Дело № 2-2923/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Березники 29 августа 2016 года
Березниковский городской суд Пермского края
в составе судьи С.А.Мардановой,
при секретаре Н.Г.Юсуповой,
с участием представителя истца Н.Н. Челпанова, И.В Агзямовой, действующих на основании доверенностей,
ответчика Д.А. Хорьковой,
представителя ответчика адвоката О.А. Фалеевой, действующей на основании ордера,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Березники гражданское дело по иску Комитета по вопросам образования администрации города Березники к Хорьковой Д.А. о возврате суммы неосновательного обогащения,
у с т а н о в и л :
Истец Комитет по вопросам образования администрации города Березники обратилось в суд с иском к ответчику Хорьковой Д.А., указывая, что согласно приказу № от <дата> ответчик была принята на работу ..... в МАОУ СОШ № (далее - Учреждение). <дата> Комитет по вопросам образования администрации города Березники (КВО), МАОУ «СОШ № и Хорькова Д.А. заключили договор о предоставлении единовременного государственного пособия педагогическому работнику. Согласно п.2.3 договора истец обязан обеспечить перечисление суммы пособия на лицевой счет Учреждения. В соответствии с п.2.5 договора Учреждение обязуется осуществить перечисление пособия на лицевой счет ответчика в размере ..... руб. В свою очередь ответчик обязуется отработать в учреждении, в должности учителя начальных классов ..... года с момента заключения договора. Выплата пособия осуществляется за счет бюджета Пермского края в соответствии с Законом Пермского края от 12 марта 2014 года № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае». Во исполнение обязательств по договору ответчику было перечислено пособие в размере ..... руб. <дата> по инициативе ответчика трудовой договор был прекращен. В настоящее время ответчик работает в должности ..... в МАДОУ «Детский сад №». Указанные факты установлены решением Березниковского городского суда от <дата> по делу №. Таким образом, расторгнув трудовой договор и фактически не отработав ..... года в должности учителя начальных классов, ответчик нарушила условия Закона и Договора, на основании которого ей было предоставлено государственное пособие в размере ..... рублей. В случае прекращения трудового договора с образовательной организацией до истечения трех лет со дня заключения договора о выплате пособия часть его в размере, пропорциональном неотработанному времени, подлежит возврату в бюджет Пермского края. Ответчику направлено письменное требование о необходимости возврата государственного пособия в размере ..... руб. пропорционально неотработанному времени. До настоящего времени требование истца не удовлетворено. Таким образом, по мнению истца, ответчик получила неосновательное обогащение в указанной сумме. Истец просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере ..... руб.
Представитель истца Н.Н. Челпанов, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным доводам.
Представитель истца И.В Агзямова, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным доводам.
Ответчик Хорькова Д.А. в судебном заседании выразила несогласие с иском. Пояснила, что <дата> приступила к работе в должности ..... в муниципальном общеобразовательном учреждении СОШ №, намеревалась работать по своей специальности постоянно. В силу объективных причин, а именно по состоянию здоровья, была вынуждена прекратить трудовые отношения с СОШ №. После увольнения, без перерыва продолжила работу по педагогической специальности в муниципальном учреждении дошкольного образования «Детский сад №», которое также входит в перечень образовательных учреждений, работа в котором дает право на получение единовременного государственного пособия педагогическому работнику в сумме ..... руб. Следовательно, статус педагогического работника в муниципальном учреждении не утратила. Перед увольнением из СОШ № она устно обращалась в КВО с вопросом о необходимости возврата пособия, на что ей было разъяснено, что, при условии продолжения работы в ином муниципальном образовательном учреждении необходимости в возвращении выплаченного пособия не будет.
Представитель ответчика - адвокат Фалеева О.А., действующая на основании ордера, поддержала позицию ответчика, просит в удовлетворении иска отказать, полагает, что оснований для возврата пособия не имеется, поскольку взыскание выплаченного пособия не будет отвечать тем целям, для которых оно было установлено законодательством. Кроме того, полагает, что истец не вправе заявлять данные требования, поскольку выплата пособия производится из краевого бюджета, подлежит возврату в бюджет, соответственно, права истца не нарушены.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №, приходит к следующему.
Установлено, что ответчик на основании приказа № от <дата> принята на работу учителем начальных классов в МАОУ СОШ № г.Березники (л.д.15).
На основании заявления ответчика от <дата> (л.д.8), <дата> между Комитетом по вопросам образования города Березники, МАОУ «СОШ №» города Березники и Хорьковой Д.А. заключен договор о предоставлении педагогическому работнику единовременного государственного пособия (л.д.7).
Согласно ведомости перечисления № пособие перечислено на счет Хорьковой Д.А. в размере ..... руб. Факт получения денежных средств ответчиком не отрицается.
На основании приказа № от <дата> трудовые отношения между МАОУ «СОШ №» и ответчиком прекращены по инициативе работника (л.д.9).
<дата> ответчик принята на работу в МАДОУ «Детский сад №» города Березники воспитателем, где и работает по настоящее время.
Согласно представленной истцом справке сумма пособия, подлежащего возврату, составляет ..... руб. (л.д.24).
Решением Березниковского городского суда Пермского края от <дата> исковые требования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» к Хорьковой Д.А. о возврате суммы неосновательного обогащения в размере ..... руб. оставлены без удовлетворения. Решение вступило в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций.
Согласно части 1, 2 статьи 47 указанного закона под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
Как следует из пункта 7 части 5 вышеназванной статьи закона, педагогические работники имеют право на получение мер социальной поддержки, установленных федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.
Законом Пермского края 12.03.2014 № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае» предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки педагогических работников. В частности, статьей 23 установлено, что в Пермском крае педагогическому работнику государственной образовательной организации Пермского края и муниципальной образовательной организации, финансируемой за счет субвенций из бюджета Пермского края, педагогическому работнику образовательной организации, реализующей программы начального общего образования, или образовательной организации, реализующей программы дошкольного и начального общего образования, расположенных в сельском населенном пункте Пермского края и отнесенных к малокомплектным в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Закона, устанавливаются дополнительно к федеральным следующие меры социальной поддержки:
1) лицам, поступающим на работу в соответствии со специальностями и (или) направлениями подготовки в указанные в настоящей части образовательные организации, в течение трех лет со дня окончания образовательной организации (по очной форме обучения) выплачивается единовременное государственное пособие в размере ..... рублей.
Единовременное пособие выплачивается при следующих условиях:
трудоустройство в указанной в настоящей части образовательной организации является первым после окончания обучения в организации высшего или среднего профессионального образования;
принятие педагогическим работником обязательства отработать в указанной в настоящей части образовательной организации три года со дня заключения трехстороннего договора о предоставлении единовременного пособия между педагогическим работником, органом управления образования муниципального района (городского округа) (уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края в сфере образования) и указанной в настоящей части образовательной организацией (далее - договор о предоставлении единовременного пособия).
В случае прекращения трудового договора с образовательной организацией до истечения трех лет со дня заключения договора (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2, 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) часть единовременного пособия в размере, пропорциональном неотработанному периоду, подлежит возврату в бюджет Пермского края.
Порядок выплаты и возврата единовременного пособия и форма договора о предоставлении единовременного пособия утверждаются нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Единовременное государственное пособие выплачивается по основному месту работы.
Постановлением Правительства Пермского края от 25 июля 2014 г. № 689-п утвержден Порядок выплаты и возврата единовременного государственного пособия педагогическому работнику и формы договора о предоставлении единовременного государственного пособия педагогическому работнику, который определяет механизм назначения, выплаты и возврата единовременного государственного пособия лицам, поступающим на работу в соответствии со специальностями и (или) направлениями подготовки в образовательные организации Пермского края.
Согласно пунктам 2, 3 Порядка трехсторонний договор о предоставлении единовременного государственного пособия педагогическому работнику заключается между педагогическим работником, образовательной организацией и уполномоченным органом в сфере образования (Министерством образования и науки Пермского края для государственных образовательных организаций Пермского края или органом управления образования муниципального района (городского округа) для иных образовательных организаций, указанных в части 1 статьи 22 Закона) (далее соответственно - Уполномоченный орган, трехсторонней договор) в течение 15 рабочих дней со дня предоставления педагогическим работником документов в образовательную организацию.
Единовременное государственное пособие педагогическому работнику выплачивается при следующих условиях:
трудоустройство в образовательной организации является первым после окончания обучения в организации высшего или среднего профессионального образования;
принятие педагогическим работником обязательства отработать в образовательной организации три года со дня заключения трехстороннего договора.
Пунктом 7 Порядка установлено: сумма (часть суммы) единовременного государственного пособия подлежит возврату в бюджет Пермского края в случае, установленном в пункте 1 части 1 статьи 22 Закона, в следующем порядке:
7.1. сумма (часть суммы) единовременного государственного пособия, подлежащая возврату в бюджет Пермского края, перечисляется педагогическим работником на счет Уполномоченного органа в течение 30 рабочих дней с даты прекращения трудового договора;
7.2. в случае неперечисления педагогическим работником суммы (части суммы) единовременного государственного пособия в добровольном порядке Уполномоченный орган направляет педагогическому работнику не позднее 5 рабочих дней со дня выявления соответствующих обстоятельств требование о возврате суммы (части суммы) в бюджет Пермского края (далее - требование), которое должно быть исполнено педагогическим работником в течение 10 рабочих дней после дня его получения;
7.3. в случае неисполнения требования по истечении срока, указанного в пункте 7.2 настоящего Порядка, Уполномоченный орган обеспечивает взыскание суммы (части суммы) единовременного государственного пособия, подлежащей возврату в бюджет Пермского края, в судебном порядке.
Согласно пункту 8 Порядка контроль за соблюдением условий, установленных пунктом 3 настоящего Порядка, осуществляется Уполномоченным органом и (или) органами государственного финансового контроля Пермского края в соответствии с действующим законодательством.
Из совокупности изложенных правовых норм следует, что разрешение вопроса о возврате суммы (либо части суммы) единовременного государственного пособия в случае невыполнения педагогическим работником обязательства отработать в образовательной организации три года, относиться к компетенции уполномоченного органа, которым в данном деле является Комитет по вопросам образования администрации города Березники.
Из положений Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. В том числе, одним из таких условий является предоставление дополнительных мер социальной поддержки педагогов.
Выплата единовременного государственного пособия, предусмотренная статьей 23 Закона Пермского края «Об образовании в Пермском крае» в качестве меры социальной поддержки педагогических работников, направлена на повышение социальной значимости педагогического труда, на привлечение высококвалифицированных молодых педагогов к работе именно в государственных или муниципальных образовательных учреждениях Пермского края, реализующей программы дошкольного и начального общего образования.
Из установленных судом обстоятельств следует, что ответчик, в силу объективных причин вынужденная прекратить трудовые отношения с конкретным муниципальным образовательным учреждением, тем не менее, без какого-либо перерыва продолжила свою трудовую деятельность именно в муниципальном учреждении дошкольного образования, то есть она не утратила статус педагогического работника муниципального образовательного учреждения. При таких обстоятельствах взыскание с ответчика выплаченного ей пособия не будет отвечать тем целям, для которых оно было установлено законодательством с учетом особого статуса педагогического работника.
Кроме того, суд полагает, что помимо специальных норм, подлежащих применению к возникшим между сторонами правоотношениям, подлежат применению и общие нормы законодательства, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, поскольку именно о получении ответчиком неосновательного обогащения указывает в иске истец.
Между тем, в силу положений ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой, оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
По смыслу указанной нормы обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: доказанности факта приобретения или сбережения имущества, приобретения или сбережения имущества за счет другого лица и отсутствия правовых оснований для этого, то есть когда приобретение или сбережение имущества за счет другого лица не основано ни на законе, ни на договоре.
Пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Бремя доказывания недобросовестности ответчика лежит на лице, требующем возврата неосновательного обогащения.
Таких доказательств стороной истца суду не представлено. Более того, доводы ответчика о том, что перед увольнением ей были даны разъяснения об отсутствии обязанности по возвращению пособия, свидетельствующие о добросовестности ее поведения, стороной истца не опровергнуты.
При отсутствии недобросовестности со стороны ответчика оснований для взыскания с нее части пособия судом не усматривается.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Комитета по вопросам образования администрации города Березники к Хорьковой Д.А. о возврате суммы неосновательного обогащения в размере ..... руб. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Судья - подпись С.А.Марданова
Копия верна, судья