включить ее в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Требования мотивированы тем, что 15 декабря 2014 г. Борисова И.С. и ООО «РусьКапитал» заключили договор уступки прав (требований)  РА-19/38 к договору  004/19М от 12 августа 2014 г. участия в долевом строительстве многоквартирного дома по адресу: Московская обл., г. Ногинск, ул. Поселковая. По договору уступки к истцу перешли права (требования) участника долевого строительства ООО «РусьКапитал» в отношении однокомнатной квартиры к застройщику ООО «Ногинск-Интерстрой». Решениями Арбитражного суда г. Москвы застройщик и участник ООО «РусьКапитал» признаны несостоятельными (банкротами). До настоящего времени многоквартирный дом не возведен, однако во включении в реестр пострадавших граждан административному истцу отказано со ссылкой на то, что административный истец не соответствует одному из критериев, установленных п. 2 приложения  1 к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 г.  560/пр.

Административный истец и ее представитель Гарифулин Д.В. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен, представил письменные возражения на заявление.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

12 августа 2014 г. между ООО «Ногинск-Интерстрой» (застройщик) и ООО «РусьКапитал» (участник) заключен договор участия в долевом строительстве  004/19М, в соответствии с которым застройщик обязался в предусмотренный договором срок построить многоэтажный жилой дом  19 по адресу: Московская обл., г. Ногинск, ул. Поселковая и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать участнику объект долевого строительства  30 квартир, в том числе квартиру  38. 

14 августа 2014 г. произведена государственная регистрация договора.

Согласно п. 10.2 договора участия в долевом строительстве уступка прав требований по настоящему договору подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке.

19 августа 2014 г. стороны договора подписали акт об исполнении обязательств по договору участия в долевом строительстве, согласно которому участник исполнил свои обязательства по оплате цены договора в сумме 37094951,46 руб.

15 декабря 2014 г. между ООО «РусьКапитал» и Борисовой И.С. заключен договор уступки прав (требований)  РА-19/38, по которому участник передал новому участнику Борисовой И.С. права и обязанности по договору участия в долевом строительстве от 12 августа 2014 г.  004/19М. Цена договора уступки составила 1310000 руб. 

Административным истцом уплачено ООО «РусьКапитал» по договору уступки 917000 руб. платежным поручением от 15 декабря 2014 г.

Договор уступки не был зарегистрирован в установленном законом порядке.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 3 апреля 2018 г. ООО «РусьКапитал» признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 февраля 2019 г. застройщик ООО «Ногинск-Интерстрой» признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, до 21 августа 2019 г. 

3 апреля 2019 г. Главгосстройнадзор Московской области отказал Борисовой И.С. во включении в реестр пострадавших граждан в связи с несоответствием одному из критериев, установленных п. 2 приложения  1 к Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 г.  560/пр: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина  участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом  214-ФЗ; надлежащее исполнение гражданином  участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004  214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (ч. 4 названной статьи).

Согласно ч. 2 ст. 27 указанного закона действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.

В целях реализации приведенных законоположений издан Приказ Министерства строительного и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".

В силу п. 2 Приложения 1 к Приказу Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» критериями отнесения к числу пострадавших граждан являются: 1) неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (далее - проблемный объект); 2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ; 3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта; 4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства; 5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве; 6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и (или) ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации; 7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта; 8) отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.

 Согласно п. 3 Приложения 1 к Приказу Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 настоящего приложения, относится к числу пострадавших граждан.

Согласно пункту 5 Правил ведения реестра пострадавших граждан решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина с приложением документов, поименованных в пункте 6 Правил (копия документа, удостоверяющего личность; копии договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательств по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов.

Согласно пункту 10 указанных Правил заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий: 1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему Приказу; 2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин; 3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта; 4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору); 5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

В соответствии с п. 11 Правил гражданин не подлежит включению в реестр при наличии хотя бы одного из условий, предусмотренных пунктом 10 Правил.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение по настоящему делу, являются исполнение административным истцом обязанности указать фактические данные, с которыми закон связывает основания для включения в реестр пострадавших граждан, и представить документы, подтверждающие соответствие административного истца обозначенным критериям. Административный ответчик, в свою очередь, должен доказать наличие предусмотренных законом оснований для отказа во включении административного истца в реестр, а также соблюдение порядка принятия оспариваемого решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку судом не установлено несоответствия закону оспариваемого решения. Административный истец не соответствует Критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, поскольку представленный ею договор уступки не зарегистрирован в установленном законом порядке регистрирующим органом, то есть не может свидетельствовать о заключении ею договора участия в долевом строительстве, обязательства по оплате цены договора уступки исполнены административным истцом не в полном объеме.

Доводы административного истца о неисполнении ООО «Аверс Инвест» обязательств по заключенному с Борисовой И.С. договору оказания услуг, связанных с оформлением государственной регистрации договора уступки прав (требований), не имеет правового значения, поскольку не влечет признание договора уступки заключенным.

При таких обстоятельствах оснований для включения Борисовой И.С. в Реестр пострадавших граждан у административного ответчика не имелось. 

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Борисовой И.С. к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным отказа во включении в Реестр пострадавших граждан, обязании включить в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда  ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ 25 ░░░ 2019 .

 

░░░                                                                                                                  .. ░░░░░░░░░

02а-0245/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении, 20.06.2019
Истцы
Борисова И.С.
Ответчики
Главное Управление государственного строительного надзора Московской области
Суд
Бабушкинский районный суд
Судья
Невзорова М.В.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее